21 февраля 1994
|
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Джейн Торвилл - Кристофер Дин |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Оксана Грищук - Евгений Платов |
Вот и свершилась в танцах на льду самая большая
революция в истории этого вида олимпийской программы. Серебряные
призеры прошлогоднего чемпионата мира и Европы и последнего европейского
первенства - Оксана Грищук и Евгений Платов завоевали золото Олимпийских
игр в Лиллехаммере.
О таком раньше и думать не могли. Все, происходившее на арене олимпийского
амфитеатра, невольно ассоциировалось с поединком профессиональных
боксеров, когда на протяжении вечера публика занята созерцанием
полуобнаженных красоток и фокусников, подсознательно предвкушая
главный, кровавый спектакль на бойцовой арене. Только участников
битвы на этот раз должно было быть шестеро - три пары, сведенные
жребием под занавес битвы гигантов.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В обязательном вальсе, которым открывали танцевальный турнир фигуристы,
ничто не предвещало сенсаций: чемпионы мира и Европы прошлого года
Майя Усова и Александр Жулин уверенно заняли верхнюю строчку в протоколах,
опередив соотечественников - Оксану Грищук и Евгения Платова. Но
уже через час с неболыпим, когда все участники откружились под музыку
блюза, стало ясно, что борьба между двумя российскими дуэтами будет
вестись на равных. Судейская раскладка изменилась диаметрально противоположным
образом, и в сумме обе пары вышли в лидеры с одинаковым результатом.
Третьими, как и ожидалось, стали чемпионы Олимпийских игр в Сараево
Джейн Торвилл и Кристофер Дин (вернувшиеся в любительский спорт
спустя десять лет после своего ухода), которые, впрочем, ничуть
не были расстроены или удивлены: блестяще поставленная и столь же
великолепно исполняемая англичанами оригинальная румба была стопроцентным
залогом того, что уже через день Торвилл и Дин наверстают отрыв,
а значит, сравняются с одной из российских пар и с ней же, с нуля,
начнут выяснять отношения в главном поединке - за олимпийское золото.
Но с какой из двух?
АНТРАКТ
То, что должно было произойти в Хамаре, в какой-то степени можно
было спрогнозировать месяц назад, когда к изумлению всего высшего
общества Грищук и Платов практически единогласно были выведены на
первое место за исполнение своего нового произвольного танца - рок-н-ролла.
Они стали вторыми, так и не сумев обыграть Торвилл и Дина.
Но не
это было главным. А то, что за судейскими оценками совершенно отчетливо
просматривалась готовность арбитров к смене чемпионов, причем эта
готовность стала очевидной отнюдь не в начале соревнований: на протяжении
первых трех (двух обязательных и оригинального) танцев роль лидеров
по очереди примеряли на себя Торвилл - Дин и Усова - Жулин. И только
поэтому, оставаясь все время на третьей позиции, Грищук и Платов
потеряли все шансы на золото еще до исполнения танца, на который
и была ими сделана главная ставка.
И все-таки в Копенгагене они добились много большего, нежели просто
серебро. На глазах у всех (чего никогда не случалось за такой короткий
срок перед Олимпийскими играми) в одной стране вторая пара сменила
первую.
Это заставило очевидцев заговорить о многом. Например, о том, что
отъезд тренера Усовой и Жулина Натальи Дубовой вместе со всеми учениками
после Игр в Альбервилле за океан - в Лейк-Плэсид, стал колоссальной
тактической ошибкой опытнейшего тренера. С одной стороны, Дубова,
по ее словам, получила прекрасную возможность готовиться так, как
считала нужным, и в таких условиях, о которых остальные российские
фигуристы могли только мечтать.
Но палка оказалась одвух концах.
На практике отъезд ведущей пары в Америку и практическая невозможность
(по разным причинам) вернуться обратно, привела к тому, что и тренер,
и фигуристы целый год (начиная с прошлогоднего чемпионата мира)
варились в собственном соку, лишенные всяческой конкуренции, а главное
- уверенности, что место лидеров российской сборной забронировано
ими по меньшей мере на сезон, который должен был стать для них последним
в любительском спорте и, чего скрывать, принести Усовой и Жулину
золотые олимпийские медали - единственные награды, которых фигуристы
так и не смогли добиться за многие годы совместных выступлений.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
На произвольный танец Майя Усова вышла, сменив «европейское»,
напоминавшее ситцевое, платьице на более строгий наряд, а Торвилл
и Дин - почти полностью поменяв набор элементов. Добавленные англичанами
шаги и акробатические поддержки (строго, что немаловажно, укладывающиеся
в рамки танцевальных правил) ощутимо улучшили композицию, вызвавшую
безумное количество нареканий в адрес свежеиспеченных чемпионов
Европы в Копенгагене. Реакция публики, после того как затихли последние
такты музыки, была невероятной: зал встал, аплодируя ожившей легенде.
На глазах стоявшей на трибуне Татьяны Тарасовой - тренера олимпийских
чемпионов Калгари Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина и соавтора
олимпийской победы в Альбервилле Марины Климовой и Сергея Пономаренко
- стояли слезы:
- Боже мой! Увидеть такое - через десять лет!
- Вы считаете, Торвилл и Дин - сильнейшие?
- Сильнейшими они не станут. Я слишком много лет провела в фигурном
катании, чтобы понять, что судьи все решили для себя еще до соревнований.
В танцах критерий один: нравится или не нравится. Поэтому и претензий
к арбитрам не может быть никаких.
- У вас, получается, критерии другие?
- Нет. Просто один танец заставляет мучиться и страдать, как серьезный
спектакль, а остальные - оставляют сердце холодным. И с этим я ничего
не могу поделать.
- Боюсь, что ваше мнение против мнения девяти судей, не много стоит.
- Англичане виноваты сами. Кто мешал Дину поставить произвольную
программу так же гениально, как это удалось ему в румбе? Когда смотришь
на фигуристов и хочется молить: «Не останавливайтесь, танцуйте
еще». И никому не пришлось бы рассуждать о том, можно или нельзя
вытащить их на первое место - они сами туда бы вышли.
В этот момент на табло загорелись оценки за технику: 5,8... 5,7...
5,6...
… - Крис, вы ожидали, что такое может произойти?
- Мы были готовы к поражению. Но расстроились... Очень. АНТРАКТ
Смена произвольного танца была единственным шансом англичан перекинуть
гирьку судейских весов на свою чашу. Но этот отчаянный шаг за считанные
дни до, может быть, главного старта в своей жизни, на который были способны лишь действительно
выдающиеся мастера, стал для Торвилл и Дина роковым (как, впрочем,
и смена костюма для Усовой и Жулина). Почему? Да потому что судьи
немедленно усмотрели за метаниями двух сильнейших пар то, что и
стояло за ними на самом деле, - неуверенность в себе.
Еще до финального выхода на лед танцоров многие сходились во мнении,
что Усовой и Жулину надо было рисковать по большому счету, а именно
- вернуться к старому, прошлогоднему, победному танцу, как это сделали
бронзовые призеры мирового первенства в Праге-93 Анжелика Крылова
и Владимир Федоров. Но и те сделали это от бессилия, убедившись
в несостоятельности новой программы - рок-н-ролла, особенно проигрывавшего
в сравнении с рок-н-роллом Грищук и Платова. И ничего не добились
- остались лишь шестыми. У Усовой - Жулина и Торвилл - Дина было
гораздо больше оснований предполагать, что судьи сжалятся, протянут
спасительную соломинку, как делали много раз, по отношению к фаворитам.
И слишком поздно спохватились, что фаворит в этой самой решающей
и безжалостной скачке уже другой. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Более удачной произвольной программы у Оксаны Грищук и Евгения Платова
на моей памяти просто не было. Сейчас можно только гадать, как получилось,
что у двух пар, тренирующихся в одной группе и на одном льду, претендующих
на медали одних и тех же соревнований, могли оказаться одинаковые
танцы. В кулуарах ледового театра ходили разговоры и о том, что
накануне сезона отказаться от рок-н-ролла предлагали не Анжелике
и Владимиру, а Оксане и Жене.
Бог мой, как же страшно допустить,
что такое могло бы случиться! Рок-н-ролл в исполнении еще не олимпийских
чемпионов выглядел маленьким четырехминутным чудом. А волшебникам
всегда должно везти.
Первый раз Грищук и Платову повезло в Копенгагене. С жеребьевкой.
На первый взгляд их выход на лед сразу после Торвилл и Дина не мог
сулить ничего хорошего - сравнение с шедевром никогда еще не складывалось
в пользу более поздних копий. Но на самом деле, бурный, неистовый
рок-н-ролл, наотмашь откатанный россиянами, смотрелся вдвойне выигрышным
именно в сравнении со строгой классикой танцевальных шагов англичан.
В Норвегии этот же сценарий был повторен от «а» до «я».
Снова - последний стартовый номер и снова - за Торвилл и Дином.
То, что новый танец английской пары окажется гораздо сложнее и более
впечатляющим, чем предыдущий, судьям только предстояло понять. Зато
они более чем хорошо помнили, кто победил в сравнении всего месяц
назад. А значит, исход борьбы был предрешен по меньшей мере на 90
процентов.
Но даже если бы он был ясен на 99, все равно главное оставалось
за фигуристами. Ждать, что Грищук и Платов откатаются так же блестяще,
как это было сделано в Копенгагене, было наивно - вокруг льда висело
такое напряжение, что, будь оно электрическим, лед должен был бы
обуглиться. Но на этом льду Оксана и Женя дрались так, как не дрались
и, скорее всего, не будут больше никогда в жизни.
- Я ничего не помню, - сказал Платов, сжимая в руках медаль. - Только
все время боялся промахнуться руками мимо рук Оксаны.
Как им кричали с трибун, было слышно даже по телевизору в пресс-центре,
на экране которого почти сутки после того, как соревнования были
закончены, все крутили и крутили танцы трех пар: «Первые! Вы
- Первые!!!» А по шевелящимся губам Оксаны читалось: «Нет...
нет... нет». И ручьем лились слезы.
ЭПИЛОГ
- Мы знали на что шли, - сказал Дин. - И были готовы к поражению
больше, чем когда бы то ни было.
Они были готовы к поражению в любой день - кроме этого. Точно так
же, как Майя Усова и Александр Жулин. И те и другие сделали для
победы все. И, стоя на пьедестале, продолжали улыбаться сведенными
судорогой губами, а в глазах умирала раздавленная надежда.
|