РЕКОРД РОМАШИНОЙ
И ВОЗВРАЩЕНИЕ ШИШКИНОЙ И ПАЦКЕВИЧ
чего ждать от российских синхронисток на Играх в Токио |
7 июля 2021
|
Фото © globallookpress.com |
ОИ-2020 станут для российских синхронисток уже шестыми, где может быть достигнут абсолютный результат — две золотые медали. В этом случае пятикратная олимпийская чемпионка Светлана Ромашина станет единственной в мире обладательницей семи высших олимпийских наград. Кроме того, в групповой турнир вернутся двукратные чемпионки Игр Александра Пацкевич и Алла Шишкина. Об основных интригах Олимпиады в Токио — в материале RT.
При том, что на триумфальный российский результат в синхронном плавании вот уже третий десяток лет работает достаточно большая команда всевозможных специалистов, на слуху обычно всего две фамилии: Татьяна Покровская и Татьяна Данченко. Первая, как главный тренер, отвечает за подготовку группы, на плечах второй — ответственность за выступление дуэтов и солисток.
Общее количество побед, одержанных подопечными двух Татьян таково, что мир давно привык: любое место, кроме первого, — для России провал, катастрофа. Соответственно, после каждого из крупных турниров неизменно поднимается вопрос: возможно ли вообще соперничать с россиянками? Каким образом им удается уходить всё дальше и дальше вперед, из каких «кирпичиков» складывается этот грандиозный успех и почему этим же самым путём не идёт остальной мир?
Выразительным штрихом к пониманию внутренней кухни синхронного плавания стал майский чемпионат Европы, где юная подопечная Данченко, четырёхкратная (в группе) чемпионка мира Варвара Субботина впервые была заявлена в соло и выиграла его. Спортсменка выступала с тяжелейшей для подводной работы травмой — разрывом барабанной перепонки. И, когда я спросила тренера, к чему был нужен этот малообъяснимый с точки здравого смысле подвиг, ведь чемпионат Европы у представителей водных видов спорта вообще не считается слишком значимым турниром, Данченко сказала:
«Сначала мы действительно думали о том, чтобы совсем отказаться от выступления, но это было бы рисковано: нам нужно, чтобы Варвару уже сейчас имели в виду, как будущего лидера. К тому же украинка — слишком серьёзный соперник, чтобы дать ей возможность забрать на чемпионате Европы обе золотые медали за год до мирового первенства...».
Последующая операция окончательно лишила Субботину надежды войти в олимпийскую синхронную группу, а значит, и потенциального звания олимпийской чемпионки, но сама Варя об этом сказала:
«Не получилось в этот раз — значит, получится в следующий. Значит, именно так всё должно быть.
Еще один штрих к вопросу о цене успеха был сделан чемпионкой лондонских Игр Анжеликой Тиманиной. В свое время она завершила карьеру, меньше года не дотянув до Олимпиады в Рио, а спустя некоторое время рассказала о причинах того решения:
«В олимпийской группе-2012 мы с Дашей Коробовой работали платформой — выбрасывали девочку в поддержку. У меня, видимо, очень тонкие руки, и где-то за год или два до Олимпиады я повредила запястья — стерла хрящи в обеих кистях. А нужно было любой ценой удержаться в основном составе. Это было непросто, потому что перед теми Играми в команду вернулись Ася Давыдова, Настя Ермакова, Эльвира Хасянова и для нас, молодых, оставалось три или четыре места. Помню, мы были на сборе в Туапсе, и я не могла даже чистить зубы — любое движение кистью доставляло дикую боль. Как раз там Татьяна Николаевна мне тогда сказала: у нас чемпионат мира на носу, потом Олимпиада. Поэтому ты или терпишь, или идешь в запас...»
Возвращение бывших звезд в олимпийском сезоне «в ту же воду» — отличительная особенность российского синхронного плавания. Так повелось с достаточно давних времен. В этом сезоне в группу вернулись двукратные олимпийские чемпионки Александра Пацкевич и Алла Шишкина, а сама Покровская как-то объяснила: «Я слишком хорошо знаю, что такое для олимпийского чемпиона снова встать в общий строй. И не уважать это не могу»
На самом деле «возвращенки» — это всего лишь еще один вызов для тренера. Олимпийская чемпионка-2008 Ольга Кужела по этому поводу заметила:
«Сильная сторона Покровской заключается прежде всего в том, что она очень здорово умеет держать дисциплину в группе. А это — ключевой момент. Одно дело держать в узде 14-15-летних детей, и совсем другое, когда ежедневно работаешь со взрослыми девушками, каждая из которых амбициозна, сильна, красива, хочет медалей, денег, любви, замуж, детей, всего сразу. Тренер же должен каждую секунду контролировать эти огнедышащие пасти, и Покровской это удаётся блестяще».
Сама Татьяна Николаевна не раз подчёркивала, что считает себя профессионалом, который работает с точно такими же профессионалами-спортсменами, поэтому давно уже не реагирует на мелочи типа чужого плохого настроения.
