Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Токио-2020 - Спортивная гимнастика
ИНФАРКТНАЯ РАЗВЯЗКА:
Первое гимнастические золото за четверть века

26 июля 2021

Давид Белявский и Никита Нагорный

Фото © Алексей Филиппов
Токио. Давид Белявский и Никита Нагорный

Мужская сборная России по спортивной гимнастике завоевала золотые медали в командном многоборье на Олимпиаде в Токио. Никита Нагорный, Артур Далалоян, Давид Белявский и Денис Аблязин совершили почти невозможное, впервые за четверть века опередив всех конкурентов по итогам соревнований. Отрыв от национальных команд Японии и Китая, первенствовавших на Играх в Лондоне и Рио, составил всего 0,103 и 0,606 балла соответственно.

За последние полсотни лет столь мизерной разницы между победой и поражением в мужской командной гимнастике не случалось на Олимпиадах ни разу. Гимнастические цифры редко передают непосвящённому степень накала борьбы, поэтому попробую объяснить иначе: командный финал — это шесть видов программы по три спортсмена в каждом. Всего 18 подходов к снаряду. Разделите 0,103 на 18, и вы получите ту самую величину, на которую каждый из российских парней был лучше соперника в каждом отдельно взятом упражнении. Попробовали? Да, абсолютно с вами согласна: умом это не понять, да и объяснить словами вряд ли выйдет.

В последний раз российская мужская сборная побеждала на Играх в Атланте. Но если кому-то, описывая гимнастический успех, захочется сравнений и параллелей, делать это точно не стоит. Там, в Атланте, за победу билась страна, которая не проигрывала до этого на двух Олимпиадах подряд. Здесь, в Токио российским парням противостоял Китай,  за последние 20 лет побеждавший на Играх трижды, и Япония с двумя победами в 2004-м и 2016-м. Две великие гимнастические державы, привыкшие терзать помост, как два хищных зверя — заведомо собственную добычу.  

Первый тревожный звоночек, как для тех, так и для других, прозвенел два года назад на чемпионате мира в Штутгарте, где Россия впервые за 27 лет завоевала высший командный титул. Интересно, что в составе той команды была вся нынешняя четверка триумфаторов. Там же в Штутгарте Далалоян сказал:

«Когда отходишь после соревнований, они потихоньку забываются. Остается некое высокое чувство, что ты чемпион мира в командном финале, у тебя самая крутая команда на планете... Это потому, что у нас такое впервые... Это было в первый раз в истории России. Меня еще на свете не было, когда сборная СССР в последний раз брала командное первенство...»

В Токио подобную фразу вполне мог бы повторить Нагорный: когда сборная России во главе с великим Алексеем Немовым побеждала в Атланте, Никита ещё не родился.

Легендарного англо-американского режиссера Альфреда Хичкока однажды спросили, почему для большинства своих работ в кино из великого многообразия жанров он выбрал триллер. И маэстро ответил, что, по его мнению, ужасы никогда не выйдут из моды. Более того, они наверняка окажутся всё более и более востребованы по мере того, как будет повышаться уровень благополучия и спокойствия в мире.

Востребованность Олимпийских игр из той же серии. Понедельник стал в этом плане весьма показательным: на одном экране вели свои битвы гимнасты, а на соседнем в то же самое время за олимпийское золото бились на фехтовальной дорожке две русские девчонки. И было категорически непонятно, где взять столько нервных и эмоциональных сил, чтобы хоть как-то противостоять бушующему в голове адреналину, Фехтовальный финал начался, когда гимнастам оставалось довести до завершения всего один снаряд, перед которым отрыв российских мальчишек от китайцев сократился до минимума, и это был именно тот момент, когда хотелось просто зажмуриться, заткнуть уши, остановить время, сделать что-угодно, только бы не видеть того, что произойдёт дальше. Потому что китайцы, как и японцы, работают на перекладине, как боги, а у России в вольных упражнениях в партнёрах у Никиты Нагорного Аблязин и Далалоян. Оба — с совсем недавно пережитыми и очень тяжелыми травмами ног, то есть в состоянии, когда любое приземление может стать роковым.

После того, как сначала Денис, а затем и Артур незначительно заступили за пределы ковра, потеряв на этом каждый по 0,3, стало совсем страшно. И невозможно было представить, какой ценой дается спокойствие и собранность тем, кто продолжает работать на помосте.

Наверное, раскалённость ситуации могла бы заставить Нагорного потерять голову. Да что там — она могла заставить потерять голову кого угодно. Пойти на риск, поддаться эмоциям, проиграть из-за этого, потеряв над собой контроль, прямо там на помосте ввязаться с кем-нибудь драку, или начать крушить зал, чтобы выпустить накопившуюся агрессию. Это вообще был наиболее жуткий момент соревнований: прямо перед выходом Никиты свое упражнение на перекладине совершенно блестяще закончил Дайки Хашимото, благодаря чему японская сборная на полбалла опередила китайцев, а это означало, что для того, чтобы команда осталась в победителях, Нагорному нужно набирать на ковре гораздо большую сумму баллов, чем та, что позволяла России не уступить спортсменам из Поднебесной.

Никита вышел на ковёр, улыбаясь. Каким образом получилось безошибочно исполнить комбинацию и набрать  нужную для победы сумму,  вряд ли он сможет когда-либо объяснить. Просто приземлялся после каждого сальто почти идеально и вставал как вкопанный. Словно любой дополнительный шаг лишал его года жизни.

Потом все четверо плакали прямо у помоста, по-детски утыкаясь мокрыми лицами в плечи тренеров. Так бывает на Олимпийских играх: после невыносимого напряжения, которое приходится испытывать, когда отвоевываешь по крохам в свою пользу тысячные доли балла, когда концентрация так велика, что скулы в улыбке сводит судорогой, и уже нет сил на то, чтобы пошевелить рукой или ногой, слёзы становятся единственным доступным средством, чтобы не сойти с ума.

И кому только пришло в голову назвать всё это — играми?

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru