ДВА МATЕРЫХ ХИЩНИКА ГОТОВЯТСЯ К БРОСКУ |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
Солт-Лейк-Сити. Евгений Плющенко |
12 февраля 2002
Вряд ли что лучше отражает суть Олимпийских игр, чем заливочная
машина, которая бесстрастно слизывает со льда следы тяжелейшей тренировочной
работы и готовит его к новым баталиям. Когда тяжелое мокрое полотно
безостановочно ползет по льду, выравнивая бугорки и выбоины, невольно
задумаешься: именно так Игры нивелируют все предыдущие титулы и
опыт, ставя на один уровень заслуженных, все испытавших в спорте
бойцов и совсем зеленых новичков, не представляющих себе, что такое
- Олимпиада.
Здесь все с чистого листа. И главная задача - именно здесь и сейчас
любой ценой вписать в него свое имя.
Трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин сказал однажды:
«Спорт - это не что иное, как узаконенное, морально оправданное
проявление высшей степени эгоизма. Когда спортсмен выходит на старт,
его совершенно не волнует, что кто-то еще хочет стать первым».
Для Олимпийских игр это высказывание справедливо вдвойне. Здесь
интересны лишь те, кто бьется за золото. Остальные - не более чем
аутсайдеры. Есть, естественно, немало стран, чьим лозунгом еще много
лет будет оставаться бессмертное: «Главное не победа, а участие!»
Но не могу не вспомнить смешной и в то же время предельно красноречивый
факт: в Атланте правительство Филиппин - государства, ни в одном
виде спорта не претендующего даже на попадание в финал, пообещало
миллион долларов тому, кто станет первым в стране олимпийским чемпионом.
Надо ли говорить, под какой чудовищный пресс попадают на Играх
те, от кого ждут победы?
Чтобы понять это, достаточно было приехать в ледовый центр, где
состязаются фигуристы, на первую тренировку мужчин-одиночников,
когда на лед вышли Евгений Плющенко и Алексей Ягудин. Тренировка
и без этого была особенной. Первая проба соревновательного льда
(до этого спортсмены могли кататься лишь в тренировочном комплексе),
первый совместный выход перед судьями и публикой, первая демонстрация
Евгением новой произвольной программы - «Кармен», которую
до этого никто не видел.
У фигуристов есть термин - выиграть тренировку. То есть публично
- глаза в глаза - перепрыгать своего соперника, превзойти во всем,
в чем можно. Часто на таких тренировках бывает гораздо интереснее,
чем на соревнованиях. Именно здесь можно увидеть прыжки и элементы,
недостаточно стабильные для того, чтобы включать их в программу
официальных турниров, но вполне отработанные, чтобы заранее деморализовать
соперников.
Одну из таких тренировок мне удалось увидеть два года назад на
чемпионате мира в Ницце. Ягудин тогда был в настолько идеальной
форме, что ему удавалось все: четверные прыжки по отдельности и
в каскадах, сумасшедшие по скорости шаговые комбинации...
На первой тренировке в Солт-Лейк-Сити ничего этого не было и в
помине. Ни у него, ни у Плющенко. Своим поведением на льду эти двое
скорее напоминали двух матерых хищников, не делающих ни единого
лишнего движения, не проявляющих эмоций, а лишь выжидающих момента
для главного броска. И понимающих, что этот момент наступит уже
во вторник.
За два дня до воскресенья - то есть первого проката произвольных
программ в Ice Center - Алексей Мишин приглашал журналистов на первый
показ их с Плющенко совместного творения. Мол, приходите - специально
для вас покажем наиболее интересные кусочки.
С точки зрения постановки программа, безусловно, удалась. Евгений
катался размашисто, мощно, великолепно сочетая быстрые и медленные
части. Не было лишь прыжков. Судя по всему, их и не планировалось
показывать. Кое-что Плющенко пробовал по отдельности, как, впрочем,
и Ягудин. И оба покинули лед, оставив у зрителей ощущение недосказанности.
Впрочем, они добились эффекта: интерес публики к тому, что будет
происходить под сводами олимпийского катка 12 и 14 февраля, вырос
в геометрической прогрессии. Человечество всегда жаждало крови.
Соперничество же таких гигантов, как два российских одиночника,
бескровным не бывает никогда.
На этом фоне тренировка группы, в которой катались американцы,
прошла на редкость невыразительно. На Играх бывает все, но как-то
до сих пор не укладывается в голове, что кому-либо окажется по силам
вклиниться в беспощадную российскую разборку.
Хотя, с другой стороны, кого не стоит сбрасывать со счетов, так
именно американцев. Честно говоря, я так и не поняла, что имел в
виду тренер Тимоти Гейбла, известнейший специалист Фрэнк Кэролл,
когда сказал, что не в восторге от той хореографии, которую демонстрируют
русские. Еще работая с Мишель Кван, американец всегда отличался
любовью к сложным музыкальным произведениям, далеко не всегда доступным
для массового понимания. Другое дело, что Кван, имеющая помимо идеальной
техники абсолютный музыкальный слух, умела блистательно воплощать
тренерские задумки и справляться с музыкой. До начала сотрудничества
с Кэроллом Гейбл не умел ничего, кроме как прыгать, причем достаточно
коряво, хоть и стабильно, с хорошей скоростью вращения. Сейчас же
изменился настолько, что об этом не просто заговорили все, но всерьез
стали воспринимать фигуриста как претендента на одну из медалей.
Татьяна Тарасова, с которой я разговорилась на эту тему, заметила,
впрочем:
- Думаю, Гейбл еще не раскрылся как фигурист. Гораздо сильнее, на
мой взгляд, Тодд Элдридж. Он изумительно владеет коньком, катается
и вращается на огромной скорости, очень атлетичен, обладает великолепными
физическими кондициями. Не помню, чтобы он снижал скорость, докатывая
программу, как это вынуждены делать многие. И всегда подбирает музыку
именно под этот атлетический стиль. Его катание - катание очень
сильного человека. Не говорю уже о том, что такое долголетие в спорте
требует большой работы и больших жертв. Не уважать этого и не ценить
нельзя. Что же касается Майкла Вайсса, у него в прошлом году была
очень тяжелая травма - перелом ноги. На чемпионате мира он выступал
травмированный. В Солт-Лейк-Сити я его еще не видела. Но слышала,
что он набрал хорошую форму. Значит, с этим придется считаться.
В воскресенье вечером, сидя в пресс-центре за сутки до первого
финала, мне оставалось лишь позавидовать тем, кто будет читать этот
репортаж и знать, чем закончились состязания пар. Поскольку ожидание
результата ложилось выматывающим нервным грузом на всех, кто так
или иначе имел отношение к российской команде. Впрочем, думаю, и
к канадской тоже. Перед короткой программой Джеми Сале и Давид Пеллетье,
ничуть не лукавя, сказали журналистам, что намерены кататься сами
для себя - и получать удовольствие от выступления. Получилось это
блестяще. И можно было смело утверждать, что фигуристы действительно
не нервничали, если бы не заключительный миг, когда Джеми по обыкновению
откинулась на партнера и именно от волнения не рассчитала силы.
Давид же, тоже от волнения, не сумел ее удержать, и они вдвоем рухнули
на лед.
Падение было обыграно блестяще: далеко не все поняли, что концовка
- с весьма артистическим распластыванием по льду вовсе не была запланирована.
Что ж, бывает. Первая Олимпиада. В конце концов все до сих пор помнят,
как на последней секунде олимпийского проката в Нагано - на своих
первых Играх - нелепейшим образом споткнулся и упал Антон Сихарулидзе.
За четыре года, прошедшие с тех времен, Бережная и Сихарулидзе сумели
выиграть в фигурном катании все, что только можно. С точки зрения
затраченных сил и завоеванных наград, во всем парном турнире в Солт-Лейк-Сити
нет более достойных претендентов на золото.
Если бы только все это имело хоть какое-то значение...
|