«На каждой тренировке мне нужно добиться определенного результата. Я его и добиваюсь, хотя не всегда это происходит быстро. Понятно, что меня, как любого нормального человека, расстраивает, когда спортсменки на меня дуются. Более того, если я понимаю, что кого-то особенно сильно «обидела» на тренировке, всегда стараюсь найти возможность как-то эту обиду смикшировать. С другой стороны, девчонки ведь прекрасно понимают, что я их веду туда, куда, возможно, не приведет никто другой. Через боль, через слезы, через «не хочу», не всегда педагогическими методами, но приведу...»
Могут ли они проиграть? Многие из тех, кто уже завершил карьеру, говорили о том, что о возможном провале накануне ответственного старта в группе так или иначе думают все, а тренеры лишь дополнительно подогревают эти страхи. Постоянно напоминают: мол, ты настолько сегодня плохо работаешь, что завтра тебя обгонит Украина, а послезавтра — Китай. Что сильнейшими нужно чувствовать себя не только в воде, но даже когда просто идёшь по бортику. Что нельзя ни на каком старте позволять себе дать слабину, потому что в этом случае ты подведешь всю команду, всех тех, чей труд вложен в твой личный результат.
С какой именно программой российские синхронистки будут сражаться в Токио за золотые медали, пока не знает никто, точнее — её никто не видел, и это уже привычная олимпийская традиция. Дело даже не в том, что премьерный показ — это всегда интересно и завораживающе. Есть ещё чисто практическая сторона: если показать программу публике слишком рано, велик риск, что наиболее выигрышные элементы и связки у тебя тут же позаимствуют конкуренты. Так в свое время поступали в синхронном плавании испанки, еще в большей степени заимствование характерно для Китая. В этой стране много лет работала известная синхронистка советских времён Татьяна Хайцер, и она рассказывала, что копирование российских наработок составляет огромную часть китайских тренировочных методик.
«В умении учиться китайцам нет равных. Придумать что-то свое они не способны в принципе и, похоже, не стремятся к этому. Зато очень хорошо умеют отбирать то, что им нужно. Именно по этой причине, как мне кажется, они посчитали, что «школу» лучше всего брать у русских. Так, как умеют отрабатывать основы техники в России, не умеют нигде. За пять лет своей работы в Китае я безумно устала от ощущения, что из меня постоянно пытаются вытянуть все, что я знаю и умею. И все время дают понять, что ты им должен. Это очень тяжело, когда от тебя ждут ответа на все вопросы, главный из которых: «Почему мы не первые и что нужно сделать, чтобы стать первыми?», — вспоминала тренер.
Оппонирует Хайцер Кужела, уже несколько лет работающая со спортсменками Поднебесной:
«Китаянки, как мне кажется, никогда не дотянутся до первого места. Они трудолюбивы, исполнительны, техничны, но какой-то внутренней харизмы, души, чтобы показать свою программу максимально выигрышно, им всё же недостает. Это как в балете: весь мир знает, что русский балет — это прежде всего фантастически красивые ноги. Чуть выше подъем, чуть больше прогиб в коленке, а в целом получается очень красивая линия, которой могут похвастаться далеко не все солистки. Таких девочек в нашем виде спорта берут на заметку, когда они только приходят в бассейн на отбор. Так вот китайское синхронное плавание при всех своих замечательных качествах — это не русский балет...»
Если группа — это прежде всего синхронность, темп и плотность позиций (плотнее россиянок не работает в воде никто в мире), то дуэт — это прежде всего ноги. Иногде их длина кажется бесконечной: при некоторых элементах спортсменки, находясь вниз головой, выталкивают себя из воды чуть ли не до подмышек. Светлана Колесниченко и Светлана Ромашина столько лет доказывали собственную недосягаемость, что вполне могли бы держаться на прежнем багаже ещё один олимпийский цикл, причём с любой из своих прежних программ. Данченко в свое время стала в синхронном плавании основоположницей очень быстрого по темпу резкого стиля, в котором выступал самый первый из дуэтов тренера — Анастасия Ермакова и Анастасия Давыдова, с тех прор миру постоянно предлагалось что-то новое: сумасшедшие винты — Натальи Ищенко, близость позиций и невероятная сложность — дуэта Ищенко/Ромашина. Ромашина и Колесниченко добавили ко всему перечисленному невиданную для синхронного плавания скорость передвижения по акватории бассейна. Это не только впечатляет, но и требует огромной выносливости. Ведь за те три минуты, что длится произвольная программа, девушки наматывают гораздо большее количество метров, нежели их соперницы. Обе Светланы выступят в Токио как в дуэте, так и в группе, а вписать в уже сложившийся коллектив двух звёзд, по словам Покровской, отдельная и очень серьезная задача для тренера.
«Вроде бы приходят уже подготовленные спортсменки, все умеют, прекрасно работают в синхроне, музыкальны, с полуслова понимают тренера, находятся в прекрасной форме, но группа-то ведь уже сделана, работает в определенном, сложившемся темпе, на какие-то элементы идет с большей скоростью или с не совсем привычным ритмом. И ты понимаешь, что все совсем не просто...»
Впрочем, эту задачу Покровская успешно решает уже шестой олимпийский цикл, а нам предстоит уже менее чем через месяц всё это увидеть: синхронистки начнут соревноваться в Токио в первых числах августа. В числе фаворитов кроме России — Япония и Украина.
|