Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Сидней-2000 - Синхронное плавание
ВЫСШИЙ БАЛЛ!
Мария Киселева и Ольга Брусникина
Фото © Александр Вильф
Сидней. Мария Киселева (слева) и Ольга Брусникина

27 сентября 2000

С того самого момента, как синхронное плавание существует в программе Олимпиад, еще ни разу чемпионки не получали в финале абсолютно высшую оценку. 26 сентября 2000 года это произошло впервые. Российский дуэт в составе Ольги Брусникиной и Марии Киселевой закончил произвольную композицию девятью «десятками» из 10. Пять - за артистизм и четыре - за технику.

Что такое 10,0 в таком субъективном виде спорта, как синхронное плавание, где победу от поражения порой отделяет недовольный взгляд, брошенный в сторону одного из арбитров? Это значит, что вчера - и не только вчера, а и позавчера, и полгода, и год назад - Мария и Ольга все сделали безупречно. Ни в чем не проявили слабости. Нигде не допустили даже микроскопической неточности. И, завоевав для России первое в истории золото в синхронном плавании, установили рекорд, превзойти который вряд ли в человеческих силах.

Когда-нибудь Брусникина и Киселева, выигравшие для России первое в истории золото в синхронном плавании, наверное, скажут, что почувствовали себя олимпийскими чемпионками еще за год до приезда в Сидней. Так уж получалось всегда в этом виде спорта: кто выигрывает предолимпийский Кубок мира тот через год и получает главный титул на Играх. Без особого, как кажется со стороны, труда.

Возможно, слушатели поверят. Верили и мы, сидя на трибуне Акватик-центра. До тех пор, пока на табло не появились оценки, заставившие российских девчонок забыть обо всем на свете и броситься в объятия друг друга прямо у воды. Так не радуются обычной, пусть и безукоризненно выполненной работе. Ликуют до самозабвения лишь тогда, когда сделано невероятное. Эта картинка, врезавшаяся в память очевидцам, и наверняка - надолго, заставила многих задуматься: какой же ценой далась чемпионкам столь долгожданная, и, казалось бы, предсказуемая, победа?

Синхронное плавание - жестокий вид спорта. Легкость и непринужденность даются ценой неимоверных усилий. Восемь-десять часов ежедневного сидения в воде - обязательное условие. А после не остается времени ни на себя, ни на близких. Короткий отдых - и вновь вода. Иногда - ненавистная настолько, что хочется бросить все. Тем более что синхронное плавание - не футбол и не хоккей. Больших денег оно не приносит. Ни спортсменкам, ни их тренерам.

Случись Брусникиной и Киселевой проиграть - тому, наверное, нашлись бы оправдания. В спорте может произойти всякое. Проиграли же в тот же день в прыжках в воду - Дмитрий Саутин, в штанге - Андрей Чемеркин. Стопроцентные вроде бы олимпийские чемпионы.

К тому же женщины - слабый пол. С мужской точки зрения - излишне эмоциональный и неуправляемый. Но почему же тогда в столь экстремальной ситуации, как Олимпийские игры, наиболее стойкими оказались именно они? Не только в синхронном плавании, кстати.

Ответ на самом деле прост. Там, где большинство мужчин логически осознают бесполезность дальнейшей борьбы и руководствуются разумом, женщина бьется до последнего. Особенно если она вынуждена защищать то, что наиболее дорого.

Вчера за спиной девчонок стояло слишком многое. Многолетний каторжный труд их самих и российских тренеров, который не был бы оправдан, не завоюй они золото. Честь страны, под флагом которой они выходят на старт. И репутация своих, российских мужчин. Тех, кто так и не сумел преодолеть полосу олимпийского невезения.

«ЯПОНСКИМИ БАРАБАНАМИ» - ПО ЯПОНКАМ

Досье «СЭ»
Ольга БРУСНИКИНА
Родилась 9 ноября 1978 года в Москве. Живет там же. Рост - 170 см. Вес - 55 кг. В сборной страны по синхронному плаванию - с 1993 года. Победительница Олимпиады-2000 (дуэт), чемпионата мира-98, Кубка мира-97, чемпионата Европы-97 (дуэт, группа), Кубка мира-99, чемпионатов Европы-99, 2000, Кубка Европы-98 (соло, дуэт, группа). Студентка Российской государственной академии физической культуры. Выступает за МГФСО.

Мария КИСЕЛЕВА
Родилась 28 сентября 1974 года в Самаре. Живет в Москве. Рост - 176 см. Вес - 62 кг. В сборной страны по синхронному плаванию - с 1993 года. Победительница Олимпиады-2000 (дуэт), чемпионата мира-98, Кубков мира-97, 99, чемпионатов Европы-95, 97, 99, 2000 (группа, дуэт). Студентка факультета журналистики Московского государственного университета. Выступает за МГФСО и профсоюзы.

