Александра Трусова: ФИГУРНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК |
|
Фото © Global Look Press |
Единственная в мире исполнительница четырех разных четверных прыжков приняла решение сменить тренера и тем самым разрушить ставшую всемирно известной аббревиатуру ТЩК (Трусова/Щербакова/Косторная). В этой аббревиатуре в силу порядка букв спортсменке отводилась главенствующая позиция, и вряд ли это было случайностью: в октябре, когда Саша встряхнула мир победой на Japan Open при четырех удачных четверных, выполненных в одной программе, казалось, что в мире не существует фигуристки, способной перебить заявленную россиянкой сложность каким-либо иным набором качеств. Но вышло совсем иначе. Все, чем могла похвастаться дебютантка взрослого сезона на момент его завершения — это тремя бронзовыми наградами, завоеванными в финале Гран-при, на чемпионате России и чемпионате Европы. Иначе говоря, имеющиеся на руках козыри не сыграли ни разу.
В таких ситуациях не нужно быть пророком, чтобы понять, что спортсменка (а, точнее, ее родители) с очень большой вероятностью задумается о смене тренера. Так и произошло: в последних числах апреля источник, близкий к группе Этери Тутберидзе сообщил о том, что Саша уже известила о своем решении своего прежнего наставника, что она уходит из группы с одним из тренеров, с которым намерена продолжать сотрудничать, но кроме этого будет искать более именитого специалиста, чтобы тот согласился бы взять спортсменку под свое покровительство: так уж повелось в фигурном катании, что с не слишком известным тренером у борта завоевывать авторитет в глазах судей иногда становится проблематично.
Официально переход Трусовой к другому наставнику может считаться оформленным только после того, как сама Александра или её представитель, обладающий соответствующим правом, передаст Федерации фигурного катания России необходимые документы о смене. Один из источников сообщил, что до окончания майских праздников это сделать не представляется возможным, потому что согласно соответствующему указу президента страны объявлены выходные для борьбы с распространением коронавируса.
«Все новости, которые будут появляться в СМИ до 12 мая, стоит расценивать, как слухи и не более того. Семья спортсменки не будет их комментировать вплоть до окончательного решения, которое будет опубликовано на сайте ФФКР», — сообщил информатор.
Колесо, тем не менее, завертелось. В среду олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко подтвердил, что Александра официально начала процесс смены тренера, готовит соответствующие документы, чтобы предоставить их в ФФККР.
Ранее еще один источник сообщил, что в качестве нового тренера, который мог бы стать основным, семья Трусовых рассматривала три кандидатуры, одна из которых отпала уже на первоначальной стадии переговоров — получивший предложение специалист ответил семье отказом.
Нынешняя ситуация с Трусовой отчасти напоминает ту, что имела место пять лет назад с Юлией Липницкой. Применительно к героине Игр в Сочи очень быстро выяснилось, что наставников, готовых взять к себе сильно сдавшую позиции фигуристку, можно пересчитать по пальцам. И что никто из них не горит желанием приобретать «кота в мешке». Наиболее оптимальным с точки зрения технического развития спортсменки (после того, как отказом ответил один из ведущих российских специалистов) казался переезд за океан к Брайану Орсеру или Рафаэлю Арутюняну, но вставала иная проблема: в этом случае фигуристка не могла отправиться в США или Канаду одна, поскольку не имела водительских прав и банально не смогла бы передвигаться. Вот и получилось, что единственной реальной кандидатурой на роль тренера Липницкой остался Алексей Урманов — человек, прекрасно знающий технику прыжков и умеющий этому научить.
Не исключено, что Плющенко — это точно такая же единственно реальная кандидатура для Трусовой, тем более что в «Ангелах Плющенко» продолжает работать предыдущий тренер спортсменки Александр Волков. Отправить фигуристку к тому же Арутюняну изначально представлялось не слишком вероятным: это связано не только с тем, что Калифорния - наиболее дорогой для проживания штат, а Арутюнян — один из наиболее дорогих тренеров, но и с тем, что у Трусовой, в силу ее возраста может оказаться слишком много «багажа» — кто-то ведь должен решать бытовые вопросы, выполнять функции менеджера, переводчика и так далее. С аналогичными проблемами сталкивалась после переезда в Канаду двукратная чемпионка мира и вице-чемпионка Игр в Пхенчхане Евгения Медведева, но она, несмотря на драматизм ухода, обладала гораздо более громким, нежели у Трусовой, послужным списком, более мощной спонсорской поддержкой и многочисленными рекламными контрактами. Да и время было гораздо более благоприятным, нежели сейчас, когда фигурное катание того и гляди рухнет из-за коронавируса, как бизнес.
Сам Арутюнян отказался комментировать вероятность перехода в его группу российской фигуристки, но сказал:
«Любюому тренеру, думаю, было бы интересно поработать со спортсменом, который входит в первую десятку мира. Просто все российские атлеты очень зависимы от созданных для них условий: шаг в сторону расценивается как побег и исторически известно к чему это приводит...»
Главный вопрос на самом деле заключается в другом: сумеет ли новый наставник Трусовой поднять одну из наиболее ярких фигуристок мира на новый для нее уровень? И возможно ли это в принципе?
Теоретически да, но будет неимоверно сложно. Во-первых, Саша — яркий представитель поколения российских одиночниц, которые бывают особенно хороши в свой первый взрослый сезон до начала роста и взросления. Во-вторых, школа Тутберидзе имеет достаточно ярко-выраженную специфику — примерно как барселонская академия футбола, лучшие игроки которой бывают прекрасно подготовлены для того, чтобы продолжить карьеру в том же клубе, но крайне болезненно приживаются в других командах. После тех нагрузок и той конкуренции, через которую приходится пройти прежде чем оказаться на взрослом льду, у фигуристок почти не остается ресурса: их карьера не рассчитана на продолжительный срок, за несколько последних лет это стало совершенно очевидно, и вряд ли кто не согласится с тем, что пик Сашиной карьеры её прежний тренерский штаб планировал не в каком-то обозримом будущем, а «здесь и сейчас» — на чемпионате мира в Монреале, отмененном из-за пандемии коронавируса. Для того, чтобы продолжать выступать на прежнем уровне сложности, Саше нужна уже совсем другая работа, которая позволила бы выстроить новое тело, новую технику, новый стиль катания. Иначе говоря — начать все с нуля. Такие вопросы не решаются в несколько месяцев, значит, нужно учиться ждать. И понимать, что количество четверных прыжков на женском льду будет только множиться. А значит, «вау-эффекта, который сопровождал выступления Трусовой в этом сезоне, может уже никогда не случиться.
Кто безусловно выиграл от этого громкого перехода — так это сам Плющенко. Для его Академии трансфер такого уровня — это прежде всего прекрасная реклама. Если вспомнить постоянные и очень жесткие пикировки Плющенко в публичном пространстве со штабом Тутберидзе, олимпийский чемпион вообще может считать себя победителем. Ну а если Евгений действительно сумеет довости до больших побед Трусову, всем нам останется снять перед ним шляпу. А пока - пожелать успеха.
2020 год
|