Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Нагано 1998 - Фигурное катание
КАК ТАРАСОВУ ЕДВА НЕ ХВАТИЛ ИНФАРКТ

14 февраля 1998

Паша Грищук - Евгений Платов
Фото © Reuters
на снимке Оксана Грищук и Евгений Платов

С первым обязательным танцем фигуристам в Нагано не повезло: «Золотой вальс», который в свое время известный российский тренер Наталья Дубова поставила для Марины Климовой и Сергея Пономаренко, считается наиболее трудным из всех существующих. И уже через 17 минут после начала соревнований чемпионы Лиллехаммера Паша (Оксана) Грищук и Евгений Платов умудрились поставить под сомнение весь олимпийский расклад.

Конкуренция первого российского дуэта с постоянными соперниками - Анжеликой Крыловой и Олегом Овсянниковым к февралю достигла апогея. Специалисты утверждали, что по классу катания Грищук и Платов, как и год назад, значительно превосходят всех остальных. Однако была и обратная сторона: Грищук и Платов выполняли оригинальный и произвольный танцы настолько близко друг к другу (это считается высочайшим проявлением класса), что малейшее отклонение от единственно возможной траектории оборачивалось немедленным падением - партнеры сцеплялись коньками.

Именно так они упали во время одного из этапов «Гран-при», затем - в финале супер­серии и, наконец, на чемпионате Европы в Милане. Правда, ни одно из этих падений не помешало фигуристам победить, однако многие сходились в том, что следующего сбоя Грищук и Платову могут и не простить: класс классом, но есть правила игры.

Обычно в танцах судьи создают себе предварительный мысленный расклад сил на основании предшествовавших главному старту турниров. Но в этом сезоне и судейская задача была крайне затруднена: на этапах «Гран-при» Грищук - Платов и канадцы Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц встретились лишь однажды, а Крылову - Овсянникова предсезонная жеребьевка избавила от них вообще. Затем на чемпионат России не приехали Паша и Евгений, а финал «Гран-при» проигнорировали Анжелика и Олег, сославшись на травму партнерши.

Сей факт, кстати, сильно возмутил президента ИСУ Оттавио Чинкванту: итальянец, видимо, не поверил официально представленной причине, поскольку за годы своего президентства успел понять, насколько хитер, изворотлив и временами лжив вверенный ему мир.

Так что в Нагано оба российских дуэта приехали в надежде на лучшее. Для себя, естественно.

Татьяна Тарасова, к которой Грищук и Платов ушли чуть больше года назад, в пятницу отмечала свой день рождения. Но вместо относительно спокойного вечера чуть не получила инфаркт: на одной из вальсовых дуг Паша не удержала равновесия и на мгновение встала на две ноги, вместо того, чтобы закончить заданный рисунок на одной.

Не заметить этого было нельзя: сразу после остановки музыки на мониторах начали многократно повторять замедленный прогон злосчастного момента. Естественно, оценка была снижена.

- Вот что значит выигрывать Олимпиаду во второй раз, - заметила на трибуне Елена Чайковская, тренер чемпионов Игр-76 Людмилы Пахомовой - Александра Горшкова и чемпионов Игр-80 Натальи Линичук - Геннадия Карпоносова. - На тренировке утром я любовалась ребятами - так они были раскованны и точны. А сейчас на них давит все. И, прежде всего - боязнь сделать ошибку. Надо знать еще характер Паши и Евгения: они никогда не соглашаются заменить сложные комбинации фигур на более легкие.

До выхода на лед Крыловой и Овсянникова в протоколе успело произойти еще одно существенное изменение: третья российская пара Ирина Лобачева - Илья Авербух минимальным числом судейских голосов опередили Бурн и Краатца. Факт малозначащий (обязательная программа дает не очень большую прибавку к общему результату), но учитывая, что Ирина и Илья в этом сезоне сделали очень удачную произвольную программу, на трибунах начались дискуссии: возможно ли будет увидеть на олимпийском пьедестале сразу три российских дуэта.

Правда, удержаться в тройке россиянам не удалось: под занавес программы и их, и канадцев отодвинули вниз французы Марина Анисина -Гвендаль Пейзера.

