Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Лиллехаммер 1994 - Фигурное катание
И ВНОВЬ РУССКИЙ БАЛ!

21 февраля 1994

Джейн Торвилл - Кристофер Дин
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Джейн Торвилл - Кристофер Дин
Оксана Грищук - Евгений Платов
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Оксана Грищук - Евгений Платов

Вот и свершилась в танцах на льду самая большая революция в истории этого вида олимпийской программы. Серебряные призеры прошлогоднего чемпионата мира и Европы и последнего европейского первенства - Оксана Грищук и Евгений Платов завоевали золото Олимпийских игр в Лиллехаммере.

О таком раньше и думать не могли. Все, происходившее на арене олимпийского амфитеатра, невольно ассоциировалось с поединком профессиональных боксеров, когда на протяжении вечера публика занята созерцанием полуобнаженных красоток и фокусников, подсознательно предвкушая главный, кровавый спектакль на бойцовой арене. Только участников битвы на этот раз должно было быть шестеро - три пары, сведенные жребием под занавес битвы гигантов.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В обязательном вальсе, которым открывали танцевальный турнир фигуристы, ничто не предвещало сенсаций: чемпионы мира и Европы прошлого года Майя Усова и Александр Жулин уверенно заняли верхнюю строчку в протоколах, опередив соотечественников - Оксану Грищук и Евгения Платова. Но уже через час с неболыпим, когда все участники откружились под музыку блюза, стало ясно, что борьба между двумя российскими дуэтами будет вестись на равных. Судейская раскладка изменилась диаметрально противоположным образом, и в сумме обе пары вышли в лидеры с одинаковым результатом.

Третьими, как и ожидалось, стали чемпионы Олимпийских игр в Сараево Джейн Торвилл и Кристофер Дин (вернувшиеся в любительский спорт спустя десять лет после своего ухода), которые, впрочем, ничуть не были расстроены или удивлены: блестяще поставленная и столь же великолепно исполняемая англичанами оригинальная румба была стопроцентным залогом того, что уже через день Торвилл и Дин наверстают отрыв, а значит, сравняются с одной из российских пар и с ней же, с нуля, начнут выяснять отношения в главном поединке - за олимпийское золото. Но с какой из двух?

АНТРАКТ

То, что должно было произойти в Хамаре, в какой-то степени можно было спрогнозировать месяц назад, когда к изумлению всего высшего общества Грищук и Платов практически единогласно были выведены на первое место за исполнение своего нового произвольного танца - рок-н-ролла. Они стали вторыми, так и не сумев обыграть Торвилл и Дина.

Но не это было главным. А то, что за судейскими оценками совершенно отчетливо просматривалась готовность арбитров к смене чемпионов, причем эта готовность стала очевидной отнюдь не в начале соревнований: на протяжении первых трех (двух обязательных и оригинального) танцев роль лидеров по очереди примеряли на себя Торвилл - Дин и Усова - Жулин. И только поэтому, оставаясь все время на третьей позиции, Грищук и Платов потеряли все шансы на золото еще до исполнения танца, на который и была ими сделана главная ставка.

И все-таки в Копенгагене они добились много большего, нежели просто серебро. На глазах у всех (чего никогда не случалось за такой короткий срок перед Олимпийскими играми) в одной стране вторая пара сменила первую.

Это заставило очевидцев заговорить о многом. Например, о том, что отъезд тренера Усовой и Жулина Натальи Дубовой вместе со всеми учениками после Игр в Альбервилле за океан - в Лейк-Плэсид, стал колоссальной тактической ошибкой опытнейшего тренера. С одной стороны, Дубова, по ее словам, получила прекрасную возможность готовиться так, как считала нужным, и в таких условиях, о которых остальные российские фигуристы могли только мечтать.

Но палка оказалась одвух концах. На практике отъезд ведущей пары в Америку и практическая невозможность (по разным причинам) вернуться обратно, привела к тому, что и тренер, и фигуристы целый год (начиная с прошлогоднего чемпионата мира) варились в собственном соку, лишенные всяческой конкуренции, а главное - уверенности, что место лидеров российской сборной забронировано ими по меньшей мере на сезон, который должен был стать для них последним в любительском спорте и, чего скрывать, принести Усовой и Жулину золотые олимпийские медали - единственные награды, которых фигуристы так и не смогли добиться за многие годы совместных выступлений.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

На произвольный танец Майя Усова вышла, сменив «европейское», напоминавшее ситцевое, платьице на более строгий наряд, а Торвилл и Дин - почти полностью поменяв набор элементов. Добавленные англичанами шаги и акробатические поддержки (строго, что немаловажно, укладывающиеся в рамки танцевальных правил) ощутимо улучшили композицию, вызвавшую безумное количество нареканий в адрес свежеиспеченных чемпионов Европы в Копенгагене. Реакция публики, после того как затихли последние такты музыки, была невероятной: зал встал, аплодируя ожившей легенде. На глазах стоявшей на трибуне Татьяны Тарасовой - тренера олимпийских чемпионов Калгари Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина и соавтора олимпийской победы в Альбервилле Марины Климовой и Сергея Пономаренко - стояли слезы:

- Боже мой! Увидеть такое - через десять лет!

- Вы считаете, Торвилл и Дин - сильнейшие?

- Сильнейшими они не станут. Я слишком много лет провела в фигурном катании, чтобы понять, что судьи все решили для себя еще до соревнований. В танцах критерий один: нравится или не нравится. Поэтому и претензий к арбитрам не может быть никаких.

- У вас, получается, критерии другие?

- Нет. Просто один танец заставляет мучиться и страдать, как серьезный спектакль, а остальные - оставляют сердце холодным. И с этим я ничего не могу поделать.

- Боюсь, что ваше мнение против мнения девяти судей, не много стоит.

- Англичане виноваты сами. Кто мешал Дину поставить произвольную программу так же гениально, как это удалось ему в румбе? Когда смотришь на фигуристов и хочется молить: «Не останавливайтесь, танцуйте еще». И никому не пришлось бы рассуждать о том, можно или нельзя вытащить их на первое место - они сами туда бы вышли.

В этот момент на табло загорелись оценки за технику: 5,8... 5,7... 5,6...

… - Крис, вы ожидали, что такое может произойти?

- Мы были готовы к поражению. Но расстроились... Очень.

АНТРАКТ

Смена произвольного танца была единственным шансом англичан перекинуть гирьку судейских весов на свою чашу. Но этот отчаянный шаг за считанные дни до, может быть, главного старта в своей жизни, на который были способны лишь действительно выдающиеся мастера, стал для Торвилл и Дина роковым (как, впрочем, и смена костюма для Усовой и Жулина). Почему? Да потому что судьи немедленно усмотрели за метаниями двух сильнейших пар то, что и стояло за ними на самом деле, - неуверенность в себе.

Еще до финального выхода на лед танцоров многие сходились во мнении, что Усовой и Жулину надо было рисковать по большому счету, а именно - вернуться к старому, прошлогоднему, победному танцу, как это сделали бронзовые призеры мирового первенства в Праге-93 Анжелика Крылова и Владимир Федоров. Но и те сделали это от бессилия, убедившись в несостоятельности новой программы - рок-н-ролла, особенно проигрывавшего в сравнении с рок-н-роллом Грищук и Платова. И ничего не добились - остались лишь шестыми. У Усовой - Жулина и Торвилл - Дина было гораздо больше оснований предполагать, что судьи сжалятся, протянут спасительную соломинку, как делали много раз, по отношению к фаворитам. И слишком поздно спохватились, что фаворит в этой самой решающей и безжалостной скачке уже другой.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Более удачной произвольной программы у Оксаны Грищук и Евгения Платова на моей памяти просто не было. Сейчас можно только гадать, как получилось, что у двух пар, тренирующихся в одной группе и на одном льду, претендующих на медали одних и тех же соревнований, могли оказаться одинаковые танцы. В кулуарах ледового театра ходили разговоры и о том, что накануне сезона отказаться от рок-н-ролла предлагали не Анжелике и Владимиру, а Оксане и Жене.

Бог мой, как же страшно допустить, что такое могло бы случиться! Рок-н-ролл в исполнении еще не олимпийских чемпионов выглядел маленьким четырехминутным чудом. А волшебникам всегда должно везти.

Первый раз Грищук и Платову повезло в Копенгагене. С жеребьевкой. На первый взгляд их выход на лед сразу после Торвилл и Дина не мог сулить ничего хорошего - сравнение с шедевром никогда еще не складывалось в пользу более поздних копий. Но на самом деле, бурный, неистовый рок-н-ролл, наотмашь откатанный россиянами, смотрелся вдвойне выигрышным именно в сравнении со строгой классикой танцевальных шагов англичан. В Норвегии этот же сценарий был повторен от «а» до «я». Снова - последний стартовый номер и снова - за Торвилл и Дином. То, что новый танец английской пары окажется гораздо сложнее и более впечатляющим, чем предыдущий, судьям только предстояло понять. Зато они более чем хорошо помнили, кто победил в сравнении всего месяц назад. А значит, исход борьбы был предрешен по меньшей мере на 90 процентов.

Но даже если бы он был ясен на 99, все равно главное оставалось за фигуристами. Ждать, что Грищук и Платов откатаются так же блестяще, как это было сделано в Копенгагене, было наивно - вокруг льда висело такое напряжение, что, будь оно электрическим, лед должен был бы обуглиться. Но на этом льду Оксана и Женя дрались так, как не дрались и, скорее всего, не будут больше никогда в жизни.

- Я ничего не помню, - сказал Платов, сжимая в руках медаль. - Только все время боялся промахнуться руками мимо рук Оксаны.

Как им кричали с трибун, было слышно даже по телевизору в пресс-центре, на экране которого почти сутки после того, как соревнования были закончены, все крутили и крутили танцы трех пар: «Первые! Вы - Первые!!!» А по шевелящимся губам Оксаны читалось: «Нет... нет... нет». И ручьем лились слезы.

ЭПИЛОГ

- Мы знали на что шли, - сказал Дин. - И были готовы к поражению больше, чем когда бы то ни было.
Они были готовы к поражению в любой день - кроме этого. Точно так же, как Майя Усова и Александр Жулин. И те и другие сделали для победы все. И, стоя на пьедестале, продолжали улыбаться сведенными судорогой губами, а в глазах умирала раздавленная надежда.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru