СОВЕТСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ «МАФИЯ» |
19 февраля 2002
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
Солт-Лейк-Сити. Марина Анисина и Гвендаль Пейзера |
В отличие от вас, читатели, я еще не знаю, чем завершилось соперничество
танцевальных дуэтов. Но точно знаю одно - в любом случае победили
воспитанники советской школы.
Накануне, когда фигуристы творили оригинальный танец, не менее
интересно было наблюдать за калейдоскопом российских тренеров у
бортика. Из 24 дуэтов лишь 4 не имели отношения к некогда великой
советской школе танцев на льду. В первой десятке исключением были
немцы Кати Винклер и Рене Лозе.
Биографии прочих выглядят весьма занимательно. Марина Анисина и
Гвендаль Пейзера: тренер (наряду с француженкой Мюриель Зазуи) - Наталья
Дубова. Не говоря уже о том, что Марина - дочь известной фигуристки
Ирины Черняевой и еще более известного хоккеиста Вячеслава Анисина
- становилась чемпионкой мира среди юниоров с Ильей Аввербухом.
Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо: до этого сезона с итальянцами
активно работала Татьяна Тарасова, в результате чего дуэт стал чемпионом
мира-2000. Сейчас Тарасова - не более чем консультант пары, поскольку
полностью сосредоточилась на подготовке канадцев Шэ Линн Бурн и
Виктора Краатца. Те до прихода к ней катались сначала у Марины Климовой
и Сергея Пономаренко, затем у Натальи Дубовой. Рита Дробязко и Повилас
Ванагас: тренер - Елена Чайковская. До нее литовцы занимались у
Елены Масленниковой. Первым же тренером в биографической справке
значится Татьяна Тарасова, которая их поставила в пару. Живут фигуристы
в Москве. И говорят по-русски точно так же свободно, как израильтяне
Галит Хаит и Сергей Сахновский. Эти тренируются в США. Сначала катались
у Натальи Линичук, затем - у Тарасовой, сейчас - у Дубовой. Про
болгар Албену Денкову и Максима Ставиского я уже писала в одном
из репортажей. Русский партнер, русский тренер - Алексей Горшков,
место тренировок - подмосковное Одинцово.
РОССИЙСКИЙ АЙСБЕРГ
Немало любопытного и за пределами первой десятки. Американцев Наоми
Лэнг и Петра Чернышева тренировал Игорь Шпильбанд, а год назад они
перешли к Александру Жулину. Дедушка Чернышева сам был фигуристом-одиночником
и четырежды становился чемпионом СССР в конце 30-х. Но если Петр
живет и выступает в США довольно давно и воспринимается зрителями,
как американец, то азербайджанка Кристин Фрэзер - явление более
чем экзотическое. Хотя история в общем-то простая. Сплетничают,
что Кристин в свое время симпатизировал бывший советский танцор
Генрих Сретенский (выступавший с Натальей Анненко), который эмигрировал
в США и стал там тренером. А девушка отчаянно жаждала кататься.
В итоге для Кристин сначала был найден партнер, а потом и страна,
заявившись за которую, можно было быть уверенным в том, что место
в сборной за неимением там других танцоров обеспечено на много лет
вперед. Еще один нетривиальный пример танцевального сотрудничества
- Марика Хэмфри и Виталий Баранов. Англия.
Даже совершенно безукоризненные, с точки зрения имен, дуэты подобно
айсбергам имеют солидный и скрытый от непосвященных российский фундамент.
Сестру и брата Элен и Даниэля Хугентоблер из Швейцарии который год
опекает Линичук. Изабель Делобель и Оливье Шенфелдер уже 6 лет катаются
у Тарасовой. Итальянцы Федерика Файелла и Массимо Скалли обязаны
удачным дебютом олимпийским чемпионам Наталье Бестемьяновой и Андрею
Букину. Среди этого интернационального винегрета наиболее любопытно
выглядели корейский и китайский дуэты с русскими тренерами у бортика.
В целом это производило впечатление не Олимпийских игр, а какого-то
внутрисоюзного междусобойчика.
Все это было бы смешно, если бы Россия могла, как когда-то, гордиться
всеми тремя своими танцевальными дуэтами, которые она традиционно
привозила на крупнейшие соревнования. В Солт-Лейк-Сити картина изменилась.
Лобачева и Авербух еще куда ни шло - борются за серебро. Татьяна
Навка и Роман Костомаров прочно обосновались в конце первой десятки.
И перспективных российских пар нет в резерве ни у Тарасовой, ни
у Чайковской, ни у Линичук, ни у Дубовой - ни у кого из наших тренеров.
Советской «танцевальной мафии», как в не столь давние
времена раздраженно именовали этот вид фигурного катания представители
иностранных государств, теперь гораздо больше подходит другое определение
- Cosa Nostra. Действующие лица те же. Результат иной, и, увы, не
в нашу пользу.
«ШЕСТЕРКА» ОТ САМОЙ НЕЗАВИСИМОЙ
Впрочем, сенсация возможна. Еще месяц назад даже в самых смелых
фантазиях вряд ли кто мог предположить, что россияне Ирина Лобачева
и Илья Авербух смогут бороться в Солт-Лейк-Сити за второе место.
В предварительных прогнозах фигуристам в лучшем случае прочили бронзу.
Однако воскресные состязания дуэтов в оригинальном танце не только
укрепили россиян на второй позиции, но и принесли своего рода рекорд
Игр: Лобачева и Авербух стали единственными, кто получил среди прочих
оценок высшую - 6,0. Такое впечатление произвело их выступление
на одну из наиболее независимых в своем мнении судей, известную
в прошлом польскую фигуристку Галину Гордон-Полторак.
Танцоры исполняли вариации испанских танцев. Это оказалось довольно
непростым занятием: слишком много специфических требований предъявлял
к фигуристам оригинальный прокат. Посудите сами, как должны были
чувствовать себя те же китайцы или корейцы, вынужденные отплясывать
под совершенно несвойственный их восточной культуре и хореографии
аккомпанимент. Да и прочие выступления местами сильно смахивали
на пляски туристов в курортных испанских кабачках, нежели на классические
фламенко, пасодобль, вальс или танго. Сильное впечатление по композиции,
выбору музыки и исполнению произвели Албена Денкова и Максим Ставийский.
Однако оказаться выше 7-го места болгары изначально не имели шансов:
первая шестерка настолько непримиримо билась за свои позиции, что
нарушить ее стройность не рискнул бы ни один арбитр.
Не увенчались успехом и попытки канадцев Бурн и Краатца: как и
в обязательном прокате, они остались за пределами тройки. В которой
героями вечера стали Лобачева и Авербух.
Как сказал на пресс-конференции Илья, так, как в этот вечер, они
не катались ни разу в жизни. Добрую службу россиянам сослужил видимый
качественный скачок. Фламенко чемпионов мира и Европы Марины Анисиной
и Гвендаля Пейзера было единогласно признано лучшей испанской постановкой
еще на чемпионате Европы в Лозанне. В Солт-Лейк-Сити французский
дуэт откатался столь же блистательно. А вот наши выполнили свою
композицию гораздо лучше, чем три недели назад. Судейский счет -
8:1 в пользу фаворитов - сложился, скорее, по инерции соблюдения
иерархии. На самом деле оба дуэта выглядели абсолютно равными. Ну
а «шестерка», выставленная польским арбитром, и вовсе
сделала этот факт предельно очевидным.
ЗА НАШИХ ТАК НИКОГДА НЕ ГРЫЗЛИСЬ
- Мне было легко настроиться на выступление, - подчеркнул Авербух.
- Мы катались сразу после Анисиной и Пейзера, а Марина всегда была
для меня самым сильным раздражителем. Поэтому очень хотелось, выходя
на лед после нее, откататься достойно. Кроме того, французы - лидеры,
на них все равняются. Психологически им гораздо тяжелее. Быть вторым
проще, чем из года в год удерживать первенство. Я прекрасно понимал,
что нам не позволят их обыграть, но думал не об оценках, а о выступлении.
- До Игр вы предполагали, что сможете побороться с чемпионами?
- Наше дело - прокататься на максимуме своих возможностей. Если
станем вторыми - будем очень счастливы. Немножко жалко, что на этот
раз в качестве обязательных танцев выпали квикстеп и блюз. Они настолько
устаревшие и простые, что практически невозможно показать хоть какое-то
мастерство.
- А как вы относитесь к оригинальному танцу?
- Мне нравится сама идея обязать всех танцоров раскрыть одну и ту
же тему, любой ценой сделать из себя испанцев. Сразу видны все плюсы
и минусы каждого дуэта. По сути, оригинальный танец - наиболее сложная
составляющая соревнований. В произвольном проще. Там каждый выбирает
тот стиль и направление, в котором чувствует себя наиболее уверенно.
- На вас оказала влияние вся шумиха вокруг скандала в парном катании?
- Конечно, было неприятно. Опять начали муссировать судейские дрязги.
В танцах их хватает и без этого. А еще было очень обидно понимать,
что так, как грызлись за своих спортсменов канадцы, за нас не боролся
никто и никогда.
Беспрецедентное награждение канадцев Джеми Сале и Давида Пеллетье
вторым комплектом золотых медалей состоялось в воскресенье вечером.
Бронзовые призеры Игр китайцы Шэнь Сюе и Чжао Хунбо участвовать
в церемонии отказались. Поэтому в награждении была задействована
лишь верхняя ступень пьедестала почета, на которую вместе с канадцами
поднялись - уже с золотыми медалями на шее - Елена Бережная и Антон
Сихарулидзе. Первым прозвучал гимн России, хотя имена канадской
пары горели на табло выше россиян. Но все это уже не хочется обсуждать.
Историю не переписывают.
|