Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Тренеры
Артур Дмитриев:
«
НА ИГРАХ БЕРИ ЛЮБУЮ — СТАВЬ НА ПЕРВОЕ МЕСТО»
Артур Дмитриев
Фото ©
Артур Дмитриев

На Играх в Пекине российские фигуристы в соревнованиях спортивных пар будут представлены сильнейшей командой в истории. Об этом заявил двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев. По его словам, любой из дуэтов при отсутствии ошибок способен победить. Также тренер объяснил, в чём уникальность Камилы Валиевой по сравнению с соотечественницами, назвал Юдзуру Ханю фаворитом турнира одиночников и рассказал, почему Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову непросто будет выступать в произвольной программе под композицию Lighthouse.

Человек, который трижды участвовал в Олимпийских играх и становился чемпионом с двумя разными партнершами, знает об этих соревнованиях всё. Поэтому выбор собеседника в данном случае был совершенно не случаен.

— За несколько дней до встречи с вами я разговаривала с одним известным тренером, и она сказала, что спортивная пара должна быть в её понимании глыбой. И что в нынешних российских дуэтах ей не хватает именно этого. Разделяете такую точку зрения?

— Не совсем, если честно. Анастасия Мишина/Александр Галлямов если ещё не стали такой глыбой, то очень близки к этому. Да и Александра Бойкова/Дмитрий Козловский тоже сильно прибавили — у всех есть свои плюсы и минусы, но это серьезные пары, как и Евгения Тарасова/Владимир Морозов, которые, на всякий случай, 11-й год вместе катаются. За 11 лет можно даже медведя научить аксель прыгать.

— Это вы сейчас к чему сказали?

— К тому, что 11 лет – это огромная скатанность. Для примера, я вам скажу, что сам катался с Наташей Мишкутенок девять лет. А Женя с Вовой катаются 11-й год. Это целая жизнь в спорте.

— Три года назад мы с вами разговаривали о Тарасовой и Морозове, и вы сказали, что Тарасова и Морозов словно сами не понимают внутренне, чего хотят.

— Им очень большой толчок дало пребывание в Америке, когда они катались у Марины Зуевой. Марина сделала с ними огромную работу. Не техническую, в плане прыжков или выбросов, а более скрытую и очень кропотливую —`в плане позиций, перестроений, маленьких поддержек, различных темпов катания. И ребята реально начали кататься иначе. Но у них немножко ушла техника, поскольку такая работа всегда отнимает много времени. Сейчас технику снова удалось подтянуть, поставить правильные акценты.  

— В свое время, объясняя мне, в чём заключается разница между чемпионами Игр в Солт-Лейк-Сити Еленой Бережной/Антоном Сихарулидзе и Джеми Сале/Дэвидом Пеллетье, Ирина Роднина обратила внимание на то, что канадцы катаются заметно медленнее российской пары. На ваш взгляд, это имеет значение? Спрашиваю, поскольку Тарасову и Морозова сейчас тоже упрекают в недостатке скорости.

— У нас, все-таки, не бег на 100 метров. Дело не в скорости. Она безусловно нужна, но важно, чтобы это органично сочеталось с программой. Можно кататься мощно, быстро, активно. А можно кататься не так активно, но это будет сочетаться с музыкой, с программой, со стилем катания, и так далее. И мне кажется, Тарасова/Морозов, поработав с Зуевой, нашли свой стиль, причём интересный. Сейчас это ощущение усилилось еще больше. А скорости вполне можно добавить, уверяю вас. Просто в произвольной программе это не требуется. Lighthouse, кстати, довольно сложная музыка. Хотя, я, если честно, я бы такую на Олимпийские Игры не брал.

— Почему?

— Потому что в этой музыке любая ошибка сразу рушит впечатление. Если идеально чисто катаешься, всё работает. Если где-то ошибаешься, это тут же начинает работать против тебя.

— Кстати, именно под Lighthouse олимпийские чемпионы Пхенчхана Алёна Савченко/Бруно Массо проиграли годом ранее и чемпионат Европы, и чемпионат мира.

Я не знал об этом 

— Фаворитами на Играх в Пекине вы считаете российские пары или китайцев Венцзинь Суй/Цун Ханя?

— К сожалению, в этом году я китайцев вообще не видел. Хотя знаю, что они, действительно, катаются круто. Когда вживую на них смотришь, их катание берет за душу, завораживает. Но, если китайцы допустят ошибки, а наши откатают чисто, то шанс выиграть есть у любой из трёх российских пар. Если же Суй/Хань откатают обе программы идеально, будет тяжело. Тем более — в Пекине.

— Что такого чисто с профессиональной точки зрения делают китайцы, чего не делают другие пары?

— По элементам — ничего. По элементам, я бы сказал, наши пары даже чуть посильнее. Особенно это касается Мишиной/Галлямова, у которых есть наиболее сложный каскад. Хотя у Тарасовой/Морозова лучшая, на мой взгляд, подкрутка в мире. По энергии катания Мишина/Галлямов сразу обращают на себя внимание. Другой вопрос —`их произвольная программа. Лично мне она кажется несколько спорной. 

— Олимпийские программы, поставленные Тамарой Москвиной обеим своим парам, и особенно — «Время, вперёд», в начале сезона критиковали многие. Вас не удивил выбор тренера?

— Нет, поскольку Тамару Николаевну я слишком давно знаю. Она к этой музыке давно неравнодушна. И, собственно говоря, заслуженно неравнодушна. Потому что музыка, действительно очень сильная. В своё время мы с Оксаной Казаковой тоже думали о том, чтобы её взять для короткой программы, причём об этом просил Москвину я сам. Просто у нас не получилось — не хватало времени. 
А что касается компоновки, помните самую первую пару Москвиной — Елену Валову/Олега Васильева?

— Конечно.

— У них тоже была программа, где свиридовская «Метель» была скомпонована с группой «Европа». То есть, эта идея у Москвиной существует давно. Изначально, насколько помню, она уже тогда хотела соединить «Метель» и «Время, вперед», но не осмелилась это сделать. Потому что не так давно под «Время, вперед» выступали Роднина с Зайцевым.

— Хороший пример. Как раз поэтому у меня вызвала сомнения произвольная постановка Тарасовой/Морозова. Очень сложно не вспомнить в этой программе Савченко.

— Ну вот я не вспомнил. Савченко, конечно, исполнитель более мастерский, более эмоциональный, не говоря уже о том, что три Олимпиады прошла с Робином Шелковы прежде чем выиграть с Массо. Но, понимаете, в чем дело, «Дон Кихот» тоже многие катают. Как и «Грезы любви». Нас с Наташей Мишкутёнок как только не склоняли перед альбервильской Олимпиадой: мол, как мы вообще могли взять эту музыку после великих Белоусовой и Протопопова?  Но именно с этой музыкой мы стали на Играх первыми. Насколько может сработать в пользу Тарасовой/Морозова их программа?  Она, как я уже сказал, хорошая, им идет. Будет ли это работать в сравнении с китайцами, я не знаю.

— Я прочитала недавно, что на Олимпийских Играх китайцы собираются вставить в программу четверную подкрутку. Видимо, решили использовать абсолютно все свои козыри. Как считаете, такие вещи оправданы?

— Думаю, что нет.

— Почему?

— Потому что эту пару преследуют постоянные травмы. А четверная подкрутка отнимает очень много психологической энергии. Боюсь, что, если Суй/Хань вставят этот элемент в программу, им просто не хватит на всё остальное.

— Что трудней делать, четверную подкрутку или четверной выброс?

— Физически четверную подкрутку. Там идёт очень резкий и мощный бросок, активная закрутка, ловля, остановка четверного вращения. Партнёрша должна очень точно раскрыться, чтобы партнёр мог остановить вращение. Поэтому в совокупности четверная подкрутка отнимает много сил. Но технически сложнее сделать четверной выброс. Это не просто отдельное приземление, но приземление после четырёх оборотов. Очень важна не столько высота выброса, сколько совместная «вкрученность». Если помните, Юко Кавагути делала не очень высокий выброс. Но при этом выкручивала все обороты.

— Так понимаю, что при большой высоте выброса сразу увеличивается нагрузка на спину при приземлении.

— Абсолютно верно. Я тогда помогал Москвиной учить с ребятами этот элемент, и понимал, что, если Саша Смирнов начнёт бросать Юко слишком высоко, она рассыплется. Поэтому мы и пришли к необходимости добиться хорошей вкрученности. Но это уже нюансы.
Я вам должен сказать еще одну вещь. Пожалуй, первый раз за всю историю российского парного катания, я вижу такую сильную команду. Реально не помню, чтобы все три пары катались на таком уровне, с такой отдачей, с такой уверенностью. Бери любую — ставь на первое место при чистом прокате, и это будет оправданно. Пожалуй, этим парное катание 2022-го отличается от всего, что было раньше. У нас однозначно сильнейшая команда.

— После Олимпийских игр в Пхенчхане мы с вами говорили о двукратном олимпийском чемпионе Юдзуру Ханю и сошлись во мнении, что, скорее всего, до Олимпиады в Пекине он не станет прыгать четверной аксель, чтобы не травмироваться. Но он эту идею не оставил. Понимаете, почему?

— Я понимаю его, как спортсмена и фаната фигурного катания. Но этот четверной аксель ему абсолютно не поможет. На мой взгляд, стоило бы сосредоточиться на другом.

— Почему вы так категоричны?

— Потому что Ханю прыгает четверной аксель без половины оборота — с большим недокрутом. В таком виде прыжок может быть оценен, как тройной аксель, выполненный с ошибками. Мой сын Артур тоже ведь давно пытается выполнить четверной аксель. Не так давно сделал его на чемпионате Америки, без четверти. Но он и не готов был его прыгать — так, на силе воли прокатался. Артур готовился к чемпионату США на массовом катании, на каком-то непонятном льду. Это не подготовка.

— Сын советовался с вами, прежде чем перейти под спортивную юрисдикцию США? Зачем ему нужен был этот переход?

— Артур хочет выступать на международном уровне. Но понимает, что кататься за Россию и попадать в сборную ему уже не по силам.

— Помню, вы как-то признались, что очень тяжело уходили из спорта. Получается, история повторяется?

— Не думаю, что наши ситуации можно сравнивать. Я восемь раз выступал на чемпионатах Европы, пять — на мировых первенствах, прошёл три Олимпиады. Артур не выхолощен выступлениями на столь высоком уровне. Грубо говоря, не наелся. А второе, ему хочется себя утвердить, понять, что он может. Он за два года почти полностью восстановил здоровье, научился с собой работать, ему это интересно. Хотя эти два года я уже его не тренировал.  

— Применительно к мужскому одиночному катанию на Играх в Пекине, вы видите пространство для сенсации?

— Вряд ли. Я в своих прогнозах неоригинален: думаю, что заказывать моду будут Ханю и Нейтан Чен.

— На ваш взгляд, Ханю способен бороться с безошибочным Ченом?

— Если Ханю тоже будет безошибочен, то да. А если он будет пытаться прыгать четверной аксель, то нет.

— То есть, вы вообще не принимаете в расчёт тот факт, что на протяжении последних трех сезонов Ханю ни разу не выиграл у Чена? Не так ведь просто психологически вести борьбу за золото в ситуации, когда раз за разом ты оказывался хуже.

— Вы знаете, это ни о чем не говорит. Не будем забывать, что Ханю двукратный олимпийский чемпион. Все проходящие старты его давно не интересуют. Интересует только «золото» Олимпиады. Да и сможет ли Чен на Олимпиаде чисто прокататься — вот вопрос.

— За кого болеете вы сами?

— Наверное, все-таки, за Ханю. Мне больше импонирует его стиль катания, его подход к работе, его фанатизм.

— А у девочек?

— Безусловно, Камила Валиева сейчас посильней, чем остальные. Она выдающаяся, что там говорить.

— Многие отдают дань Валиевой, но, при этом, болеют за Сашу Трусову с её пятью четверными прыжками.

— Я ко всем нашим спортсменкам с уважением отношусь. Но если мы рассматриваем грань спорта и искусства, то Валиева в моём понимании ближе всех к этой грани. У нее тело поет. Вот, знаете, как музыка играет, так же играет тело. Дотянутые линии и позиции, допетые движения, балетная спина, развернутые бедра…Трусова ближе к спорту. У нее мощные прыжки, она физически очень сильна, но чуть менее музыкальна, чуть менее всё дотянуто. А вообще у девочек всё очень зависит от физической кондиции. Будут в кондиции — прокатаются, как умеют. А умеют они здорово, что и говорить.  Психологически им должно быть проще: они маленькие. У них еще другое восприятие самой жизни. Другая мотивация, другое восприятие всего, что происходит. Мы это много раз видели на примерах Жени Медведевой, Алины Загитовой, Аделины Сотниковой, Юлии Липницкой… С такими соревноваться практически бесполезно.

2022 год

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru