10 февраля 2014
|
Фото © Александр Федоров
Сочи. Евгений Плющенко |
Заявка российской федерации фигурного катания, поданная в понедельник утром, закрыла вопрос, кто из спортсменов будет представлять нашу страну в личном турнире одиночников: это Евгений Плющенко, ставший в воскресенье олимпийским чемпионом в составе российской команды. Президент ФФККР Александр Горшков подтвердил: даже если Плющенко по какой-либо причине не сможет выйти на лед, заявить вместо него запасного спортсмена уже невозможно.
В понедельник основная ледовая арена была отдана шорт-треку. Фигуристы перебрались на соседний тренировочный лед. Увидев на разминочной площадке Инго Штойера, чьи подопечные – четырехкратные чемпионы мира в парном катании Алена Савченко/Робин Шелковы уже отправились на лед, я подошла к тренеру:
- Не жалеете, что Алена и Робин не стали выступать в командном турнире, хотя почти все их соперники уже опробовали олимпийский лед?
Штойер пожал плечами.
- Мы с самого начала планировали подготовку именно таким образом. Слишком мал перерыв между окончанием командных соревнований и началом личных. У нас же, как понимаете, все поставлено на карту именно в личном турнире.
- Не считаете ошибкой то, что ваши спортсмены снялись с январского чемпионата Европы, хотя с учетом ошибок российских чемпионов мира имели превосходные шансы победить?
- Дело ведь не в том, что мы отказались выступать из-за боязни проиграть. Алена реально простудилась. Да, она могла откататься и в таком состоянии, и вполне допускаю, что при хорошем прокате моя пара могла действительно победить. Но потом за это наверняка пришлось бы заплатить: тренировки с высокой температурой чреваты самыми разнообразными последствиями. Позволить себе рисковать в олимпийский год мы не можем...
В воскресенье, когда олимпийский командный турнир был завершен грандиозной победой России, я задумалась о том, как много чувств вызвали эти соревнования у окружающих. Кто, например, мог представить, что Елена Ильиных и Никита Кацалапов станут олимпийскими чемпионами еще до своего выхода на лед? В каком другом виде спорта такое возможно?
Ситуация с разрешенными заменами вообще показалась многим сомнительной. С одной стороны, это, наверное, имеет смысл как некая часть игрового шоу. С другой - замены сразу вызывают чувство несправедливости. Почему Столбова/Климов, а не Базарова/Ларионов? Почему Ильиных/Кацалапов, достаточно сокрушительно провалившиеся на европейским первенстве в январе, а не Аделина Сотникова? Если бы за страну в каждом из четырех видов командам вообще не было позволено проводить замены – дело другое. Тогда оставалось бы только решить: борется страна за победу, выставляя сильнейших, или – если не имеет таких целей, дает возможность посоревноваться и набраться опыта вторым номерам команды.
Все поставила на место фраза коллеги – телевизионного коментатора Василия Соловьева.
«Не надо никого жалеть на пути к своей цели, - сказал он. – Это – самая тяжелая часть рецепта. Если ты отдашь шанс другому – молодому, талантливому, классному – он с удовольствием этим шансом воспользуется. А олимпийская медаль безо всяких иллюзий, знаете ли, одна. Поэтому здесь по-другому быть не может».
Отбросим иллюзии и мы. В конце концов, та же Липницкая, у которой еще в начале осени не было ровным счетом никаких гарантий участия в Олимпийских играх, вырвала свой шанс на то, чтобы называться первым номером команды, с кровью. Она призналась мне на чемпионате Европы в Будапеште, что очень рассчитывала на то, что будет выступать в командном олимпийском турнире вместе с Лизой Туктамышевой. Но Лиза в итоге вообще осталась за бортом – не хватило упорства. Сотниковой хватило, но кто виноват в том, что фигуристка, несмотря на блестящее выступление в январе, так и не сумела убедить окружающих в своей стопроцентной надежности?
Так же жестко и безжалостно Ксения Столбова и Федор Климов вырвали право на свое во многом «подарочное» олимпийское золото у Веры Базаровой и Юрия Ларионова - товарищей по одной тренировочной группе. А ведь эту пару в начале сезона тоже не рассматривали всерьез: так, довесок к более заслуженным.
Наверное, по-человечески можно было бы пожалеть Максима Ковтуна: 18-летнего парня, честно завоевавшего на чемпионате страны право быть в олимпийской команде и тут же потерявшего его на чемпионате Европы. Максим до последнего надеялся выйти на лед в личном олимпийском турнире, но...
Можно сколько угодно сейчас гадать, почему Евгений Плющенко решил продолжать выступления: был ли он, принимая это решение, так уверен в том, что сумеет добиться успеха и в личном турнире - или просто решил отыграться за свое декабрьское поражение, отняв у соперника олимпийский шанс. Все это уже неважно. Да и почему, собственно, двукратный олимпийский чемпион должен был отдать свое? По крайней мере сам он сделал все возможное для того, чтобы в Сочи никто не смог его ни в чем упрекнуть. Кстати, если Евгений вообще передумает выступать в личном финале, команде от этого не будет ровным счетом никакого ущерба. Ведь квоту на чемпионат мира следующего года фигуристам предстоит зарабатывать не в Сочи, а на мартовском мировом первенстве в Японии.
А вот интриги мужскому олимпийскому турниру фигурист действительно добавил.
|