Аниуар Гедуев: КРОВАВЫЙ ФИНАЛ |
|
Фото © AFP
Рио. Аниуар Гедуев |
19 августа 2016
В пятницу российский борец вольного стиля Аниуар Гедуев в очень спорном поединке в весовой категории до 74 кг проиграл золото Олимпиады-2016 иранцу Хассану Яздани
Время, когда Гедуев должен был стать олимпийским чемпионом, было заранее проставлено в протоколе: 18.30. Поменяться в этой формулировке могли разве что цифры, но не слова: в предыдущие дни финалы то и дело начинались с небольшим отставанием от графика и пятница вполне могла не стать в этом плане исключением. А вот что до судьбы олимпийского золота, иные варианты как-то даже не хотелось рассматривать. Во всяком случае для победного (в пользу России) сценария имелось сразу несколько причин.
Первая и самая главная заключалась в том, что на своем пути к финалу Гедуев одолел победителя лондонских Игр и трехкратного чемпиона мира Джордана Барроуза. В категории до 74 кг этот темнокожий американец представлялся, конечно же, не столь значительной и непобедимой глыбой, какой был в свое время Бувайсар Сайтиев, завоевавший за свою карьеру золото трех Олимпиад, но не мог считаться и рядовой величиной. «Победить Барроуза» – было сродни спортивному титулу, Дважды за карьеру это удавалось бронзовому медалисту Игр-2012 Денису Царгушу, выигравшему у Гедуева российский отбор на те четырехлетней давности Игры, а в пятницу утром это достижение записал на свой счет и Аниуар, выбивший американца в четвертьфинале.
Та победа стала своего рода декларацией о намерениях. Гедуев и сам сказал, впрочем, когда отобрался на Игры: «Мне все равно, кто будет против меня стоять – олимпийский чемпион, или чемпион мира. Я еду побеждать...»
Назвать этого 29-летнего неразговорчивого парня везунчиком не поворачивался язык. Взять уже упомянутый отбор в лондонский состав: Гедуев проиграл тогда в полуфинале – брату легендарного Сайтиева – Адаму. Причем даже красноярцы, которых Сайтиев-младший представлял на ковре, признавали не для прессы, что судейство той схватки было достаточно предвзятым. И словно расплачиваясь за него, Адам вылетел в финале – поверженный Царгушем.
На чемпионате мира прошлого года Гедуев тоже выбыл в полуфинале, нарвавшись на Барроуза. А дело всего лишь было в том, что времени от взвешивания и до схватки российскому борцу оказалось недостаточно, чтобы восстановить кондиции: гонял Аниуар всегда много. Порой более пятнадцати килограммов.
Сгонка веса – вообще отдельная глава в борцовской истории. Иногда трагикомичная: на последнем европейском первенстве, например, одна из спортсменок была вынуждена прямо на весах отрезать роскошнейшую гриву волос, чтобы загнать стрелку весов в требуемые рамки. И вылетела в первой же схватке.
Когда гонять приходится много, борец на протяжении нескольких дней зачастую лишен даже такой бытовой «мелочи», как возможность принять душ: обезвоженный организм начинает стремительно поглощать влагу через кожный покров, замедляя процесс похудения. Соответственно у спортсмена возникает дикий физиологический дискомфорт – становится невозможно заснуть.
Поэтому как только процедура взвешивания пройдена и начинается процесс восстановления, на счету в буквальном смысле каждая минута: душ, специальное питье, еда, снова еда, и, наконец, сон, в процессе которого могут продолжаться разного рода медицинские восстановительные процедуры. Чем сон длиннее и крепче, тем больше шансов на то, что спортсмен обретет былые кондиции без серьезных потерь.
Понятно, что пройдя весь этот ад человек выходит на ковер не в самом лучшем состоянии. И первые схватки служат как раз для того, чтобы прокачать организм, «пробить» все его системы, заставить тело работать. Именно поэтому так важна жеребьевка: проигрывать-то нельзя, если рассчитываешь дойти до финала.
В любой другой ситуации попасть на Барроуза в четвертьфинале могло бы считаться трагедией. Но Гедуеву повезло: процедура взвешивания в Рио проводилась не накануне вечером, как это было в Лас-Вегасе, а в час дня. То есть у спортсмена оказалось на несколько часов больше времени, чтобы прийти в себя и завершить свой восстановительный марафон. Это было второй причиной, позволяющей рассчитывать на благоприятный исход соревновательного дня.
Был еще и третий пункт. Еще до поездки в Рио Аниуар сказал, что Игры станут для него последним турниром в карьере – чем бы они не завершились. У борца, который отметит в январе свой тридцатилетний юбилей, великое множество любящих его родственников и друзей, собственный дом и жизненный достаток, в Нальчике главу семьи с нетерпением ждут красавица жена и трое детей. В точности по крылатой фразе известного киногероя: «Что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость?» Разве что золотая олимпийская медаль. Надо ж будет показать сыновьям, коих в семье двое, что именно составляло смысл жизни их отца на протяжении многих лет тренировок и выступлений.
Первые два балла Аниуар заработал, когда еще не истекла стартовая минута схватки. И тут же поединок был остановлен: у российского борца хлынула кровь из рассеченной брови. Снова выход на ковер – и еще два стремительно набранных балла. К концу второй минуты иранец, похоже вообще жалел о том, что родился на свет и встретил на своем пути Гедуева. Все, на что он оказался способен – бодать соперника головой, продолжая все сильнее и сильнее разбивать ему поврежденную бровь.
Повязку пришлось наложить до такой степени туго, что она почти полностью закрыла Аниуару левый глаз. Еще несколько секунд борьбы – и процедуру вновь пришлось повторить.
К концу трехминутного периода технический счет на табло был 6:0 в пользу российского борца, но кровь из под повязки на голове текла уже безостановочно. Едва бой продолжили, иранец отыграл два балла, потом еще два, а Аниуар уже непонятно в который раз отправился за пределы ковра – менять бинт.
Такого поворота сюжета никто разумеется не мог предположить в принципе. Зал зашелся в возмущенном топоте, считая что россиянин намеренно тянет время и требуя от арбитров каких-то действий, и возможно как раз это стало причиной того, что иранец, который в буквальном смысле почувствовал вкус крови врага, на глазах начал обретать совершенно немыслимые кураж и уверенность.
А потом все закончилось в точности так, как в трагическом поединке олимпийской чемпионки Лондона Натальи Воробьевой и японки Сары Досо: на последних секундах схватки иранец сравнял счет и это действие принесло ему победу.
|