Впрочем, гораздо больше всех волновало другое: кто возглавит трехдневную гонку?

Анжелике и Олегу сделать это так и не удалось. Они тоже страшно нервничали: после ошибки чемпионов «коридор», оставленный судьями для второй пары, казался достаточно широким, и это не могло не занимать мысли претендентов. Сначала Крылова не удержала равновесия на дуге, но Овсянникову удалось незаметно удержать ее собственным телом, а затем последовал сбой на том же самом месте, что у Грищук. Сбойчики были минимальными, но их хватило, чтобы арбитры попридержали оценки.

По падениям (а словом «упал» в этом виде фигурного катания принято характеризовать любые ошибки) вечер стал рекордным. Во втором обязательном танце - «Аргентинском танго» - неудача постигла французский дуэт, вице-чемпионов мира-94 и Европы-95 Софи Мониотт - Паскаля Лаванши: партнерша, споткнувшись, шлепнулась на оба колена на последних тактах музыки - и пара в итоге улетела сразу на десятое место.

Для фигуристов этот факт стал страшной трагедией. На своих первых Играх - в Альбервилле - Мониотт и Лаванши были девятыми, в Лиллехаммере заняли пятое место, потом по всем законам должны были подняться еще выше, но Софи сломала ногу, и пара потеряла сезон. Поэтому на большее, нежели повторение олимпийского результата-94, французы не рассчитывали, но и на меньшее вряд ли были согласны. Однако так получилось.

Во втором танце россияне (особенно первые два дуэта) были безупречны. Арбитры все-таки дрогнули перед авторитетом Бурн и Краатца (или их тренера Натальи Дубовой) и поставили фигуристов впереди Лобачевой и Авербуха. Но ни тем, ни другим не удалось сместить с третьей позиции Анисину - Пейзера: после того как Мониотт и Лаванши в самой Франции уступили соотечественникам первенство, на Марину и Гвендаля стали работать сразу несколько тренеров, включая Елену Матвееву - известнейшего в фигурнокатательном мире хореографа, которая работала со многими советскими дуэтами-чемпионами, включая Климову и Пономаренко.

Кстати (позволю себе отвлечься от событий в Нагано), 10 февраля Климова стала мамой - родила сына, о чем сообщила Тарасовой, здорово подняв настроение всей бригаде российского тренера.

Не исключено, что уже в конце сезона Грищук - Платов и Климова - Пономаренко будут выступать на одном льду - профессиональном. Возвращение последних предусмотрено существующим у Климовой и Пономаренко контрактом. Первые, как поговаривают в кулуарах, тоже успели обговорить для себя условия дальнейших выступлений: оставаться в любителях Грищук и Платову уже не будет никакого смысла. Тем более у Евгения то и дело обостряются старые травмы коленей, и нагрузки большого спорта становятся для него все менее и менее посильными.

Удивительно, но традиционный уход любителей в профи, который обычно случается после Олимпиад, на этот раз, похоже, будет не столь массовым: о своем желании задержаться и выступить на мартовском чемпионате мира сообщили сразу после своей победы в парном катании Оксана Казакова - Артур Дмитриев. Еще раньше такое же заявление сделал еще один тарасовский ученик Илья Кулик, хотя вокруг большинства россиян в Нагано с первого дня кругами ходили менеджеры всевозможных профессиональных шоу. С их точки зрения, олимпийский чемпион должен уходить из спорта сразу - только тогда он имеет наибольшие шансы получить хороший и, главное, длительный контракт.

А теперь снова о событиях пятницы. Больше всех были расстроены канадцы.

- Мы никогда еще не катались лучше, - сдерживая слезы, сказала Шэ-Линн. - А теперь потеряли все шансы на победу только потому, что судьи играли в одни ворота -российские. Ни для кого не секрет, что в пользу дуэтов этой страны, а значит, против нас работают не только представители бывших республик, но и Франция с Италией.

Грищук элегантно парировала выпад:

- Думаю, мы доставили удовольствие зрителям. Остальное - не наши проблемы...

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru