Алексей Урманов: «ЧЕТЫРЕ ОБОРОТА? В ДРУГОЙ РАЗ!» |
22 февраля 1994
|
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Алексей Урманов |
Брайан Бойтано, Виктор Петренко и Курт Браунинг
так стремились к победе, что не смогли справиться с нервами уже
в короткой программе, тем самым подтвердив слова чемпиона Игр в
конькобежном спринте американца Дэна Дженсена: «Судьба олимпийской
медали редко решается в единоборстве с соперником. Побеждает тот,
кто лучше других может справиться с самим собой».
Несмотря на то, что даже в случае победы в произвольной программе
никто из перечисленных мною фаворитов не мог, увы, рассчитывать
на место в тройке призеров, они вышли на старт, одержимые жаждой
реванша за публичный позор накануне. И Бойтано, которому по жребию
выпал первый стартовый номер в первой из двух сильнейших групп,
раньше других понял, что потерял на этих Играх нечто большее, чем
награду.
- Наверное, мне не стоило снова лезть в это пекло, - сказал он,
когда журналисты намертво перекрыли ему путь в раздевалку. - Нам
часто кажется, что мы никогда не будем похожи на людей старшего
поколения. Не будем одеваться так, как они, не будем так рассуждать.
Меня предупреждали многие, что я делаю ошибку, возвращаясь в любительский
спорт. И в глубине души я был абсолютно уверен, что им просто не
дано понять, чем я руководствуюсь. Я чувствовал себя сильным, намного
сильнее, чем был шесть лет назад. У меня появился опыт, которого
не могло быть и не было в Калгари...
Но только сейчас я по-настоящему
понял причину своего поражения. Спортсмен должен жаждать борьбы,
а я жаждал только победы. И когда понял, что уже не смогу за нее
бороться, то, естественно, расстроился, но трагедией, какой по идее
должно было стать поражение - и какой оно всегда было для меня,
- это поражение не стало. Более того, я был абсолютно доволен многими
вещами: тем, как прыгал, что все-таки неплохо справился со всей
программой в целом. Но все мои маленькие успехи просто смешны на
том фоне, на котором вели борьбу остальные фигуристы. И не только
призеры!
- Вам не кажется, что судьи отнеслись к вашему катанию более предвзято,
чем к выступлениям остальных?
- Нет. Но еще в конце прошлого года, когда я выступал на турнире Skate America, мне показалось, что судьи ждали от возвращения
профессионалов гораздо большего. И начали не то чтобы мстить, но,
скорее всего, просто поняли, что будут выглядеть нелепо, если начнут
делать поблажки людям, чье катание никак этого не заслуживает. Кстати,
в Хамаре судейство было на редкость объективным, если можно быть
объективным в фигурном катании.
Самым ошарашивающим показателем объективности судейства стали оценки
канадки Элизабет Кларк, поставленные Урманову. И в технике, и в
артистизме она вывела российского фигуриста на первое место, хотя
по всем неписаным законам должна была отдать предпочтение соотечественнику
- Элвису Стойко, покидавшему лед под непрерывное скандирование трибун.
Хотя в тот момент вряд ли кто мог предположить, что кто-либо сможет
обойти канадца. Для того чтобы выйти на лед после соперника, оценки
которого расположились в диапазоне 5,8 - 5,9 и кататься лучше, чем
он, нужны были нервы, которых, если говорить откровенно, Урманову
не хватило ни в Хельсинки, на чемпионате Европы-93, ни в том же
году на чемпионате мира в Праге, ни месяц назад - в Копенгагене,
где он снова был третьим.
Могу представить, как колотило в течение почти что двух суток тренера
Урманова Алексея Мишина. Но именно он выбрал единственно правильное
решение в самый важный момент, увидев на табло оценки сначала Стойко,
а затем и француза Филиппа Канделоро (закончившего выступать со
вторым результатом), и внутренне наверняка ужаснувшись, потому что
в этой ситуации шансы на победу можно было бы расценить как 1 к
100.
Мишин с невозмутимым видом подошел к ученику: «Все нормально.
Все упали. Твое дело - спокойно кататься и ничего не придумывать».
Урманов вышел на лед, даже не подозревая о том, насколько далека
была эта информация от действительности. Он не видел и наверняка
не мог даже предположить, что Канделоро, блестяще исполнив свою
до автоматизма накатанную программу, в доли секунды просчитает шансы
и, охваченный золотой лихорадкой, ринется ва-банк - рискнет попробовать
еще один - сверхплановый прыжок. Один из самых сложных - аксель
в три с половиной оборота. На последней минуте проката, когда не
остается ни сил, ни нервов. И действительно упадет, потеряв совершенно
реальное серебро и тем более не дотянувшись до золота.
Ждать, что Алексей сможет прокататься спокойно, было так же наивно,
как требовать спокойствия от канатоходца, идущего над пропастью
без страховки. И когда на второй диагонали по льду он вместо коронного
прыжка в четыре оборота исполнил «всего-навсего» тройной,
многие ахнули: дрогнул...
- Когда вы приняли решение поменять прыжок?
- Буквально за секунду до того, как должен был оттолкнуться ото
льда. Я сначала ничего не понял: чувствовал до этого момента каждое
свое движение и вдруг - провал. Каким-то шестым чувством зафиксировал,
что сделал не четыре, а три оборота, но как прыгал - не помню. Может
быть, сыграло роль то, что я уже знал, что Стойко не стал рисковать
и выбросил этот же прыжок из программы, а значит, в чрезмерном риске
просто не было нужды. Но, сами понимаете, просчитать такие варианты
в течение секунд было просто невозможно. Все, что я делал, шло на
каком-то подсознательном уровне. Хотя, думаю, что если бы он рискнул,
я так же подсознательно пошел бы тоже на максимальный риск. Но это
я сейчас могу рассуждать. А на льду просто отключился. Хотя сразу
после прыжка все снова встало на свои места. Но если уж совсем откровенно,
заканчивал программу тоже на автопилоте.
И, словно защищаясь, слегка обиженно добавил:
- Вы, конечно, можете считать, что я запорол элемент, струсил и
сделал «бабочку».
- Я совершенно так не думаю. Если человек способен принять единственно
верное решение именно в тот момент, когда необходимо, это свидетельствует
в первую очередь о его готовности. И называть тройной прыжок, пусть
не самый сложный, но прекрасно исполненный, «бабочкой» - увольте.
Если не готов, то на автопилоте далеко не уедешь. И, как говорится,
откровенность за откровенность: я очень боялась, что напряжения,
с которым так и не удалось справиться никому из участников, не выдержите
и вы.
- Знаете, я раньше всегда предпочитал выходить на лед впереди основных
соперников. Это проще - откатал свое, и будь что будет. А здесь
понял, что если уж у меня хватило сил сохранить ясной голову до
последнего момента, значит, я действительно могу соревноваться с
кем угодно. А ведь последнее время у меня это нечасто получалось.
- Почему, можете объяснить?
- Не знаю. До Альбервилля я был всегда уверен в себе. И то пятое
место считаю успехом. А потом травмировал ногу на тренировке, на
приземлении после тройного акселя: оторвал связку и сломал косточку
в стопе. И очень долго не мог восстановиться - несколько раз, когда
мне казалось, что все уже заросло, начинал тренироваться и на прыжках
подворачивал все ту же правую ногу. Естественно, стал прыгать меньше,
и это немедленно сказалось на качестве прыжка. Поэтому я и старался
прыгать его везде, где только мог. И в этом сезоне он получался
в двух попытках из трех. Для четырех оборотов это очень неплохо.
- Здесь, в Норвегии, тоже?
- Да. Правда, когда я лучше всех откатал короткую программу, то
в голову такое полезло, что я стал всячески стараться не думать
о соревнованиях и как можно сдержаннее и спокойнее кататься на тренировке.
И все равно чувствовал, что получается абсолютно все.
- А у остальных?
- Я не видел только Браунинга. Петренко явно был в ударе, сделал
все прыжки, причем блестяще, Бойтано - тоже. Тем более было трудно
объяснить, что с ними произошло накануне. Я всегда считал, что профессионалы
отличаются от нас именно тем, что за время постоянных выступлений
привыкают к волнению.
- Как выяснилось, нет.
- Я это уже понял. Но все равно считаю, что профессиональный спорт
дает колоссальную школу. Даже в прошлом году, когда после чемпионата
мира я был приглашен в турне, был потрясен совершенно иными ощущениями
от выступлений, когда практически через день, а то и каждый день,
надо выступать, и все выступления проходят при огромном количестве
зрителей.
- Это было то самое знаменитое шоу Тома Коллинза?
- Нет. Традиционно сначала проводит гастроли чемпионов и призеров
чемпионата мира ИСУ. Это - европейский тур. И уже независимо от
него Коллинз приглашает фигуристов в тур по Америке. Причем приглашает
по своему усмотрению. Я до сих пор не уверен, кстати, что попаду
туда в этом году.
- Хотела бы я видеть человека, который откажется от олимпийского
чемпиона!
- Знаете, когда чего-то хочешь и это долго не сбывается, поневоле
станешь суеверным. Я же до сих пор по-настоящему не понял, что уже
- чемпион.
|