УХОД БОЛГАР ОТ ГОРШКОВА
МОЖЕТ ЛИШИТЬ НАС ТУРИНСКОГО ЗОЛОТА В ТАНЦАХ |
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Албена Денкова и Максим Ставийский |
17 апреля вице-чемпионы мира-2004 в танцах на льду Албена Денкова и Максим Ставийский, выступающие за Болгарию, официально объявили о том, что уходят от своего тренера Алексея Горшкова, с которым они работали в последние восемь лет.
Причиной такого решения фигуристы назвали свое пятое место на недавнем чемпионате мира в Москве, подчеркнув, что сменить наставника многие специалисты рекомендуют им уже не первый год, поскольку не видят перспектив для дальнейшего роста этого дуэта в России.
Переходы именитых, уже добившихся определенных успехов спортсменов от одного тренера к другому в фигурном катании не редкость. Особенно в предолимпийском сезоне. И все же крайне редко фигуристы уходят от одного наставника, не определившись с другим. А ситуация с Денковой и Ставийским, по всей видимости, именно такова. По словам Горшкова, прощаться с которым Албена и Максим приехали к нему домой, они сами еще не знали, под чьим руководством будут готовиться к Олимпийским играм в Турине. Лишь назвали две наиболее вероятные кандидатуры: Наталья Дубова и Наталья Линичук.
Попробуем поразмышлять, как может и может ли вообще отразиться этот переход на результатах олимпийского танцевального турнира, в котором уже сейчас многие склонны прочить победу нашим двукратным чемпионам мира Татьяне Навке и Роману Костомарову. ГОД ПРОШЛЫЙ
Переход Денковой и Ставийского к другому тренеру был бы более логичен год назад. На чемпионате мира в Дортмунде они чуть не стали чемпионами, уступив Навке и Костомарову лишь потому, что не располагали той судейской поддержкой, которую всегда имела на международной арене Россия. Многие утверждали, что по этой же причине Денкова и Ставийский остались вторыми на состоявшемся за месяц до мирового первенства чемпионате Европы в Будапеште. Хотя это вопрос спорный. Навка и Костомаров дали лишь один повод для критики - несколько легковесный по восприятию произвольный танец. Однако они справились с ним блестяще, в то время как Албена и Максим еще не сумели выйти на пик формы. Поэтому, видимо, болгарские фигуристы в Будапеште не очень расстроились - чувствовали, что прогрессируют день ото дня, и искренне верили в то, что шанс побороться за золото у них еще будет. В Дортмунде эти надежды пошли прахом.
Выступление там болгарской пары стало одной из главных тем для обсуждения в кулуарах. Их сложнейший, с множеством интересных находок и соединений произвольный танец оставил удивительно цельное, по-настоящему выдающееся впечатление, добиться которого не удалось тогда даже чемпионам, несмотря на то что Навка и Костомаров катались, как и в Будапеште, очень хорошо.
- Мы - спортсмены, - грустно заметила после награждения Денкова. - Наше дело - тренироваться и бороться до конца. Конечно, мы надеялись выиграть. После завершения прошлого сезона поменяли хореографию, танцы, внешний вид - много чего поменяли. Хотели выглядеть иначе, и, как мне кажется, нам это удалось. Выслушали столько хороших отзывов о своем выступлении и от болельщиков, и от прессы, и от тренеров. Понимаем, конечно, что нам, наверное, никогда не дадут выиграть. Но как-то не хочется это понимать...
Там же, в Дортмунде, стало очевидно, что Горшков тоже оказался меж двух огней, поскольку именно российская федерация обеспечивает ему условия для работы в подмосковном Одинцове и никогда ни один российский судья не рискнет отдать свой голос в пользу болгарского дуэта в противостоянии с Навкой и Костомаровым. Говорили даже, что тренер, увидев окончательные итоги чемпионата на табло, с облегчением перевел дух. Вроде как и достижение великое - никогда еще болгарские танцоры не поднимались на подобный уровень, и России дорогу не перешли.
Первые предположения о том, что Денкова и Ставийский могут решиться сменить тренера, тоже родились в Дортмунде. После соревнований фигуристы неоднократно беседовали с одним из наиболее выдающихся специалистов в танцах на льду Натальей Дубовой, а сама она дала несколько резкое, но предельно обоснованное интервью, в котором не только сказала, что, по ее мнению, болгарский дуэт был сильнейшим, но и заметила, что Денкова и Ставийский не знают себе цены, не получают должного внимания и вообще, продолжая тренироваться в России, являются заложниками скорее политической, нежели спортивной ситуации.
Подтекст этого интервью все расценили однозначно: путь в Лейк-Плэсид, где много лет работает со своими фигуристами Дубова, болгарам открыт и разве что приветственными транспарантами не увешан.
Но перехода не случилось. По-человечески это было понятно: и Албене, и Максиму, по сути, выросшим в Одинцове, было невыносимо трудно даже думать о разрыве отношений, которые складывались годами и принесли столь достойный результат.
ГОД НЫНЕШНИЙ
За последний год Денкова и Ставийский заметно сдали свои позиции. Причинами тому стали не только болезнь партнерши, из-за которой фигуристы были вынуждены сняться с чемпионата Европы, но и разногласия внутри дуэта в начале сезона, из-за чего тренировки проходили куда менее плодотворно, чем могли бы. Пятое место болгарских танцоров в Москве трудно было назвать стопроцентным следствием некого судейского сговора. Просто Албена и Максим оказались на одном уровне с довольно многими соперниками и выглядели гораздо хуже самих себя прошлогодних, в то время как и у Навки с Костомаровым, и у французов Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера, и у американцев Танит Белбин и Бенджамин Агосто прогресс был налицо.
За год прилично подтянулся и второй дуэт Горшкова - Оксана Домнина и Максим Шабалин. На чемпионате мира-2003 они заняли 15-е место, через год - 10-е место, а в Москве - 8-е. Было нетрудно предположить, что именно этой паре суждено после ухода из спорта Навки и Костомарова занять место лидера в российских танцах, что в интересах страны добиться максимально высокого результата Домниной и Шабалина в Турине и что Горшков, как и его хореографы, просто обязаны уже сейчас уделять им львиную долю своего времени и творческой фантазии. А значит, как это часто бывает, остальные ученики невольно начнут думать, что их приносят в жертву.
Возможно, Денкова и Ставийский почувствовали это. Возможно, имело место стечение обстоятельств: не лучшая форма, не очень удачные постановки, провальный результат и отчаянное желание найти хоть какой-то выход. Как бы то ни было, решение, официально объявленное 17 апреля, на самом деле родилось значительно раньше. Впервые оно было озвучено 22 марта - на пресс-конференции в Софии.
ГОД БУДУЩИЙ
Любой танцевальный турнир, и особенно олимпийский - это прежде всего игра. И лишь потом спорт. Как бы тяжело ни работали фигуристы и тренеры, успех определяет не столько это, сколько то, кто именно окажется за судейским пультом и как поведет себя в нужный момент. Достаточно вспомнить Игры-2002 в Солт-Лейк-Сити, где безоговорочные фавориты олимпийского цикла Марина Анисина и Гвендаль Пейзера лишь чудом - с перевесом в один судейский голос - унесли ноги от Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха. А ведь всего за год до этого многие вообще не рассматривали россиян в качестве претендентов на медали.
Введение новых правил сути не изменило. Более того, сыграть решающую роль теперь может один-единственный человек - технический контролер турнира. Если Денкова и Ставийский всерьез намерены бороться за олимпийские медали (а иначе им не было никакого смысла покидать прежнего наставника), то они должны искать не просто хорошего тренера, а влиятельного, имеющего имя, вес и способного заручиться дополнительной поддержкой.
Особенно принципиальным это кажется сейчас. С одной стороны, подняться с пятого места на пьедестал - задача почти невыполнимая. Но с другой - в нынешней ситуации, когда у лидеров нет подавляющего превосходства, а следующие за ними пять пар практически равны в мастерстве, то или иное стечение обстоятельств вполне может оказаться решающим.
Искать спортивное счастье Денкова и Ставийский отправились за океан. Но к кому? Наиболее вероятными кандидатурами действительно представляются Дубова и Линичук. Ни у той, ни у другой нет сейчас сильных танцевальных пар, и, наверное, обе с удовольствием ухватятся за возможность вернуться с болгарскими спортсменами в олимпийскую элиту. Но есть и минус. Когда в распоряжении тренера нет сильных танцоров (в идеале - из разных стран), у него нет и «своих» судей.
Еще один возможный вариант - работа под руководством выходца из советской школы и лучшего танцевального тренера Америки Игоря Шпильбанда, у которого катаются вице-чемпионы мира-2005 Белбин и Агосто. Если партнерша успеет за оставшееся до Игр время получить гражданство США и дуэт будет допущен к соревнованиям в Турине, то именно эти спортсмены могут стать главной угрозой для Навки и Костомарова.
Однако шансов на положительное решение вопроса с гражданством Белбин почти нет. И это, как мне кажется, дает возможность предположить, что Денкова и Ставийский вполне могут попробовать обратиться к Шпильбанду за помощью. В этом случае тренер, без сомнения, бросит все свои силы и влияние на то, чтобы его новые питомцы поднялись в Турине как можно выше - и при этом не будет выглядеть предателем нации: ведь после Игр-2006 Денкова и Ставийский наверняка оставят любительский лед. Не исключено, что и судейская поддержка найдется - прежде всего среди тех, кто традиционно недолюбливает Россию. Ведь в отличие от Дубовой и Линичук, которых, несмотря на длительную жизнь и работу в США, воспринимают как русских, Шпильбанда считают американцем.
Впрочем, куда более интересной представляется кандидатура еще одного представителя России - Николая Морозова. По оценкам коллег, этот тренер, успешно работающий в американском Симсбери и женатый на чемпионке мира-2003 канадке Шэ-Линн Бурн, располагает мощными связями в канадских, украинских, французских и американских кругах фигурного катания. На первый взгляд болгарский дуэт не должен интересовать Морозова в принципе: его подопечные с Украины Елена Грушина и Руслан Гончаров точно так же, как Денкова и Ставийский, намерены претендовать на олимпийские медали. Тренеры старой закваски до сих пор считают неэтичным брать в группу учеников со стороны, если там уже есть спортсмены такого же уровня. Однако работа в Америке заставляет любого специалиста печься прежде всего о собственном рейтинге, и этические принципы зачастую отодвигаются на второй план. Тот же Морозов, который в начале тренерской карьеры несколько лет сотрудничал с Татьяной Тарасовой, вовсе не считал предосудительным работать в качестве хореографа и постановщика со «своей» Сашей Коэн и параллельно ставить программы ее главной конкурентке Мишель Кван.
Если допустить, что Денкова и Ставийский найдут общий язык с Морозовым, он автоматически получит поддержку еще и болгарской федерации (а значит, и арбитра). Бесспорно и то, что две равноценные пары вдвое повышают шансы тренера на успех. Вплоть до того, что при определенном стечении обстоятельств, о котором говорилось выше, одна из них вполне может потеснить с высшей ступени олимпийского пьедестала Навку и Костомарова.
Естественно, все это - лишь предположения. Но одно вполне очевидно: выпорхнув из-под российского крыла, Денкова и Ставийский превратились в абсолютно самостоятельную фигуру в большой олимпийской игре. И эта игра может иметь самые непредсказуемые последствия.
2005 год
|