Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Рио-де-Жанейро-2016 - Борьба
МЕДАЛИ ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ПЛАЧУТ
Наталья Воробьева
Фото © Reuters
Рио. Наталья Воробьева

17 августа 2016

В категориях 69 и 58 кг россиянки Наталья Воробьева и Валерия Коблова упустили олимпийское золото на последних секундах.

* * *

Когда Воробьева впервые появилась на борцовских соревнованиях, известный российский судья Валерий Рязанцев, имеющий колоссальный стаж и много чего повидавший в борьбе, сказал, наблюдая за спортсменкой на ковре: «Интересная девочка». Запомниться с первого появления – само по себе значит в борьбе немало. На то, чтобы доказать, что она действительно стоит этого внимания, у Воробьевой ушли считаные месяцы. В 2012-м она выиграла свой первый чемпионат России, и в том же году стала олимпийской чемпионкой в Лондоне, открыв этим титулом перечень своих борцовских побед.

Такие прецеденты сильно провоцируют окружающих усмотреть в достижении не реальную силу, а всего лишь стечение обстоятельств. Другими словами, отнести победу к категории «повезло». Но была и статистика: три заключительных олимпийских поединка Воробьева закончила в Лондоне досрочно. На полуфинальный – с чемпионкой Пекина китаянкой Ван Цзяо – у нее ушло 17 секунд. В финале была повержена самая грозная из соперниц – пятикратная чемпионка мира болгарка Стефка Златева.

После той Олимпиады в борцовских кругах пошла гулять песенка: «У болгарского верблюда два горба, Потому что жизнь в Болгарии борьба. Но болгарам место первое не взять, золотой медали не видать! Потому что есть Наташка на ковре…».

После тех Игр Воробьева уверенно выиграла сначала один чемпионат Европы, затем другой, затем…

А затем все закончилось. Спортсменка начала обидно проигрывать, после чего большей частью приходилось оправдываться: за то, что она не так, как подобает, относится к тренировкам, не так себя ведет, разбазаривает как попало свой талант, да и вообще «поймала звезду». А дело, похоже, было лишь в том, что в серьезном борцовском мире – мире больших и сильных мужчин – никому даже в голову не пришло задуматься, что речь идет о совсем молоденькой, переполненной любовью к жизни девчонке, у которой за ее двадцать с небольшим лет никогда не было ни собственного дома, ни машины, ни красивых, стильных вещей, ни возможности с упоением тратить деньги на дурацкие безделушки – ничего, собственно, не было. Она просто дорвалась до этой жизни, упавшей к ее ногам, и упивалась ей взахлеб. До борьбы ли в такой ситуации?

Все изменил прошлогодний чемпионат мира в Лас-Вегасе. Воробьева завоевала там свое первое золото и более чем ясно дала понять окружающим: она вышла на заключительную прямую, линия финиша которой пролегает в Рио, аккурат по ковру борцовского зала «Кариока». Причем вышла с самыми серьезными намерениями – уничтожать на своем пути всех, кто может помешать ей забрать главную награду. В среду спортсменка досрочно победила соперниц в двух первых схватках и по баллам – в третьем поединке. И вышла на чемпионку Азии и обладательницу Кубка мира Сару Дошiо.

* * *

Параллельно воробьевскому курсу свой путь к финалу в категории до 58 кг прокладывала чемпионка Европы Валерия Коблова. Четыре года назад, выступая еще под своей девичьей фамилией Жолобова, эта спортсменка если не потрясла борцовский мир, то порядком его встряхнула, победив в очном поединке на Кубке мира в Токио трехкратную олимпийскую чемпионку и 13-кратную чемпионку мира Саори Есиду. Но после этого больших побед не случалось. Так что в Рио спортсменку везли с перспективой «возьмет бронзу – уже счастье».

А она вышла в финал. Причем если японка, доставшаяся Воробьевой, смотрелась просто одной из соперниц – не хуже и не лучше тех, что уже были повержены, то Валерии битва по умолчанию предстояла грандиознейшая – с десятикратной чемпионкой мира и трехкратной обладательницей олимпийского золота Каори Ичо, отметившей за два месяца до Игр 32-ю годовщину рождения.

* * *

В одном из своих интервью Воробьева как-то сказала – то ли в шутку, то ли всерьез, что к сопернику, хоть однажды положившему тебя на лопатки, возникают совершенно особые счеты. Счеты к олимпийской чемпионке по этой логике должен был иметь весь борцовский бомонд красоток, ограниченный рамками категории 69 килограммов. Наверное, это и хорошо, когда заранее понимаешь, что тебя будут «убивать» – и не боишься этого.

До какой степени Наталью способна завести жесткая конкуренция, я имела возможность наблюдать абсолютно не в спортивной обстановке пару лет назад, когда мы вместе оказались в игровой телевизионной передаче «Большие гонки» в Венгрии. Я – в качестве тренера, Воробьева – членом команды.

Ей выпало состязаться на сегвее – в трех заездах на выбывание. В первом же кто-то из азиатов подал протест: мол, российская участница подсекла остальных и финишировала с нарушением правил. В следующей гонке Наташа демонстративно стала во второй ряд – с краю. Как только был дан старт, она заложила широченную дугу и, набрав совершенно немыслимую, до свиста в ушах скорость, обошла всех по большому радиусу метров на тридцать. То же самое, только с еще большим куражом, она повторила в финальном заезде. Когда же потом я спросила, где спортсменка так лихо научилась управляться с сегвеем. Воробьева рассмеялась: «Я встала на него сегодня впервые в жизни. Ну так не проигрывать же было из-за этого?».

* * *

Одинаковым в борцовской истории Воробьевой и Кобловой был разве что тот факт, что своим кумиром в спорте обе называли трехкратного олимпийского чемпиона Бувайсара Сайтиева. На этом сходство заканчивалось, если не считать, конечно, роскошные и не слишком характерные для борьбы косы (все-таки, когда имеешь планы драться за медали, лучше не соблазнять соперниц возможностью исподтишка вцепиться в волосы). Но если Наталья всегда обожала в борьбе шанс победить, Валерия преданно любила саму борьбу, которой начала заниматься в компании брата-близнеца полтора десятка лет назад.

Отсутствие громких титулов вряд ли могло считаться для спортсменки большим подспорьем. Понятно, что спортсмену легче выходить на помост с пониманием, что терять нечего. Просто японке, перед которой совсем близко маячил четвертый титул, в прямом смысле было что терять в этой схватке. И это превращало Ичо в хищного зверя.

Говорят, что в женской борьбе до побед обязательно нужно «дозреть »: заматереть, перестать бояться. Именно этих качеств россиянкам – и Валерии в том числе – зачастую не хватало в прежние годы. Здесь же, в Рио, о неуверенности не шло и речи. Пожалуй самым невероятным, что только можно было себе представить, выглядели цифры, которые горели на табло в течение почти что всего шестиминутного поединка – 2:1 в пользу российской спортсменки.

Все решили последние пятнадцать секунд и, увы, не в нашу пользу. Соперницы схлестнулись в заключительном обоюдном захвате, и Коблова расцепила его первой, потеряв на этом два балла, а с ними и золото.

* * *

Наталья не видела ни поединка, ни слез Валерии на пьедестале. Чужие слезы мало кого волнуют на таких турнирах, хотя за каждой проигранной медалью вполне может стоять целая жизненная драма. Как, например, у украинки Марии Стадник, решившей в 2007 году сменить спортивное гражданство, перебравшись в Азербайджан. Под флагом этой страны она пять раз побеждала на чемпионатах Европы, в 2009-м выиграла мировое первенство, была третьей на Играх в Пекине и второй в Лондоне. Предвкушала в Рио золото, заслуживала его – и проиграла на последней секунде финальной схватки. И вряд ли, стоя на пьедестале она ненавидела что-то в жизни сильнее, нежели свою серебряную медаль. Когда-то именно так, словно мерзкую ядовитую жабу, держала олимпийскую бронзу своих третьих Игр выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая. Должна была выиграть – и упустила последний в жизни шанс.

В отношении Воробьевой в голове билась лишь одна мысль: хоть бы она справилась. Хоть бы сумела всего на шесть минут отрешиться от всего, что лежит за пределами олимпийского ковра. Ей было гораздо сложнее, чем в Лондоне. За прошедшие четыре года соперницы прекрасно изучили арсенал россиянки, ее манеру биться и любимую тактику. В том числе и то, что Воробьева крайне не любит «полноразмерные» поединки – предпочитает решать исход боя досрочно. Если не получается – начинает раздражаться, а от раздражения до ошибки, как известно, в спорте один крошечный шаг.

Сюжет получился крайне схожим с предыдущим – с той лишь разницей, что счет в пользу россиянки почти до конца схватки был 2:0, а не 2:1, как у Кобловой. Но заключительный прием провела все-таки японка, за счет чего и стала лидером поединка – при равном количестве баллов. Поправить ситуацию в оставшиеся 30 секунд Наташа уже не сумела.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru