Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Токио-2020 - Спортивная гимнастика
Светлана Хоркина:
«БАЙЛЗ УГОДИЛА В ЛОВУШКУ СОБСТВЕННОГО ТАЛАНТА»

29 июля 2021

Симона Байлз

Фото © Алексей Филиппов
Токио

 Симона Байлз демонстрировала запредельную сложность выступлений в последние годы и, скорее всего, у неё произошёл не психологический, а технический сбой на Олимпийских играх в Токио. Об этом в интервью RT заявила двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях Светлана Хоркина. По её мнению, американка потерялась в пространстве во время исполнения опорного прыжка и вытянула его исключительно за счёт наработанной координации. Гимнастка также похвалила сборные России за выступление в командном первенстве на Играх.

— Главной гимнастической новостью в Токио стало то, что четырехкратная олимпийская чемпионка и пятикратная абсолютная чемпионка мира Симона Байлз отказалась от выступлений в командном многоборье и снялась с личного. Вы понимаете, что с ней произошло?

— Мне кажется, понимаю. На сегодняшний день Симона — номер один в мире. К Играм в Токио она стала усложнять ту программу, которая и без того была вряд ли кому по силам. Иначе говоря, Байлз уже долгое время находится на вершине в одиночестве, поскольку у других гимнасток нет никаких шансов к ней приблизиться. Но ведь при этом она такой же человек, как и мы.

— Хотите сказать, что Симоне не хватило психического резерва?

— Во-первых, на неё лёг большой груз ответственности и максимум внимания. Я видела всё её предолимпийские съёмки, когда Симону всюду приглашали. Сама тоже попадала в такие ситуации: мне постоянно ставили в укор, что я слишком отвлекаюсь от тренировок и поэтому допускаю ошибки. Но, когда тебе уже за 20, нельзя быть постоянно сконцентрированной только на гимнастике. Нужно пробовать что-то новое, показывать себя не только со спортивной стороны, оставаясь на пике. Время-то идёт. Приходят новые чемпионы, предыдущих забывают, а ведь хочется как-то оставаться интересной людям. Но дело не только в этом. Байлз реально демонстрировала запредельную сложность выступлений, просто космическую. Мне кажется, у неё пошёл не психологический, а прежде всего технический сбой. Так бывает. Моя хорошая подруга и очень хорошая гимнастка, фамилию которой называть не буду, из-за этого даже завершила карьеру. Мы вместе выиграли олимпийское командное серебро в Атланте, а спустя год она сказала: «Всё, Свет, заканчиваю, поскольку у меня начались заскоки. Не готова подвергать свою жизнь опасности». Должна сказать, что я её понимаю: спортивная гимнастика – это всё-таки не кувырок на ковре сделать…

— Считаете, у Байлз произошёл именно такой заскок?

— Да, на винтовых элементах. Я много раз пересматривала командное многоборье — тот момент, когда Симона выполняет опорный прыжок. Там явно была потеря в пространстве, а это чертовски опасная штука. К великому счастью, Байлз настолько развита физически и настолько координирована, что приземлилась на ноги.

— По своему опыту знаю, что заскок никогда не случается вдруг, всегда бывают предпосылки.

— Предпосылки были. Я как-то заметила, что Байлз вполне успешно начала исполнять новый опорный прыжок с приблизительно одинаковой сложностью, а потом у неё начались какие-то сбои, и больше она его не прыгала. То есть, было видно, у девчонки что-то пошло не так, хотя в остальном на всех предполимпийских соревнованиях она работала на снарядах идеально. Повторюсь, Симона - не робот, а человек. Её ведь заранее начали золотыми медалями обвешивать, за все виды олимпийской программы сразу. Подобное давление тоже нужно уметь перенести.

— Вы словно о себе сейчас говорите.

— Отчасти да. Я ведь тоже находилась в её шкуре. Сказать кому-то о своих проблемах страшно, ведь сочтут за слабость. С одной стороны, было конечно ошибкой выходить в командном турнире: правильнее было бы отказаться от него сразу, если Симона чувствовала, что что-то идёт не так. С другой,  она совершенно правильно поступила, что отказалась продолжать выступления. Если бы на оставшихся снарядах Байлз начала валяться, сборная США вообще могла остаться без медалей.

— Тогда возникает вопрос к американским тренерам. Зачем было нужно выпускать лидера на помост в таком состоянии?

— Возможно, они были уверены в том, что Симона справится с чем угодно. Но сейчас должна сказать, что в сборной США поступили очень грамотно. Симону сняли с «абсолютки», где она потенциально должна была брать золото, и продолжают готовить к финалам на отдельных снарядах. Оттуда, насколько мне известно, она пока не снялась. Думаю, американцы выстраивают такую комбинацию, чтобы Байлз по любому стала героиней этих Игр. Хотя мне жаль, что её не будет в многоборье. Кто-то наверняка посчитает, что это на руку соперницам, в том числе — российским, но лично я всегда любила бороться с по-настоящему сильными гимнастками. Когда уровень оппонентов ниже, побеждать не так сладко.

