Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Ванкувер-2010 - Фигурное катание
ПРЫГАТЬ ИЛИ КАТАТЬСЯ?
Евгений Плющенко
Фото © Александр Вильф
Ванкувер. Евгений Плющенко

18 февраля 2010

Я думала, он выиграет короткую программу «в одну калитку». Выйдет, сделает прыжки так, как десятки раз делал на других турнирах, соберет традиционную дань баллов, по обыкновению щедро отсыпанную судьями, и уедет отдыхать еще до того, как на лед выйдут мало-мальски серьезные соперники. Нервничать? А к чему нервничать, если по жребию олимпийскому чемпиону предстояло кататься во второй стартовой группе, когда каток еще не накрыла тяжелая пелена всеобщего стресса. Просто тренировка, одним словом. Ничего нового.

В «одну калитку» не получилось. Разрыв между Плющенко и чемпионом мира Эваном Лайсачеком из США составил после короткой программы всего 0,55. Японец Дайсуке Такахаши проиграл Евгению чуть больше, но тоже крохи - 0,6. Красноречивая деталь, подтверждающая, что легкой победы, кому бы она в итоге ни досталась, в Ванкувере ожидать не приходится.

- Нервничал. Очень... - сказал Евгений после проката, когда его остановили канадские телевизионщики в первом по счету боксе микст-зоны.

Желающих получить комментарии фаворита Игр было так много, что я даже не стала проходить в дальнюю часть помещения, отведенного организаторами пишущей прессе, - просто просунула голову в "канадский" отсек через застегнутую булавками занавеску, заведомо зная, что наиболее искренние и эмоциональные комментарии звучат именно здесь.

- Волнение было сильным, - снова повторил Плющенко. - Это всегда так бывает: стоит увидеть олимпийские кольца, и тебя накрывает помимо твоей воли. К тому же перед выступлением мне со всех сторон говорили: «Давай, на тебя вся надежда, ты можешь».

Когда слышишь это постоянно, начинаешь понимать, что груз ответственности - это не просто слова. Поэтому я не думал ни о результате, ни о соперниках, ни о том, какое место в итоге займу. Думал только о прыжках. На разминке почувствовал, насколько тяжелые у меня ноги. Но все сделал. Очень доволен...

Это и было для Евгения самым главным - сделать все, что нужно. Без лишних эмоций, хладнокровно и выверенно.

Судьи к олимпийскому чемпиону, как мне показалось, не придирались, но и не давали лишнего. Снизили оценку за связующие шаги и хореографию, то есть дали понять, что магия имени и геройское возвращение в спорт - не их тема. Словами выставленные ими цифры можно было бы интерпретировать так: «Ты в полном порядке, парень. Но поднапрячься в финале все-таки придется».

Плющенко, конечно же, повезло с жеребьевкой. Когда дыхание соперников не обдает жаром со всех сторон, держать нервы в узде несравненно проще. Что такое соревноваться на Играх, когда тебя вдруг, как туманом, неожиданно накрывает со всех сторон, сам Евгений в полной мере понял восемь лет назад, в Солт-Лейк-Сити, где он - еще без травм и груза ответственности, с отлаженным до автоматизма четверным прыжком - распластался на льду в короткой программе и распрощался с надеждой выиграть.

Право на оплеуху любая Олимпиада всегда держит в рукаве, как джокера. И бьет без предупреждения по тому или иному спортсмену в самый неподходящий момент. Почти как ванкуверская система безопасности: протягиваешь аккредитацию на сканирование, вокруг фотографии на экране вспыхивает зеленая рамка, и ты идешь себе дальше без всякого досмотра. Но стоит заторопиться, опаздывая на автобус или в зал, контрольно-пропускной компьютер вдруг, как нарочно, выдает синий цвет - и тебя со всеми твоими сумками и бумагами начинают раздевать, просвечивать, прощупывать и прозванивать, словно завзятого международного террориста.

Короткая программа шарахнула по многим. Чемпион мира-2007 Брайан Жубер, прошедший без осечек весь тренировочный олимпийский этап, остался без каскада и упал на тройном лутце. Чемпион Европы-2008 Томаш Вернер двойной «бабочкой» перечеркнул свои притязания на четверной, а затем и упал - на акселе. Француз в итоге остался 18-м, чех расположился следом.

Двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель вытянул программу «на зубах», но двойной аксель вместо тройного и каскад с весьма сомнительным приземлением после четверного оставил его на слишком большом расстоянии от Плющенко. В зоне «бронзовой досягаемости», если реально смотреть на дальнейшие шансы.

Подозреваю, что болеть за Евгения в финале будет гораздо больше людей, чем можно было себе представить. Олимпийскому чемпиону предстоит защищать не только собственный титул, но и то фигурное катание, которое мир все еще считает мужским. Ведь ни Лайсачек, ни Такахаши так и не рискнули пойти в короткой программе ва-банк - прыгнуть четыре оборота, - и неизвестно, решатся ли пойти на риск в финале. Оба взяли другим: потрясающе интересными постановками и безукоризненным катанием. И, как следствие, значительно более высокими оценками за компоненты, нежели у Плющенко. Хотя техническое превосходство осталось за россиянином.

Осталось выяснить, у кого крепче нервы.

* * *

День отдыха, который разбил короткую и произвольную программы мужского турнира, оказался дополнительным испытанием для спортсменов. Ничего хорошего в таком затянувшемся ожидании обычно не бывает. Особенно, как мне кажется, для Плющенко. Лидеру всегда сложнее отгонять от себя мысли о предстоящем выступлении. И ни к чему, соответственно, лишние 24 часа поджаривать собственные нервы на медленно тлеющем огне, пусть даже и олимпийском.

Похоже, мой прогноз о том, что самыми опасными соперниками для олимпийского чемпиона в Ванкувере окажутся те, у кого в силу возраста нет долгой истории соперничества с Евгением, оказался точным. Эван Лайсачек и Дайсуке Такахаши выступали четыре года назад в Турине, финишировали четвертым и восьмым, но слишком отстали по баллам, чтобы можно было всерьез говорить о какой-либо конкуренции с россиянином. В Ванкувере картина оказалась иной: своими выступлениями в короткой программе Лайсачек и Такахаши создали обстановку, в которой Плющенко просто вынужден настраиваться на два четверных прыжка в финале.

Вполне возможно, правда, что этого не понадобится: кататься Евгению предстоит последним, и у него будет возможность принять решение в зависимости от того, как будет развиваться борьба.

У японца, ко всему прочему, в арсенале имеется достаточно выученный четверной прыжок. Год назад, когда Такахаши разорвал сотрудничество с Николаем Морозовым, тренер как бы вскользь предсказал, что ничего хорошего это фигуристу не сулит. Мол, японская федерация фигурного катания привыкла настолько бесцеремонно вмешиваться в жизнь спортсмена, что ни о каком серьезном результате говорить не приходится.

Однако короткая программа заставила в этом усомниться. Такахаши полностью восстановился после травмы, набрал превосходную форму, а главное, он вырос и заматерел уже при требованиях новой системы. Ему в отличие от многих «ветеранов» не приходится выбирать - прыгать или кататься, потому что прекрасно получается и то, и другое. Если Дай, как называют его друзья, успешно справится в финале с четверным, это будет означать, что в фигурном катании наступила совершенно иная эпоха. Причем не та, которую представляет Плющенко, и не та, за которую ратует канадец Патрик Чан, отрицающий необходимость суперсложных прыжков в принципе. И вот тогда, боюсь, у Плющенко останется мало шансов для успешной борьбы за золото даже с двумя четверными прыжками.

Опасность Лайсачека заключается прежде всего в национальной принадлежности. Распространенное внутрисудейское мнение о том, что Соединенные Штаты не должны оставаться на Играх без золота, не изжило себя до сих пор, хотя четыре года назад в Турине звездно-полосатые довольствовались лишь двумя серебряными наградами. На более ранних Олимпиадах американцы делали ставку прежде всего на женское катание, но их притязания в Ванкувере в этом виде программы весьма эфемерны. Кто знает, какие чувства могут ненароком проснуться в судейских сердцах, если Лайсачек подтвердит свои претензии в финале?

В Турине американца подвели нервы, результатом чего стало десятое место в короткой программе. Воспоминания об этом сидели в памяти, оставаясь, как признался спортсмен, самым большим кошмаром на протяжении последующих лет. Главной задачей первого старта в Ванкувере Эван считал не какой-то конкретный результат или место. Думал лишь о том, что во что бы то ни стало должен с этим кошмаром расправиться.

Что же касается умения Лайсачека собираться в произвольной программе, то стоит напомнить: в Турине он показал третий результат, отстав в этом виде менее чем на два балла от бронзового призера Игр Джеффри Баттла.

* * *

Судейство мужского турнира стало, как ни странно это звучит, приятной неожиданностью очень для многих спортсменов в силу своей объективности. Возможно, я что-то упустила из виду, но общее впечатление осталось вполне позитивным. Никого не тянули за уши, никого не пытались искусственно утопить, что, прямо скажем, встречается нечасто. Взять хотя бы прошлогодний чемпионат мира, где публику в короткой программе до глубины души потряс и покорил 15-летний казахстанский фигурист Денис Тен - и был вознагражден за это... 17-м местом. Его тренер Елена Буянова тогда даже не переживала. Прокомментировала коротко: «А что поделаешь, если Дениса судили не как фигуриста, а как «мальчика из Казахстана»?

В Ванкувере «мальчик из Казахстана» стал в короткой программе десятым, всего на восемь баллов отстав от группы претендентов на бронзу, в которой друг за другом расположились Нобунари Ода, Стефан Ламбьель и Джонни Вейр. Если бы второй ученик Буяновой - Артем Бородулин, который заменил в российской сборной неудачно выступившего на чемпионате Европы Сергея Воронова, не выполнил один из прыжков с неправильного ребра (тройной лутц), то, возможно, и он оказался бы рядом с Теном. А так проиграл товарищу по группе четыре балла, хотя оставил за собой немало достаточно серьезных и опытных соперников, включая чемпиона США Джереми Эбботта.

Судейскую тему тем не менее в Ванкувере вспоминают все чаще и чаще - верный признак того, что близится танцевальный турнир. Все рассуждения Дэвида Пеллетье о том, что мужское фигурное катание в Канаде - это некая священная корова, бьются в Ванкувере одним простым аргументом: билеты на танцевальный финал (в отличие от мужского) полностью проданы задолго до начала Игр, в связи с чем места для прессы во время этого вида программы будут сведены к минимуму и на них тоже потребуются билеты.

Постоянные нападки ряда журналистов на российских чемпионов мира Оксану Домнину и Максима Шабалина привели к тому, что многие стали нашей паре активно сочувствовать. Сначала, напомню, танцоров обвинили в том, что их оригинальный танец недостаточно аутентичен и вообще оскорбляет чувства австралийских аборигенов. А заодно и канадских индейцев.

Все это сильно отдавало бредом: о какой аутентичности вообще можно вести речь, когда буквально каждый шаг танцоров на льду обусловлен жесткими правилами? Хотя не стану настаивать: возможно, аборигены в своих ритуальных танцах вокруг костра тоже делают твиззлы, поддержки и моухоки. А возможно, напротив, считают недопустимым их использовать.

На ровном месте раздутый местной прессой конфликт завершился тем, что Домнина и Шабалин встретились в Ванкувере с руководителем союза четырех коренных наций Канады. Мероприятие прошло, как было принято писать в былые времена, «в обстановке взаимного доверия и понимания», и конфликт был исчерпан.

Вторая претензия свалилась на голову танцорам со стороны британской певицы индийского происхождения Шейлы Чандры. Она через своих адвокатов обвинила российских танцоров в том, что они незаконно используют в произвольной программе «Танцы аборигенов» ее музыкальное произведение. Из-за этого Домниной и Шабалину в сжатые сроки пришлось поменять аранжировку.

Представитель Международного союза конькобежцев (ISU) Александр Горшков лишь рукой махнул по этому поводу:

- Никогда в жизни не слыхал о подобных претензиях, но поменять музыку было проще, чем снова кому-то что-то объяснять.

На самом деле претензии певицы были справедливы лишь в том, что фигуристы забыли упомянуть ее имя в специальной анкете, которая накануне соревнований сдается в ISU. Поскольку международная федерация сама заключает контракты с телевидением, вопросы авторских прав (равно как и авторских вознаграждений) оговариваются там в обязательном порядке и не имеют к спортсменам ни малейшего отношения. Последним предписано лишь одно: указать все музыкальные произведения, которые используются в музыкальной «нарезке» программ.

Впрочем, билеты местная публика рвет из рук отнюдь не из-за российских танцоров. Канадцы жаждут увидеть на шее своих фигуристов первые в истории страны золотые олимпийские медали. Этот шанс у них велик как никогда.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru