|
Фото © Александр Вильф
на снимке Алексей Мишин |
Однажды Алексей Мишин сказал: «Мужским составом
своей группы я мог бы успешно соревноваться хоть против сборной
Америки, хоть против сборной мира». Действительно, питерскому
тренеру принадлежит своего рода мировой рекорд - никому и никогда
не удавалось одновременно работать с таким количеством звезд, попеременно
выводя их в чемпионы.
Известную спортивную пару Тамара Москвина - Алексей
Мишин, ставшую в конце 60-х вице-чемпионами мира, в силу возраста
я помнила смутно. В памяти застряла лишь музыка - популярный шлягер
про вояку-короля, который до сих пор нет-нет, да и запустят по радио:
«Тирьям-тирья-рям, трам-тирьям…».
А много лет спустя,
уже общаясь со знаменитым тренером, как журналист, сделав не один
десяток интервью, я каждый раз удивлялась его стойкой приверженности
классике на льду, уверенности в себе и своих подопечных, чувству
юмора в самых тяжелых ситуациях и неизменной благожелательности
по отношению к пишущей братии.
Лишь однажды Мишин отказал в интервью
- после того, как его ученик Алексей Ягудин, став чемпионом мира-98,
решил уйти от тренера в группу Татьяны Тарасовой.
«Не принимайте
мой отказ на свой счет, - сказал Мишин по телефону, после того,
как происшедшее получило огласку. - Просто сейчас мне не хотелось
бы разговаривать на эту тему. Как говорят американцы, «No comment».
Через пару месяцев мы с Мишиным встретились в Москве.
- Неужели у журналистов еще есть ко мне вопросы?
- искренне удивился он, узнав, что разговор пойдет «о жизни»,
- Я же все о своих учениках давным-давно рассказал!
Тут-то и всплыло пресловутое «тирьям-тирьям».
- Почему я сам катался под «тирьям-тирьям»,
а мои ученики развивают классическую тему? Да исключительно благодаря
мудрости нашего тренера - Игоря Москвина. Классика предоставляет
фигуристу неограниченные возможности. Но в наши с Москвиной времена
было абсолютно бессмысленно конкурировать с Людмилой Белоусовой
и Олегом Протопоповым в классическом катании, красоте линий, отточенности
движений, поз. Эта ниша была ими прочно занята. Москвин и догадался
предложить тему, в которой мы бы выглядели наиболее эффектно. Та
программа полностью соответствовала нашим физическим данным и была
абсолютно непохожей ни на чью другую. И воспринималась, что немаловажно,
как определенный авангард. Этот номер и сейчас, согласитесь, прозвучал
бы нормально.
- А повторить его вы сейчас смогли бы?
- Зачем? Если вы к тому, помню ли я его, то прекрасно
помню. Но, откровенно говоря, не люблю вспоминать свои прошлые успехи
- отношусь к той категории людей, которым, конечно же, важно, кем
ты был раньше, но еще важнее, кем стал сегодня. Не так давно я встретил
одного бывшего фигуриста, с которым выступал сам, и он вдруг меня
спросил: «Ну, как я выгляжу на льду? Как делаю перебежки?»
Мне это показалось диким: в возрасте, когда логичнее рассказывать,
как живет семья, дети, внуки, как, в конце концов, делают перебежки
сыновья, ученики, его по-прежнему больше всего заботит собственная
персона. Поэтому, ностальгических ноток от меня не ждите.
- Со стороны ваша тренерская карьера выглядит до
неприличия гладкой и успешной. Чего в ней было больше - везения,
удачного стечения обстоятельств, или же вы просто знаете рецепт?
- В спорте всегда присутствует доля случая. Если
бы трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина родилась не в
Москве, а, скажем, в Сыктывкаре или Улан-Удэ, если бы она не встретилась
со своим тренером - Станиславом Жуком, мир имел бы такую фигуристку?
Если ты родился там, где можно плыть, бежать или стрелять, это уже
удача. То же самое касается и тренеров. Кем бы я стал, если бы родился
в Магадане? Уж никак не тренером по фигурному катанию. А дальше
надо просто работать. Можно не быть знаменитым - люди интуитивно
чувствуют, если в тренере есть искра божья. Ученики начинают подплыватьсами.
И только потом в этом перенасыщенном ученическом растворе неизбежно
начинают появляться кристаллы и кристаллики.
- Звучит, действительно, как готовый рецепт. А
как было в жизни?
- Я довольно рано почувствовал, что мне интересно
тренировать. Во всяком случае, уже с конца своей спортивной карьеры
приобрел киноаппарат, стал снимать, сам проявлял пленку. Сначала
у меня была самая простенькая камера. По-моему она называлась «Спорт»
и стоила 14 или 15 рублей.
- Потом, видимо, «Кварц»?
- Что вы! «Кварц» - казался тогда пределом
мечтаний. Второй камерой у меня была «Нева» с переключающимися
объективами. Но в конце концов я накопил денег и купил японскую
камеру и просмотровый столик, на котором, вращая пленку вручную,
можно было медленно просматривать кадры. Снимал я везде, где только
мог, переписывал старые пленки, которые удавалось достать, а потом
на сборах мои ученики все лучшее копировали на льду. Кинотека у
меня была одна из самых больших в мире. Такая же, знаю, была у Жука,
у Москвина.
- И в конце концов, вы стали придумывать свое?
- А что нового можно придумать в фигурном катании?
- Но ведь придумывает поддержки и вращения своим
спортсменам ваша бывшая партнерша - Тамара Москвина?
- Это не так много. Придумывание ведь идет не из
воздуха. К примеру, я никогда не смогу прийти в институт ядерной
физики и что-нибудь этакое изобрести. Везде нужен большой исходный
материал, опыт. Как чужой, так и свой собственный. Кстати, иногда
ловлю себя на мысли, что раньше все мы не считали зазорным снимать,
записывать. А сейчас большинство наших тренеров лишь скептически
наблюдают за тем, что происходит на льду. И практически не пользуются
тем, что приходит в фигурное катание с Запада, от других специалистов.
- Вы продолжаете снимать и сейчас?
- Да. И вижу, что многие идут уже по нашим стопам.
Заимствуют расположение элементов, подбор музыки, хореографии…
- То есть, творчество превращается в ремесло?
- Это, кстати, не самое плохое понятие. Искусство
- и есть ремесло, доведенное до высшей степени совершенства. Сравните,
к примеру, мою работу и работу Москвиной. На первый взгляд, у нас
все различно, но на самом деле, очень много общего. Она разработала
свою систему построения программ, чередования элементов - и я тоже.
Правила сейчас таковы, что, например, в короткой программе как не
старайся, ничего принципиально нового не создашь. Даже в расположении
элементов.
Многое предопределено физиологическими особенностями
человеческого организма. Нельзя, например, самый сложный элемент
оставлять на конец программы - спортсмен, скорее всего, с ним не
справится. Существуют и другие законы. В театре артист никогда не
стоит в углу сцены. Если стоит -значит, задумано что-то с этим связанное.
Финальная часть спектакля - тоже всегда в центре. Черные козни -
возле кулис.
- Но это ведь стереотип.
- Я бы назвал это законом зрительского восприятия.
И, думаю, именно потому в искусстве ему следуют повсеместно.
- В постановке вы идете от музыки, или от программы?
- Когда тренер говорит, что считает главным - воплотить
на льду музыку, то для меня это, простите, детский лепет на лужайке.
Не об этом надо думать. А о том, чтобы завоевать медаль и победить
всех соперников. Надо видеть конечную задачу - «goal»,
- как говорят американцы. А она в спорте одна - выиграть. Вот и
я прежде всего думаю, что во-первых, моя программа должна быть безупречной
технически, чтобы спортсмен мог с ней победить. Во-вторых, она должна
быть предельно удобной для фигуриста, чтобы он мог ее выполнить
так, чтобы победить. В третьих, программа должна понравиться судьям,
чтобы они оценили ее максимально высоко и ты, опять же, мог бы победить.
Плюс к этому нужно чувствовать тенденции развития Международного
союза конькобежцев: что в данный момент ценится больше, что меньше,
- потому что общественное мнение создают и они. Не говорю уже о
том, что все вместе должно произвести впечатление и на зрителей,
от которых в фигурном катании тоже многое зависит.
- В вашей работе случались ошибки от неопытности?
- Конечно. Я лишь со временем понял, что сильный
тренер - не тот, кто обладает очень сильными сторонами, а тот, кто
не имеет слабых. Если в подготовке спортсмена где-то зияет дыра,
то в экстремальной ситуации все наработанное годами может в эту
дыру запросто ухнуть. Примеры я видел много раз. Когда сам начинал
работать, то самым трудным было взвесить пропорциональную важность
разных составляющих: сколько должно быть поддержек, шагов, вращений.
Сколько внимания уделять чистоте реберного катания в обязательных
фигурах, а сколько - геометрии самих фигур. Найти этот баланс не
так просто.
Недавно, кстати, на одном из международных конгрессов
очень известный тренер показывал девочку с фантастическим набором
шаговых элементов. Она до бесконечности выписывала шаги, троечки,
петли, но ведь ценность всего этого в современном катании минимальна.
Швейцарка Натали Криг могла вращаться пять минут без остановки -
благодаря этому попала даже в книгу рекордов Гиннеса. Но ведь только
на вращениях невозможно построить всю программу. Поэтому Криг никогда
не занимала высоких мест.
- В ком из спортсменов вы впервые увидели возможность
реализовать свои тренерские амбиции?
- Первой наиболее перспективной ученицей была моя
жена - Таня Оленева. Она стала чемпионкой Советского Союза. Сам
я был чемпионом страны лишь однажды и, естественно, победу Татьяны
считал очень высоким показателем. Потом у меня каталась Наташа Стрелкова.
Анна Антонова перешла ко мне из группы жены. У нее же начинали тренироваться
Марина Серова, Таня Андреева - обе, как и Антонова, становились
призерами юношеского первенства мира. Очень способным фигуристом
был Виталий Егоров, позже пришел Юрий Овчинников, которого до этого
много лет тренировал Москвин. А в 1976-м все амбиции были пресечены
в корне - меня сделали невыездным.
- Чем вы так провинились?
- У меня на этот счет есть лишь подозрения. Видимо,
кому-то мы с Овчинниковым очень мешали. Случилось это как раз перед
выездом на Олимпийские игры в Инсбрук. Я даже получил тогда олимпийскую
форму, помните - роскошные у олимпийцев были шубы. И когда мы все
в этих шубах, с гвоздиками шли по Красной площади к Мавзолею, один
из руководителей команды - покойный ныне Валентин Сыч - вполголоса
мне и сказал: «Ты не едешь».
- И началась черная полоса в жизни?
- Сейчас я уже не считаю ее черной. Как говорится,
нет худа без добра. Я погрузился в науку, написал диссертацию, посвященную
прыжкам в фигурном катании, получил ученую степень, - в общем, старался
находить какие-то преимущества в навязанном мне образе жизни. Правда,
сложностей хватало. Тогда же я написал книгу «Фигурное катание
для всех», сдал ее в издательство, через какое-то время меня
пришел, чтобы внести заключительную правку, а меня удивленно так
спрашивают: «Какая книга?». «Та, - говорю, - над которой
мы с вами уже полгода работаем». А человек, не моргнув, мне
отвечает: «Впервые слышу».
Короче, взял я бутылку - и
прямиком в типографию. Там и узнал, что за день до моего прихода
весь тираж - 50 тысяч экземпляров - пустили под нож. Уцелели лишь
фотографические вкладыши. Финская мелованная бумага была тогда очень
серьезным дефицитом и, видимо, резать ее рука ни у кого не поднялась.
Но и здесь я опоздал. Как мне сказали, пришел очень большой человек,
и сказал, что под фотографии (многие из которых были сделаны мной)
напишет текст сам - не пропадать же добру. Естественно, я продолжал
попытки разобраться в ситуации, но добился лишь того, что секретарь
питерского горкома партии по идеологии мне сказал: «Сейчас
не время выпускать вашу книгу». Еще через какое-то время мне
«по-дружбе» сообщили, что есть указание, не пускать меня
в эфир на телевидении, не показывать на экране во время соревнований,
не упоминать имя в репортажах. Так продолжалось почти три года.
- А как все кончилось?
- Очень странно. Я периодически пробовал обращаться
в разные инстанции и однажды решился поехать в Москву в ЦК КПСС
и к председателю Спорткомитета СССР Сергею Павловичу Павлову. Павлов
принял меня рано утром, еще до начала рабочего дня, выслушал, потом
снял трубку какого-то своего телефона, попросил, чтобы его соединили
с первым секретарем ленинградского обкома партии Борисом Ивановичем
Аристовым и говорит: «Боря? Это Сережа. У меня тут Мишин Алексей
Николаевич сидит…».
Потом он попросил меня выйти, так что содержание
самого разговора я не слышал. Распрощались мы тепло, я сразу же
направился в ЦК, но не успел войти в кабинет, как услышал: «Что
вы ерунду говорите? У вас абсолютно все в порядке». Я вернулся
домой и к полному своему изумлению обнаружил, что все действительно
в порядке - я выездной. Та история очень здорово меня закалила.
Хотя с точки зрения тренерской работы, меня остановили на три года:
кто же отдаст невыездному тренеру хорошего ученика?
- Тем не менее, именно вы стали первым тренером
советско-российского поколения, подготовившим олимпийского чемпиона
в мужском катании.
- Знаете, когда Протопопов только начинал кататься
в Ленинграде, он написал заявление с просьбой перевести его из Дворца
пионеров в «Динамо» - на более крупный каток. Мол, на
него должно смотреть больше зрителей. Он уже тогда чувствовал свою
исключительность. Так и должно быть. Егоров в свое время соревновался
со знаменитым японским фигуристом Игараши. Однажды на каких-то соревнованиях
сказал: «Я тройной лутц сделаю, а Игараши увидит - и наверняка
свалится», Так, кстати, и произошло.
Подобное ощущение внутренней
силы отличает и Урманова, и Ягудина, и Евгения Плющенко, хотя все
они - совершенно разные, пришли ко мне от разных тренеров: Урманов
- от Натальи Голубевой, Женя Плющенко - из Волгограда, от Михаила
Маковеева, Ягудин от моего бывшего ученика Александра Майорова.
Работать в сильном коллективе всегда очень трудно. Но, мне кажется,
ребята интуитивно чувствовали, что все их результаты - следствие
необычайно высокой конкуренции в группе. Сама тренировочная атмосфера
двигала их так, что другим и не снилось.
- Какая из ваших Олимпиад далась вам наиболее тяжело?
- Последняя. Альбервилль, где Урманов выступал
впервые, остался в памяти сплошным удовольствием. В Лиллехаммере
было посложнее, но Лешка выиграл и победа компенсировала абсолютно
все. А вот последняя… Пережить те Игры, пожалуй, было самым тяжелым
после трех лет невыездов за границу.
- Потому что Урманов не попал в команду, или из-за
болезни Ягудина?
- Из-за того, как он заболел. Лешка был очень хорошо
готов. А после одной из тренировок помылся в душе и, не застегнувшись,
сел на трибуну прямо под вентиляционой трубой. Как я потом узнал,
к нему сначала подошел Артур Дмитриев - посоветовал пересесть, чтобы
не продуло. Потом то же самое сказал Андрей Бушков. Потом - Катя
Гордеева, которая просто проходила мимо. Ягудин не послушал никого.
А накануне старта у него поднялась температура до 39,5. Я на него
тогда страшно обиделся. Считаю, что каждый может заболеть или получить
травму - но вот так, по дурости, заведомо провалить соревнования,
ради которых, собственно, и ведется вся эта чумовая работа - такого
я не пойму никогда. Простить такое очень трудно.
- Поэтому ваши отношения дали трещину? Или Ягудина
сломала внутренняя конкуренция?
- Не знаю. Я всегда отдавал себе отчет в том, что
выдерживать работу у меня в группе очень сложно. И что кто-то может
сломаться. Это, увы, жизнь. Но рад, что с Ягудиным мы расстались
безо всяких дрязг и грязи. В конце концов, я сделал его чемпионом
мира, а он меня - тренером чемпиона.
- На том же чемпионате Плющенко стал третьим. У
вас бывает предчувствие, кто именно из учеников победит и победит
ли?
- Настраиваться на первое место в фигурном катании
в какой-то степени глупо - слишком от многих составляющих зависит
результат. Но, например, в день финала Урманова в Лиллехаммере я
не взял с собой фотоаппарат.
- А какая связь?
- Было подозрение, что придется фотографировать
его на пьедестале. И боялся сглазить. К победе нельзя готовиться.
Она должна застать тебя неожиданно.
- Ко второму месту вы как относитесь?
- Я слишком трезвомыслящий человек. Поэтому никогда
не считал, что биться нужно только за первое место. Если спортсмен
шел десятым, а стал вторым - это блестящий результат.
- А почему вы полностью отошли от работы с женщинами?
- Женщина - слишком сложный для меня механизм.
1998 год
|