|
Фото © Александр Вильф
Сидней. Мария Киселева (слева) и Ольга Брусникина |
27 сентября 2000
С того самого момента, как синхронное плавание
существует в программе Олимпиад, еще ни разу чемпионки не получали
в финале абсолютно высшую оценку. 26 сентября 2000 года это произошло
впервые. Российский дуэт в составе Ольги Брусникиной и Марии Киселевой
закончил произвольную композицию девятью «десятками» из
10. Пять - за артистизм и четыре - за технику.
Что такое 10,0 в таком субъективном виде спорта, как синхронное
плавание, где победу от поражения порой отделяет недовольный взгляд,
брошенный в сторону одного из арбитров? Это значит, что вчера -
и не только вчера, а и позавчера, и полгода, и год назад - Мария
и Ольга все сделали безупречно. Ни в чем не проявили слабости. Нигде
не допустили даже микроскопической неточности. И, завоевав для России
первое в истории золото в синхронном плавании, установили рекорд,
превзойти который вряд ли в человеческих силах.
Когда-нибудь Брусникина и Киселева, выигравшие для России первое
в истории золото в синхронном плавании, наверное, скажут, что почувствовали
себя олимпийскими чемпионками еще за год до приезда в Сидней. Так
уж получалось всегда в этом виде спорта: кто выигрывает предолимпийский
Кубок мира тот через год и получает главный титул на Играх. Без
особого, как кажется со стороны, труда.
Возможно, слушатели поверят. Верили и мы, сидя на трибуне Акватик-центра.
До тех пор, пока на табло не появились оценки, заставившие российских
девчонок забыть обо всем на свете и броситься в объятия друг друга
прямо у воды. Так не радуются обычной, пусть и безукоризненно выполненной
работе. Ликуют до самозабвения лишь тогда, когда сделано невероятное.
Эта картинка, врезавшаяся в память очевидцам, и наверняка - надолго,
заставила многих задуматься: какой же ценой далась чемпионкам столь
долгожданная, и, казалось бы, предсказуемая, победа?
Синхронное плавание - жестокий вид спорта. Легкость и непринужденность
даются ценой неимоверных усилий. Восемь-десять часов ежедневного
сидения в воде - обязательное условие. А после не остается времени
ни на себя, ни на близких. Короткий отдых - и вновь вода. Иногда
- ненавистная настолько, что хочется бросить все. Тем более что
синхронное плавание - не футбол и не хоккей. Больших денег оно не
приносит. Ни спортсменкам, ни их тренерам.
Случись Брусникиной и Киселевой проиграть - тому, наверное, нашлись
бы оправдания. В спорте может произойти всякое. Проиграли же в тот
же день в прыжках в воду - Дмитрий Саутин, в штанге - Андрей Чемеркин.
Стопроцентные вроде бы олимпийские чемпионы.
К тому же женщины - слабый пол. С мужской точки зрения - излишне
эмоциональный и неуправляемый. Но почему же тогда в столь экстремальной
ситуации, как Олимпийские игры, наиболее стойкими оказались именно
они? Не только в синхронном плавании, кстати.
Ответ на самом деле прост. Там, где большинство мужчин логически
осознают бесполезность дальнейшей борьбы и руководствуются разумом,
женщина бьется до последнего. Особенно если она вынуждена защищать
то, что наиболее дорого.
Вчера за спиной девчонок стояло слишком многое. Многолетний каторжный
труд их самих и российских тренеров, который не был бы оправдан,
не завоюй они золото. Честь страны, под флагом которой они выходят
на старт. И репутация своих, российских мужчин. Тех, кто так и не
сумел преодолеть полосу олимпийского невезения.
«ЯПОНСКИМИ БАРАБАНАМИ» - ПО ЯПОНКАМ
Досье «СЭ»
Ольга БРУСНИКИНА
Родилась 9 ноября 1978 года в Москве. Живет там же. Рост - 170 см.
Вес - 55 кг. В сборной страны по синхронному плаванию - с 1993 года.
Победительница Олимпиады-2000 (дуэт), чемпионата мира-98, Кубка
мира-97, чемпионата Европы-97 (дуэт, группа), Кубка мира-99, чемпионатов
Европы-99, 2000, Кубка Европы-98 (соло, дуэт, группа). Студентка
Российской государственной академии физической культуры. Выступает
за МГФСО.
Мария КИСЕЛЕВА
Родилась 28 сентября 1974 года в Самаре. Живет в Москве. Рост -
176 см. Вес - 62 кг. В сборной страны по синхронному плаванию -
с 1993 года. Победительница Олимпиады-2000 (дуэт), чемпионата мира-98,
Кубков мира-97, 99, чемпионатов Европы-95, 97, 99, 2000 (группа,
дуэт). Студентка факультета журналистики Московского государственного
университета. Выступает за МГФСО и профсоюзы.
Чемпионки прыгали и обнимались. Обычно, как бы ни были сильны эмоции,
синхронистки ведут себя сдержанно: разве что позволяют себе помахать
зрителям и слаженным балетным шагом покидают бортик бассейна. Но
вчера был совершенно исключительный повод нарушить неписаное правило.
Достаточно взглянуть на оценки, официально зафиксированные на электронном
табло и растиражированные по миру. Эх! Расступись народ!!!
Даже в пресс-центре после нашей победы многие журналисты говорили:
«Ну вот, как и предполагалось, Россия - первая». Но посудите
сами: каково было девушкам на протяжении нескольких месяцев слышать,
что они непременно должны выиграть, ежесекундно думать о предстоящей
победе и при этом сохранять спокойствие и трезвый рассудок. Да еще
знать, что с аналогичной психологической нагрузкой не сумел справиться
даже такой стопроцентный кандидат в чемпионы, как Александр Попов.
Российский дуэт вышел в лидеры уже после предварительного выступления
с произвольной программой. Упрочил позиции в короткой. Но даже это
отнюдь не гарантировало победы в финале. Допусти Брусникина и Киселева
хоть одну заметную ошибку, и кто знает, как бы отнеслись к ней судьи.
Ведь в составе бригады находились и японка, и американка, и канадка,
и итальянка, и француженка - те, кому российские победы в синхронном
плавании давно уже набили оскомину.
В результате почти все были вынуждены поставить максимальную оценку.
Воздержалась лишь представительница Японии. Впрочем, подобное легко
объяснялось: Мия Тачибана и Михо Такеда боролись с россиянками почти
на равных и точно так же рассчитывали на золото. И другого способа
выразить расстройство серебряной медалью их соотечественница просто
не придумала.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ОДНОЙ ПОБЕДЫ За четыре года, прошедших со времени Олимпиады в Атланте, в синхронном
плавании произошли глобальные перемены. Причиной этого стали, как
ни странно, чемпионки Игр-96 - американки (медали в Атланте разыгрывались
лишь в командном первенстве). К пьедесталу в этом виде спорта подбираются
годами. А выиграв, никогда не спешат освобождать место для других.
Победные традиции у Америки богатейшие. В Лос-Анджелесе-84 состязания
дуэтов выиграли Кэнди Кости и Трейси Руис. Обе были в солидном возрасте
для того, чтобы продолжать выступления. Не ушли из спорта раньше
только потому, что до 84-го синхронное плавание не входило в программу
Игр. А стать чемпионками, объективно являясь сильнейшими в мире,
очень хотелось. Уход лидеров в какой-то степени ударил по престижу
американских синхронисток. На Играх в Сеуле сестры-близнецы Карен
и Сара Джозефсон уступили канадкам Мишель Камерон и Каролин Вальдо.
В 92-м в Барселоне взяли реванш, выиграв у дебютанток канадской
сборной Пенни и Вики Вилагос. США и Канада разыграли золото между
собой и в Атланте. И поскольку турнир был командным, агентам всевозможных
рекламных фирм без труда удалось убедить большинство чемпионок и
вице-чемпионок оставить спорт и приступить к более приятному и менее
обременительному занятию - стрижке купюр.
Временное ослабление позиций стран-лидеров привело к непоправимым
для США и Канады последствиям: их ниши в синхронном плавании моментально
заняли Япония и Россия.
КАК ОБЪЯСНИТЬ РУССКУЮ ЗАГАДКУ?
«Почему они победили?» - этот вопрос на выходе из бассейна
задавали десятки иностранных корреспондентов.
Действительно, почему? В какой момент российским синхронисткам
удалось наработать преимущество, о котором даже наиболее заклятые
соперники России в Европе - спортсменки Франции и Италии - говорили:
«Как бы мы ни старались на тренировках, у нас нет никаких шансов
приблизиться к русским».
Но то - в Европе. А в Азии, например, за последний год стремительно
прогрессировали китаянки. Про японок же Брусникина сказала: "Когда
мы увидели их программы на тренировках, стало немного не по себе
- настолько удачными и четкими выглядели композиции".
Думаю, российским тренерам Елене Полянской и Татьяне Покровской
и хореографу Людмиле Тарасовой удалось предугадать и воплотить в
синхронном плавании принципиально новую идею. Создавать не просто
спортивные программы, напичканные сложными и оригинальными элементами,
но цельный драматический спектакль, заставляющий зрителей и судей
сопереживать и замирать от восторга. При этом сложность стала еще
более фантастической, а отработка движений - ювелирной.
На редкость удачной получилась и произвольная программа, которая
и должна была определить все в финале.
Выступление Брусникиной и Киселевой в Сиднее невольно напомнило
мне лучшую программу выдающихся танцоров на льду, двукратных олимпийских
чемпионов Паши Грищук и Евгения Платова - арабский танец, с которым
фигуристы победили на чемпионате мира за год до Игр в Нагано. Он
начинался достаточно медленно, но с каждой секундой темп нарастал,
гипнотизируя зал. К последним же тактам напряжение доводило зрителей
до того, что они, не отдавая себе отчета в собственном поведении,
начинали заходиться в истерике от обуревающего их восторга.
Похожую реакцию я наблюдала и вчера в Акватик-центре.
Выступлений, заслуживающих восхищения, было в этот вечер немало.
Китаянки поразили на удивление сложной вязью мелких движений и пластикой.
Итальянки - безумным ритмом и слаженностью - сказалась работа с
дуэтом одного из ведущих тренеров мира Марии Максимовой (до 98-го
она вместе с Покровской и Полянской готовила российскую сборную).
Испанки запомнились на редкость оригинальными поддержками и причудливыми
переплетениями в воде. Японки и вовсе не имели слабых мест. Разочаровали
разве что американки. В составе дуэта выступала бывшая российская
синхронистка Анна Козлова, уехавшая в США еще до Олимпиады в Атланте.
На тех Играх, правда, ей выступить не довелось. Гражданство Анна
получила позже. Но уже тогда американские тренеры предвкушали выступление
с участием Козловой в Сиднее, где экс-россиянке отводилась роль
тайного оружия.
Программа же оказалась откровенно слабой и сильно отдавала нафталином.
Разумеется, она не выдерживала никакого сравнения ни с композицией
японок, выходивших в финале сразу после представительниц США, ни
тем более с выступлением Брусникиной и Киселевой.
КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ
«Как это предусмотрительно - побить японок их же оружием!
- продолжал восхищаться чемпионками иностранный коллега. - Скажите,
они специально выбрали для произвольной программы эту музыку?»
«Японские барабаны» родились случайно. Музыку Ольга и
Мария услышали в спектакле московского цирка. Потом возникла идея
танца: ничего более оригинального, чем каратэ, в голову спортсменкам
и тренерам просто не пришло. Идею поддержала и дизайнер костюмов
Елена Отрепьева. Уже на июньском чемпионате Европы в Хельсинки стало
ясно, что композиция удалась. Но через месяц пришла шокирующая весть
из Международной федерации плавания: допингпроба Киселевой дала
положительный результат на эфедрин.
- Когда я узнала об этом, не могла поверить, - рассказывала Брусникина.
- Мне казалось, что такое может случиться с кем угодно, но только
не с нами. Накануне чемпионата у Маши возникли проблемы с весом
и ей порекомендовали специальные таблетки, сжигающие жир. По описанию,
никаких запрещенных компонентов в них не содержалось. Более того,
таблетки мы покупали в аптеке Олимпийского комитета России - их
поставляет американская фармакологическая фирма. Но факты говорили
об обратном.
Сначала я была в шоке. Думала лишь о том, что четыре года изматывающей
работы выброшены псу под хвост. Мы же жертвовали всем. Не видели
ни близких, ни любимых. Только бассейн, сон и снова бассейн. Потом
успокоилась. Поняла, что решение вопроса зависит не от нас. Мы же
должны продолжать работать, несмотря ни на что. И очень благодарны
тем, кто добился, чтобы дисквалификация Маши оказалась минимальной.
- Страшно было выступать в Сиднее?
- Очень. Даже не ожидала, что всеобщий олимпийский ажиотаж может
так давить на нервы. Когда впервые пришли в бассейн, мурашки по
телу побежали.
- Как же удалось справиться с волнением, когда от вас ждали только
победы?
- Между собой мы вообще старались не говорить о предстоящем выступлении.
Обсуждали лишь чисто технические детали программ.
- Самый тяжелый период был все-таки на заключительном сборе, - добавила
к словам партнерши Киселева. - Даже когда стало известно, что моя
дисквалификация кратковременная, я продолжала плакать. А потом сказала
себе: «Неизвестно, будет ли в моей жизни еще одна Олимпиада.
Поэтому нужно забыть обо всем и выступать в Сиднее так, как в последний
раз. Как мы не выступали до этого никогда в жизни».
- Получилось?
- Тренеры довольны. Для нас с Ольгой это - главный критерий.
- Вы четыре года жили одной жизнью. Одинаковыми целями, планами
и проблемами. Совпадают ли ваши планы на следующие четыре года?
- Об этом мы не думали. А сейчас и вовсе тяжело ответить. Хочется
уехать подальше, отдохнуть. Что будет потом - не знаю. Может, пройдет
время, и нас вновь потянет на тренировку.
|