|
Фото из архива Елены Вайцеховской
Солт-Лейк-Сити. Евгений Плющенко и Алексей Ягудин |
11 февраля 2002
Посмотреть тренировку мужчин до начала Игр мне так и не удалось.
Тренировочный каток расположили предельно удобно для спортсменов
и чудовищно - для журналистов. Это и помешало увидеть на льду одновременно
обоих российских одиночников в субботу. Отведенное для них время
истекало примерно тогда же, когда на главном катке должны были начаться
состязания пар. В пятницу же ни Евгений Плющенко, ни Алексей Ягудин
на тренировочном катке не появились. Первый отдыхал, второй еще
находился в пути из Калгари в Солт-Лейк-Сити.
ЭМОЦИИ - ПУТЬ ТУПИКОВЫЙ?
Алексей Мишин, тренер Плющенко, внимательно наблюдал за тем, как
катаются потенциальные соперники.
- Не хочу давать вам интервью, - едва поздоровавшись, накинулся
он на меня. - Не вижу смысла! Стоило Жене поставить произвольную
программу, как на нас ополчились все. Писали, что его программа
- как лоскутное одеяло. И что катается он настолько медленно, что
впору ставить зонтик посреди площадки и ездить вокруг. А уж по телевизору
такое говорили...
- Не совсем вас понимаю, - опешила я. - Приведите хоть один пример,
когда «СЭ» исказил ваши слова либо поместил оскорбительный
или необъективный материал.
- Лично к вам у меня претензий нет, - умерил пыл Мишин. - Но разговаривать
все равно не хочу. Да и о чем, когда на носу - главный старт?
- Но поймите меня и вы: Плющенко не выступал в чемпионате Европы,
сделал новую произвольную программу, тренировался в одиночестве
в Санкт-Петербурге, потом в американском Логане. Болельщики ведь
тоже переживают, интересуются, как у вас дела. Расскажите хотя бы
тезисно, насколько тяжело было менять постановку, да и почему, собственно,
вы пошли на это?
- Изначально хотели сделать что-то необычное. Но когда программа
была готова - и действительно получилась непохожей ни на какую другую,
- ее не поняли и не приняли. Жаль. Фигурное катание рано или поздно
придет к этому. Мы с Плющенко просто опередили время. Но поскольку
кататься нужно сейчас, решили сделать что-нибудь более простое для
восприятия. Жене это даже облегчает задачу - отнимает не так много
эмоциональных сил.
- Как долго работали над постановкой?
- Помнится, ставить начали во вторник, а в субботу Плющенко уже
катал программу целиком.
- Вы довольны тем, как он катается?
- Разве я могу сейчас ответить на этот вопрос? Можно ведь накатывать
программу весь сезон, а на главных соревнованиях в чем-то ошибиться.
А можно наоборот. Так что никаких оценок и прогнозов.
- Давайте поговорим на другую тему. Какие требования, на ваш взгляд,
предъявляет к мужчинам короткая программа? Я, например, слышала,
что те, кто не рискнет включить в обязательный каскад прыжок в четыре
оборота, изначально не может претендовать на место в тройке.
- Это же Игры. Случиться может все что угодно. Где гарантия, что
те, у кого четверные есть, исполнят их удачно? А в такой ситуации
вперед может выйти кто угодно. У меня вообще к короткой программе
свое отношение.
- И в чем оно заключается?
- Понимаете, есть два разных подхода. Один состоит в том, чтобы
максимально качественно выполнить предписанные элементы. И это правильно
- в чем иначе главный смысл короткой программы? Соответственно и
выигрывать должен тот, кто лучше прыгает каскад, быстрее и в более
сложных позах вращается, делает более сложные шаги. Только такой
путь двигает фигурное катание вперед. Посмотрите, ведь даже в танцах,
где вообще непонятно, что происходит, стали придумывать какие-то
обязательные повороты, элементы, дорожки. Чтобы по крайней мере
увидеть взаимоотношение конька со льдом. Хотя можно идти другим
путем: работать на зрителя. Производить впечатление движениями рук,
эмоциями. Только путь этот - тупиковый. Мысль ясна?
- Ясен даже подтекст, - улыбнулась я.
Действительно, сложно было не понять, что олицетворением первого
направления тренер считает своего нынешнего ученика Плющенко, а
второго - Ягудина, ученика бывшего.