— Боюсь, что теперь многие будут говорить, что Россия выиграла в Токио командное многоборье лишь благодаря отсутствию Байлз.

— Отчасти так оно и было. Но представившейся возможностью ещё нужно было воспользоваться, а это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Наши ухватились за свой шанс и правильно сделали. Хотя у тех же китаянок шанс победить был ничуть не меньше. Вообще не понимаю, что с ними произошло.  
Олимпийские игры – всё-таки чудовищно чудесные соревнования в этом плане.  Мне понравилось, как Влада Уразова сказала в интервью: «Ну, талант у меня, поэтому и победила». Правильный характер у девочки: по-спортивному наглая, по-хорошему стервозная и обладает своим мнением. Палец в рот не клади. Благодаря девчонкам, кстати, сбылась моя давняя мечта. Я хотела когда-то, чтобы Россия выиграла на Олимпиаде «команду», и это, наконец, случилось. Осталась мечта, чтобы кому-то из наших гимнасток досталось золото в «абсолютке». Сейчас для этого есть все шансы.

— На ваш взгляд, Байлз сумеет вернуться на прежний уровень, или дело идёт к окончанию карьеры?

— Сложный вопрос. Это очень глубокий заскок. Боюсь, что у Симоны всегда будет присутствовать подсознательная боязнь, что в важный момент проблема снова вернётся. Выкарабкается ли, не знаю. У меня есть сомнения на этот счёт.

— У вас подобные заскоки случались?

— К счастью, нет. Один раз была неприятная ситуация,  когда я пошла на прыжок, не сконцентрировавшись, и тоже слегка потерялась в воздухе. Напугалась тогда очень сильно. Но я работала с очень крутым тренером, который так идеально выстраивал технику, что никаких заскоков у меня не могло случиться в принципе. Борис Васильевич (Пилкин — RT) очень внимательно отслеживал любые отклонения и сразу их исправлял. Это очень долгая работа. У нас в этом плане не самый простой вид спорта: чем сильнее «завинчиваешь» элементы, тем больше сворачивает голову.

Байлз, можно сказать, угодила в ловушку собственного таланта: ей с самого детства всё очень легко давалось благодаря природным данным. Поэтому она сразу начала осваивать максимально сложные элементы и сознание было много лет заточено на максимальную сложность. Теперь вот «заскочило», а возможности открутить всё назад, заменив сложный элемент более слабым, просто нет. У Байлз в принципе нет такой опции. А она должна быть у гимнаста всегда. Как и волнение. Если оно есть, это своего рода гарантия, что на помосте ты не упустишь ничего важного. Речь ведь не только об элементах ультра-си: можно прекрасно выполнить тройное сальто, а на кувырке ошибиться.

— Известный спортивный врач Николай Дурманов высказал предположение, что Байлз просто могла сломаться вследствие жесточайшей моральной и физической эксплуатации.

— Охотно верю. Я сейчас нахожусь в отпуске в Италии, так тут, в связи с отказом Симоны от выступлений, первым делом начали вспоминать все те сексуальные скандалы, которые  в последние несколько лет имели место в американской гимнастике. По телевидению только об этом и твердят. Так что вполне могло повлиять.

— Давайте переключимся на более приятные темы.  Какие ощущения у вас оставило мужское командное и индивидуальное многоборье?

— Бронза Никиты Нагорного в абсолютном первенстве — это очень хорошая крепкая бронзовая медаль с золотым отливом. Всё было очень достойно и красиво, как и положено олимпийскому чемпиону. Артур Далалоян тоже молодец. За мужиков вообще душа радуется, горжусь ими страшно. Мы ведь ждали эту команду давно, и она потихонечку, ещё с чемпионата мира в Дохе, формировалась. Там у меня была возможность общаться с ребятами, и помню, мы сидели в бассейне, загорали и разговаривали. О спорте, о жизни.  Тогда-то я и поняла, что парни у нас не просто рассудительные и ответственные, но с очень правильными целями. Знают, для чего пришли в гимнастику.

Если же говорить о соревнованиях, я как-то очень сильно задумалась, наблюдая за тем, что происходит в Токио, что вся спортивная гимнастика  вплотную подошла к очень серьёзному переломному моменту. Сложность уже просто за гранью. Японцы крутят четыре винта. Тут не только головы не выдерживают, но и ахиллы, рвутся, и нижние конечности летят, и верхние. Вот тебе и проблемы Байлз, и травма Далалояна.  Плюс — колоссальная соревновательная нагрузка, особенно у парней. Тот же Нагорный фактически третий день выступает в многоборье: квалификация, команда, личное первенство...

—  Командные мужские соревнования с невероятной победой России заставили меня задуматься о том, что всем нам совершенно напрасно свойственно принижать значение командной медали. Ведь на самом деле главная награда Игр – именно эта.

— Абсолютно согласна. Дело даже не в том, что биться за свою команду — это совершенно особенное чувство.  Когда в сборной появляются олимпийские чемпионы, это влияет и на судей. Хотя, Никиту Нагорного в личном многоборье могли бы оценивать помягче...  

 


 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru