Александр Жулин:
«ХОЧЕТСЯ ПОПРОБОВАТЬ ИНОЙ СТИЛЬ» |
|
Фото © Алексей Даничев
Никита Кацалапов, Виктория Синицына и Александр Жулин |
Фигуристы Виктория Синицина и Никита Кацалапов во время самоизоляции много бегали и работали над растяжкой в домашних условиях. Об этом в интервью RT рассказал тренер танцевальной пары Александр Жулин. По его словам, чемпионы Европы находятся в нормальной рабочей форме. Специалист также признался, что пандемия коронавируса стала для него поводом засесть за мемуары, объяснил, почему предпочитает работать в Москве, и усомнился в том, что новая система оценок прыжков справедлива.
— У вас была возможность вывезти своих подопечных в Новогорск, вы отказались. Почему?
— Честно? Побоялся ехать с ребятами в столь большую толпу. В Новогорск ведь при первой же возможности отправились чуть ли не все сборные. И второе, что мне очень не понравилось, что всем приехавшим предстоит на месяц оказаться в полной изоляции от внешнего мира: приехал — тебя закрыли на месяц, и уже никуда не выйти. А у меня двое маленьких детей — вторая дочка родилась в апреле. Оставить жену в одиночестве я просто не готов.
— Означает ли этот шаг, что льда вы не увидите еще довольно долго?
— Лёд есть на «Москвиче», где мы уже договорились о тренировках. В понедельник прошли тесты, если результаты будут в порядке, начнем кататься. Понятно, что будут некоторые ограничения, но к ним мы готовы.
— Ограничения по количеству людей на льду?
— Не только. И по возрасту тоже. К тренировкам будут допущены только те, спортсмены, кому уже исполнилось 18 лет.
— В чем смысл?
— Не ко мне вопрос. Смысла в том, что сейчас происходит в Москве, и так не слишком много. Метро работает, народу в нем полно, но при этом гулять нужно по расписанию.
— В каком формате вы поддерживали отношения со спортсменами во время пандемии?
— Вика с Никитой много бегали, дома у них есть беговая дорожка, работали над растяжкой и находятся в совершенно нормальной рабочей форме. Раньше мы обычно катались до 25 мая, а готовиться к новому сезону начинали в Москве 15-20 июня. Примерно в те же сроки планируем начать работу сейчас, главное — быстро восстановить кондиции на льду. Обидно, конечно, что мы скорее всего останемся без этапов Гран-при: все идет к тому, что их отменят.
— Хоть программы не меняй...
— Короткий танец мы менять и не собираемся. Произвольный, думаю, мы сделаем новый. Все-таки шесть раз эту программу прокатать в прошлом сезоне успели. А поскольку новый сезон — предолимпийский, хочется чего-то нового, попробовать какой-то иной стиль.
— Есть идеи на этот счёт?
— Идей полно, была бы возможность их реализовать.
— В прежние годы вы летом выезжали на подготовку в другие города, сейчас же скорее всего останетесь в Москве.
— Мы не так много куда-то выезжали, кстати. Чаще сидели в Новогорске. И вообще мне кажется, что за два месяца спортсмены настолько соскучились по катанию, что нет никакой разницы, где именно кататься. Главное плавно войти в сезон, без форсирования подготовки и травм.
— Кому на ваш взгляд проще входить в сезон после длительного перерыва — танцорам или одиночникам?
— Однозначно тем, кто прыгает. Восстанавливать четверные прыжки намного сложнее, чем чоктау и моухоки: я много раз видел этот процесс и знаю, что даже у таких мастеров, каким был Дайсуке Такахаши, в начале сезона прыжков просто нет. Все приходится нарабатывать заново, а это очень сложная координация. Для того, чтобы прыгать на льду, совершенно недостаточно тех упражнений, которые можно делать на полу.
— Многие спортсмены признаются, что после первого месяца самоизоляции им становилось сложно сохранить нормальное настроение и продолжать работать, не понимая, зачем это делают. Вас депрессивные состояние не посещали?
— С одной стороны, для меня лично два месяца пролетели достаточно быстро, но не могу сказать, что отдохнул — постоянно испытывал какое-то напряжение, убивала монотонность происходящего. По Вике с Никитой я не замечал, что они как-то «сдулись». Главным было не заболеть, уберечь лёгкие. И главное, что у нас это получилось, хотя я очень боялся за своих. Сами знаете, когда спортсмен набирает высокую форму, его иммунитет сильно ослаблен и человек становится подвержен любым инфекциям.
— Синицина и Кацалапов работали все это время по своим собственным планам, или вы как-то корректировали эти занятия?
— Мне не приходилось сильно контролировать процесс — в плане работы ребята и сами большие профессионалы. Знаю, что они сделали очень большой объем беговой работы, бегали гораздо больше, чем в прошлые сезоны и, надеюсь, набрали благодаря этому очень приличные функциональные кондиции. Сейчас многое будет зависеть уже не от Вики с Никитой, а от нас, тренеров: какие мы придумаем поддержки, дорожки, насколько эффектной получится программа.
— Знаю, что американские фигуристы активно использовали время самоизоляции для собственного развития: посещали он-лайн курсы по танцам, например.
— Когда у танцора нет возможности кататься, ему на мой взгляд полезнее бегать, а не танцевать. Потому что главная проблема в начале сезона заключается не в том, чтобы выполнить какую-то поддержку или другой элемент, а в том, чтобы доехать четырехминутную программу до конца. Так было всегда, еще в те времена, когда катался я сам. А это — функциональная подготовка. К счастью, в этом сезоне нас не коснулись изменения в правилах — они затронули только прыжки.
— Как-то скептически, судя по голосу, вы к этому относитесь.
— А как можно относиться к тому, что лутц и риттбергер уравняли по стоимости?
— На мой взгляд, это как раз объяснимо, поскольку многие фигуристы прыгают лутц таким образом, что он становится почти неотличим от риттбергера.
— Можно сказать и так. Но всё равно лутц — это другая скорость, это необходимость держать внешнее ребро до самого конца, это прыжок-противоход, основанные на контрдвижении. Риттбергер таких ощущений не создает. Спросите любого фигуриста, какой прыжок сложнее, почти все, я уверен, назовут лутц. Ну а то, что спортсмен умеет «воровать» на входе в прыжок — это показатель профессионализма.
— Вы сейчас серьёзно это сказали?
— А почему нет? Когда я вижу недокрученные прыжки, всегда воспринимаю это как техническую ошибку, недостаток исполнения. Всё-таки, прыжки должны быть докрученными. Если же фигурист «своровал» какую-то часть прыжка в самом начале, тут можно только восхититься его умением получить преимущество, не нарушая правил. Это же надо додуматься до такого, найти эту лазейку!
— В автобиографической книге, которую вы начали писать, вы вспоминаете, что многие упражнения, которыми пользуетесь в своих тренировках, подсмотрели еще у Станислава Жука и Сергея Четверухина. С чего вдруг вы решили взяться за мемуары?
— Показалось, что такая книга может быть интересной. Все шло очень хорошо, но как только начали отменять ограничения и я почувствовал, что уже скоро можно будет начать тренироваться, мой литературный запал пошёл на убыль. Хотя очень надеюсь, что снова вернусь к этому. Нужно только найти свободное время.
— С просьбами поставить программу к вам кто-то из фигуристов обращался?
— Да, но пришлось отказывать — из-за невозможности нарушать самоизоляцию.
— А если попробовать делать это в онлайне?
— Даже не стал бы пытаться. В моем представлении это сродни резиновым женщинам и безалкогольному пиву. Даже не представляю, как может постановщик работать, не чувствуя человека. Не хочется даже думать о том, что такая необходимость в нашем виде спорта может наступить.
— От чего вы сильнее всего страдали во время пандемии?
— От невозможности поиграть с друзьями в футбол. Дома старался двигаться, но понимал, что с каждым днем лень все больше забирается в тело. К счастью, не поправился, а, наоборот: похудел на три килограмма. Прочитал статью японского нобелевского лауреата о том, что человек должен есть один раз в день, делая суточные перерывы между приемами пищи, и решил испытать этот метод на себе. Результат мне понравился. Так что пандемия прошла для меня под знаком здорового образа жизни.
2020 год.
|