Можно только пожалеть, что противостояние двух выдающихся российских
спортсменов, начавшееся два года назад, приняло столь обостренную
форму. И без этого оба фигуриста вот уже второй год живут под чудовищным
психологическим грузом. Между строк любого газетного материала,
любого телевизионного комментария кроется один-единственный вопрос:
Плющенко и Ягудин? Золото или серебро? Серебро или золото?
Об этом же многочисленные журналисты, аккредитованные на Играх,
спрашивали всех подряд участников мужского турнира и их тренеров.
Ответы были любопытными. Вот некоторые из них.
Фрэнк Кэролл (тренер Тимоти Гейбла, бывший тренер Мишель Кван):
«Русские вполне могут провалиться. Я помню множество ситуаций,
когда им просто не хватало горючего добраться до финиша. И у них
есть слабые стороны. Лично я не в восторге от их хореографии - в
России свое видение фигурного катания, и оно сильно отличается от
американского. Многое будет зависеть и от жеребьевки».
Майкл Вайсс (бронзовый призер чемпионатов мира-99 и 2000): «Олимпийские
игры - странные соревнования. Много раз чемпионами становились те,
от кого этого не ожидал никто. С русскими соревноваться нелегко,
но семь-восемь спортсменов на это способны. И все они, между прочим,
здесь, в Солт-Лейк-Сити».
Дик Кэллагэн (тренер экс-чемпиона мира Тодда Элдриджа): «Меня
очень радует, что безоговорочными фаворитами считают русских. Во-первых,
это дает возможность остальным готовиться и выступать без нервотрепки
и повышенного внимания к собственной персоне. А во-вторых, за тридцать
лет работы тренером я не раз имел возможность убедиться: когда двое
заведомо считаются фаворитами, побеждает обычно кто-то третий».
Не дай Бог, как говорится. Но уже сейчас ясно: русским фигуристам-одиночникам
будет гораздо тяжелее, чем кому-либо другому. Они действительно
главная наша надежда. И главная интрига олимпийского турнира.
РУССКИЕ ВЕЗДЕ. КРОМЕ ПЬЕДЕСТАЛА
Даже поверхностный взгляд на тренировку танцоров оставлял смешанные
чувства. Уже сложилось мнение, что золотая олимпийская медаль достанется
не нам. А итальянцам, французам или канадцам. В то же время какую
пару ни возьми, русский дух ощущается в каждой. Вот чемпионы Европы
французы Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Партнерша - наша соотечественница
с исконно русской душой, роскошной наследственностью (ее мама Ирина
Черняева тренировалась в свое время у Татьяны Тарасовой и была шестой
на Олимпиаде-72 в Саппоро) и русским же честолюбием. Итальянцы Барбара
Фузар-Поли и Маурицио Маргальо стали чемпионами мира год назад исключительно
благодаря помощи Тарасовой. Победа, правда, обернулась для итальянцев
и всего их окружения звездной болезнью и конфликтом (пусть завуалированным)
с российским тренером. В результате нынешний сезон Фузар-Поли и
Маргальо провалили с треском, Тарасова же переключила тренерскую
энергию на канадскую пару Шэ-Линн Бурн и Виктора Краатца, и теперь
именно их называют главными претендентами на победу в Солт-Лейк-Сити.
С литовцами Маргаритой Дробязко и Повиласом Ванагасом работает Елена
Чайковская. С израильтянами Галит Хаит и Сергеем Сахновским - Наталья
Дубова.
Аналогичная картина во втором эшелоне: в биографической справке
любого из дуэтов - то русский тренер, то хореограф, то упоминание
о том, что один из партнеров имел когда-то российское гражданство.
Есть совсем экзотические «коллективы». За Азербайджан,
к примеру, выступают Кристин Фрэзер и Игорь Луканин. Тренер - Генрих
Сретенский. С американцами Наоми Ланг и Петром Чернышевым работает
Александр Жулин.
Привело это все к тому, что общий уровень танцоров выравнялся.
Если учесть, что впервые за много лет в верхушке, по сути, нет лидера,
то можно понять, в какой панике пребывают арбитры, задача которых
раздать «всем сестрам по серьгам». Дабы не дать журналистам
повода в очередной раз облить грязью представителей доблестного
судейского корпуса, Международный союз конькобежцев (ИСУ) пошел
на поистине драконовские меры. При обязательном посещении тренировок
судьям категорически запрещено садиться на трибуне друг рядом с
другом. Запрещено общаться с представителями прессы. Уже известно,
что в ложе арбитров будут установлены две видеокамеры, которые будут
непрерывно вести съемку каждого члена бригады. В связи с этим последним
запрещено, находясь за столиком, вытирать пот с лица, сморкаться,
поправлять прическу или одежду - то есть делать любые движения,
которые впоследствии могут быть расценены как условные знаки.
Поговорить с одним из арбитров все-таки удалось. И не только о
танцах. Из беседы, к примеру, выяснилось: ИСУ, почти смирившийся
с тем, что русские заберут две золотые медали - в парном и мужском
одиночном катании, - совершенно не жаждет еще одной российской победы.
Например, в женском турнире. И судьи прекрасно это понимают. Так
что победа Ирины Слуцкой или Марии Бутырской возможна лишь в том
случае, если упадут все три американки: Мишель Кван, Сара Хьюз и
Саша Коэн. Что же касается танцоров, то симпатии склоняются на сторону
канадского дуэта. Прежде всего потому, что по сравнению с остальными
Бурн и Краатц более чем очевидно прибавили в мастерстве.
В танцах такое встречается довольно редко. Прежде всего потому,
что выйдя на высокий уровень, спортсмены практически перестают работать
над техникой конька: все усилия направлены лишь на поиск удачных
постановок. А постановки, увы, выигрышными получаются не всегда.
Пример - те же итальянцы. Или израильская пара Хаит/Сахновский.
Год назад прогрессом публику поразили именно они, поднявшись с тринадцатого
места в чемпионате мира-99 на пятое в чемпионате-2000. А в этом
сезоне ничего выдающегося пока не показывают: те же движения, только
под другую музыку.
Открытием же сезона стали, безусловно, Албена Денкова и Максим
Ставийский из Болгарии. Кстати, это еще один пример из приведенного
выше ряда: русский тренер - Алексей Горшков, русский хореограф -
Сергей Петухов, наконец, партнер - тоже русский. Естественно, о
том, чтобы судьи позволили фигуристам приблизиться к олимпийскому
пьедесталу, не может быть и речи. Хотя, если помните, во время чемпионата
Европы в Лозанне олимпийский чемпион в танцах Андрей Букин заметил
в интервью, что в обязательных танцах поставил бы болгарский дуэт
на первое место.
О тех, кто делит места за пределами призовой тройки, много писать
как-то не принято. Борьба лидеров отнимает столько сил и нервов
у окружающих, что остальные невольно воспринимаются некой серой
массой. Денкова и Ставийский, пожалуй, исключение. По всем законам
танцевального жанра их карьера в первой десятке мирового рейтинга
должна была быть безвозвратно закончена два года назад: фигуристы
пропустили чемпионат Европы из-за болезни партнера, а на чемпионате
мира в Ницце, где занимали восьмую позицию после исполнения оригинального
танца, Албену на тренировке полоснул по ноге коньком Чернышев. Лезвие
перерубило два сухожилия, перерезало мышцу. После таких случаев
в танцы уже не возвращаются. Нет смысла: в этом виде пропуск сезона
всегда приводит к потере имевшейся позиции. Можно вспомнить пример
одной из наиболее одаренных и техничных спортсменок Татьяны Навки.
В 1994 году в дуэте с Самвелом Гезаляном она была пятой на чемпионате
мира. Потом сменила одного партнера, другого, и до сих пор - вот
уже седьмой год - пытается выкарабкаться на прежние позиции.
Денковой и Ставийскому удалось не просто не потерять место в десятке,
но на чемпионате Европы этого года показать шестой результат.
Пишу все это к тому, чтобы стало ясно: даже после того, как из
любительского спорта уйдут (победив ли, проиграв - но уйдут наверняка)
итальянцы, французы, канадцы, литовцы, их места, естественно, займут
более молодые спортсмены. Только россиян в их числе, скорее всего,
вновь не окажется. Вполне вероятно, что компанию болгарской паре
составят тарасовские Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер из Франции,
букинские итальянцы Фредерика Файелла/Массимо Скалли, кто-то еще,
с кем работают наши специалисты... Что поделаешь, если все условия
для них создают не дома, а за границей?
|