Чемпионки прыгали и обнимались. Обычно, как бы ни были сильны эмоции, синхронистки ведут себя сдержанно: разве что позволяют себе помахать зрителям и слаженным балетным шагом покидают бортик бассейна. Но вчера был совершенно исключительный повод нарушить неписаное правило. Достаточно взглянуть на оценки, официально зафиксированные на электронном табло и растиражированные по миру. Эх! Расступись народ!!!

Даже в пресс-центре после нашей победы многие журналисты говорили: «Ну вот, как и предполагалось, Россия - первая». Но посудите сами: каково было девушкам на протяжении нескольких месяцев слышать, что они непременно должны выиграть, ежесекундно думать о предстоящей победе и при этом сохранять спокойствие и трезвый рассудок. Да еще знать, что с аналогичной психологической нагрузкой не сумел справиться даже такой стопроцентный кандидат в чемпионы, как Александр Попов.

Российский дуэт вышел в лидеры уже после предварительного выступления с произвольной программой. Упрочил позиции в короткой. Но даже это отнюдь не гарантировало победы в финале. Допусти Брусникина и Киселева хоть одну заметную ошибку, и кто знает, как бы отнеслись к ней судьи. Ведь в составе бригады находились и японка, и американка, и канадка, и итальянка, и француженка - те, кому российские победы в синхронном плавании давно уже набили оскомину.

В результате почти все были вынуждены поставить максимальную оценку. Воздержалась лишь представительница Японии. Впрочем, подобное легко объяснялось: Мия Тачибана и Михо Такеда боролись с россиянками почти на равных и точно так же рассчитывали на золото. И другого способа выразить расстройство серебряной медалью их соотечественница просто не придумала.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ОДНОЙ ПОБЕДЫ

За четыре года, прошедших со времени Олимпиады в Атланте, в синхронном плавании произошли глобальные перемены. Причиной этого стали, как ни странно, чемпионки Игр-96 - американки (медали в Атланте разыгрывались лишь в командном первенстве). К пьедесталу в этом виде спорта подбираются годами. А выиграв, никогда не спешат освобождать место для других.

Победные традиции у Америки богатейшие. В Лос-Анджелесе-84 состязания дуэтов выиграли Кэнди Кости и Трейси Руис. Обе были в солидном возрасте для того, чтобы продолжать выступления. Не ушли из спорта раньше только потому, что до 84-го синхронное плавание не входило в программу Игр. А стать чемпионками, объективно являясь сильнейшими в мире, очень хотелось. Уход лидеров в какой-то степени ударил по престижу американских синхронисток. На Играх в Сеуле сестры-близнецы Карен и Сара Джозефсон уступили канадкам Мишель Камерон и Каролин Вальдо. В 92-м в Барселоне взяли реванш, выиграв у дебютанток канадской сборной Пенни и Вики Вилагос. США и Канада разыграли золото между собой и в Атланте. И поскольку турнир был командным, агентам всевозможных рекламных фирм без труда удалось убедить большинство чемпионок и вице-чемпионок оставить спорт и приступить к более приятному и менее обременительному занятию - стрижке купюр.

Временное ослабление позиций стран-лидеров привело к непоправимым для США и Канады последствиям: их ниши в синхронном плавании моментально заняли Япония и Россия.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РУССКУЮ ЗАГАДКУ?

«Почему они победили?» - этот вопрос на выходе из бассейна задавали десятки иностранных корреспондентов.

Действительно, почему? В какой момент российским синхронисткам удалось наработать преимущество, о котором даже наиболее заклятые соперники России в Европе - спортсменки Франции и Италии - говорили: «Как бы мы ни старались на тренировках, у нас нет никаких шансов приблизиться к русским».

Но то - в Европе. А в Азии, например, за последний год стремительно прогрессировали китаянки. Про японок же Брусникина сказала: "Когда мы увидели их программы на тренировках, стало немного не по себе - настолько удачными и четкими выглядели композиции".

Думаю, российским тренерам Елене Полянской и Татьяне Покровской и хореографу Людмиле Тарасовой удалось предугадать и воплотить в синхронном плавании принципиально новую идею. Создавать не просто спортивные программы, напичканные сложными и оригинальными элементами, но цельный драматический спектакль, заставляющий зрителей и судей сопереживать и замирать от восторга. При этом сложность стала еще более фантастической, а отработка движений - ювелирной.

На редкость удачной получилась и произвольная программа, которая и должна была определить все в финале.

Выступление Брусникиной и Киселевой в Сиднее невольно напомнило мне лучшую программу выдающихся танцоров на льду, двукратных олимпийских чемпионов Паши Грищук и Евгения Платова - арабский танец, с которым фигуристы победили на чемпионате мира за год до Игр в Нагано. Он начинался достаточно медленно, но с каждой секундой темп нарастал, гипнотизируя зал. К последним же тактам напряжение доводило зрителей до того, что они, не отдавая себе отчета в собственном поведении, начинали заходиться в истерике от обуревающего их восторга.

Похожую реакцию я наблюдала и вчера в Акватик-центре.

Выступлений, заслуживающих восхищения, было в этот вечер немало. Китаянки поразили на удивление сложной вязью мелких движений и пластикой. Итальянки - безумным ритмом и слаженностью - сказалась работа с дуэтом одного из ведущих тренеров мира Марии Максимовой (до 98-го она вместе с Покровской и Полянской готовила российскую сборную). Испанки запомнились на редкость оригинальными поддержками и причудливыми переплетениями в воде. Японки и вовсе не имели слабых мест. Разочаровали разве что американки. В составе дуэта выступала бывшая российская синхронистка Анна Козлова, уехавшая в США еще до Олимпиады в Атланте.

На тех Играх, правда, ей выступить не довелось. Гражданство Анна получила позже. Но уже тогда американские тренеры предвкушали выступление с участием Козловой в Сиднее, где экс-россиянке отводилась роль тайного оружия.

Программа же оказалась откровенно слабой и сильно отдавала нафталином.

Разумеется, она не выдерживала никакого сравнения ни с композицией японок, выходивших в финале сразу после представительниц США, ни тем более с выступлением Брусникиной и Киселевой.

КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ

«Как это предусмотрительно - побить японок их же оружием! - продолжал восхищаться чемпионками иностранный коллега. - Скажите, они специально выбрали для произвольной программы эту музыку?»

«Японские барабаны» родились случайно. Музыку Ольга и Мария услышали в спектакле московского цирка. Потом возникла идея танца: ничего более оригинального, чем каратэ, в голову спортсменкам и тренерам просто не пришло. Идею поддержала и дизайнер костюмов Елена Отрепьева. Уже на июньском чемпионате Европы в Хельсинки стало ясно, что композиция удалась. Но через месяц пришла шокирующая весть из Международной федерации плавания: допингпроба Киселевой дала положительный результат на эфедрин.

- Когда я узнала об этом, не могла поверить, - рассказывала Брусникина. - Мне казалось, что такое может случиться с кем угодно, но только не с нами. Накануне чемпионата у Маши возникли проблемы с весом и ей порекомендовали специальные таблетки, сжигающие жир. По описанию, никаких запрещенных компонентов в них не содержалось. Более того, таблетки мы покупали в аптеке Олимпийского комитета России - их поставляет американская фармакологическая фирма. Но факты говорили об обратном.

Сначала я была в шоке. Думала лишь о том, что четыре года изматывающей работы выброшены псу под хвост. Мы же жертвовали всем. Не видели ни близких, ни любимых. Только бассейн, сон и снова бассейн. Потом успокоилась. Поняла, что решение вопроса зависит не от нас. Мы же должны продолжать работать, несмотря ни на что. И очень благодарны тем, кто добился, чтобы дисквалификация Маши оказалась минимальной.

- Страшно было выступать в Сиднее?

- Очень. Даже не ожидала, что всеобщий олимпийский ажиотаж может так давить на нервы. Когда впервые пришли в бассейн, мурашки по телу побежали.

- Как же удалось справиться с волнением, когда от вас ждали только победы?

- Между собой мы вообще старались не говорить о предстоящем выступлении. Обсуждали лишь чисто технические детали программ.

- Самый тяжелый период был все-таки на заключительном сборе, - добавила к словам партнерши Киселева. - Даже когда стало известно, что моя дисквалификация кратковременная, я продолжала плакать. А потом сказала себе: «Неизвестно, будет ли в моей жизни еще одна Олимпиада. Поэтому нужно забыть обо всем и выступать в Сиднее так, как в последний раз. Как мы не выступали до этого никогда в жизни».

- Получилось?

- Тренеры довольны. Для нас с Ольгой это - главный критерий.

- Вы четыре года жили одной жизнью. Одинаковыми целями, планами и проблемами. Совпадают ли ваши планы на следующие четыре года?

- Об этом мы не думали. А сейчас и вовсе тяжело ответить. Хочется уехать подальше, отдохнуть. Что будет потом - не знаю. Может, пройдет время, и нас вновь потянет на тренировку.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru