Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Пекин-2008 - Спортивная гимнастика
ОЛИМПИЙСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

16 августа 2008

Валерий Люкин и Настя Люкина
Фото © Александр Вильф
Пекин. Валерий Люкин и Настя Люкина

Вчера, когда американка Настя Люкина поднялась на верхнюю ступень олимпийского пьедестала, чтобы получить главную награду в самом престижном гимнастическом виде программы – многоборье, где-то наверху, на самой галерке вдруг грянул стройный хор голосов: «Поз-дра-вля-ем! Мо-лод-цы!!!»

Это было очень трогательно, как и сама церемония. 18-летняя девочка, оставившая позади подругу по сборной США Шоун Джонсон и китаянку Ян Юлинь, плакала с золотой медалью на шее, а на помосте в окружении российских и американских тренеров с трудом сдерживал слезы ее отец. Олимпийский чемпион Сеула Валерий Люкин.

- Может быть, пора подумать о том, чтобы вернуться работать в Россию, - полушутя спросили Люкина российские журналисты.

- Так не звали никогда, - улыбнулся он – Да и потом, как вернешься? У меня в Далласе свой зал, и не один. Дети, которые там тренируются, любят меня так же, как, наверное, любят своих тренеров русские дети. Я просто не могу их оставить.

...Четыре года назад в Афинах абсолютной чемпионкой Игр стала Карли Паттерсон - девочка, которая тоже выросла у Люкина в зале. Ее подготовил Евгений Марченко, который когда-то вместе с Валерием задался целью создать в США собственную школу. Тогда мне думалось: ну, почему они уехали? И почему выступают теперь против нас?

Нынешнее олимпийское четырехлетие наметило и обратную тенденцию. Домой стали возвращаться не только уехавшие когда-то тренеры. Но кто мог когда-либо представить себе, что под российским флагом могут оказаться американские спортсмены? Джон Холден, Бекки Хэммон. И что это, как не свидетельство, что нет более интернациональной идеи, нежели олимпийская. И что спортивные звезды первой величины, независимо от того, под каким флагом они выходят на старт, всегда в какой-то степени общие. И здорово на самом деле, когда победой чемпионов могут искренне гордиться сразу две страны.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

Ровно двадцать лет назад Валерий Люкин боролся за золото многоборья на Олимпийских играх в Сеуле. Перед заключительным видом – перекладиной – он проигрывал 0,05 Владимиру Артемову. Перекладина считалась у Валерия самым сильным видом, он блестяще выполнил комбинацию, завершив ее уникальным для тех времен соскоком – тройным сальто, приземлился в «доскок» и непроизвольно, чтобы удержаться на месте, сделал два круга руками в воздухе.

На табло высветилась почти максимальная оценка – 9,950 и Люкину досталось серебро: Артемов получил на этом снаряде «десятку».

День спустя Валерий все-таки выиграл золотую медаль: разделил ее все с тем же Артемовым. «Золото» стало у Люкина вторым по счету: первую высшую награду он получил в Сеуле в составе сборной СССР. А вот победа в олимпийском многоборье так и осталась недостижимой мечтой. Ее реализовала дочь.

В микст-зоне я столкнулась еще с одним олимпийским чемпионом – Богданом Макуцем. Он тоже чуть не плакал: «Как я рад! Так болел за Настю...»

- Потому что она – дочка Валеры?

- Ну, конечно. Я за нее и на прошлом чемпионате мира болел. Но там она проиграла. А тут, посмотрел, как выступает, и думаю: дотянет. Должна дотянуть, если бревно нормально пройдет. Настя прошла. Ну, а на вольных ей только вторую «связку» нужно было сделать. Там вся диагональ сложненькая, заканчивается двойным сальто вперед. Успокаивало, что к заключительному виду отрыв от китаянки и остальных позволял не слишком нервничать.

Фавориткой многоборья на самом деле считалась другая американка – Джонсон. Пусть она была не четырехкратной, как Люкина, чемпионкой мира, а выигрывала мировое первенство три раза, но зато приехала в Пекин в ранге обладательницы высшего титула в абсолютном первенстве. Да и квалификационный пекинский результат у нее оказался лучшим. Но в финале все оказалось иначе.

- Мы с Шоун самые близкие подруги, - рассказывала Настя после победы. - Очень поддерживали друг друга все дни соревнований. Наверное, кому-то может показаться, что между спортсменами, которые борятся за одну медаль, таких отношений не может быть в принципе, но это так. Просто нас чаще видят на помосте, где во время соревнований мы почти не разговариваем. Но там не до разговоров. И слов не нужно, на самом деле. Можно просто посмотреть друг другу в глаза, сделать какой-то жест, кивнуть головой, и это порой говорит больше, чем любые слова. Все три года, что мы вместе выступаем, дали мне очень много. На самом деле здорово чувствовать, что подруга постоянно сидит у тебя «на хвосте». Это дает силы даже тогда, когда, вроде бы, сил уже нет.

И у Шоун, и у меня есть календарики, где отмечены все дни соревнований. Накануне многоборья я спросила ее: «Ты понимаешь, что самый главный день нашей жизни - уже завтра? Веришь в это?»

За несколько месяцев до Игр я сделала себе подборку из разных фотографий и повесила ее в своей комнате. Там были снимки мамы, папы... Я каждый день смотрела на них и думала о том, что когда-нибудь у меня тоже, может быть, появится олимпийская медаль. Своя...

ТИГР ВЕРНУЛСЯ

15 лет назад Валерий увозил семью в Америку. Его жена Ася Кочнева, чемпионка мира по художественной гимнастике, после рождения дочери уже не выступала. Но дома ни у нее, ни у мужа не было ни работы, ни перспективы. Года два спустя после их отъезда я разговаривала еще с одним чемпионом Сеула – Дмитрием Билозерчевым. Мы тогда вспомнили о Люкине и Дмитрий объяснил, что жить в США и работать на результат почти невозможно. Вот, мол, и Люкин тренирует всех, кого придется, чтобы элементарно выжить. О серьезной работе можно думать лишь тогда, когда накоплен капитал.

Люкин и работал со всеми, кто приходил в зал. По 12 часов в сутки. Присматривал и за дочерью, которая постоянно крутилась возле снарядов. А три года назад 15-летняя Настя приехала на свой первый чемпионат мира и стала чемпионкой на бревне и брусьях. В многоборье стала второй, проиграв чемпионке 0,001.

Весной 2007-го она сломала ногу. Не случись травмы, расклад того чемпионата мог вообще получиться совершенно иным. Но вышло так, что к сентябрю Люкина едва успела восстановиться. Стала чемпионкой в командном первенстве и на бревне, а вот на брусьях пропустила вперед Ксению Семенову.

- Брусья – это один из видов, где я чувствую себя особенно уверенно, - рассказывала Настя вчера. – Когда мы начали готовиться к Олимпийским играм, папа дал мне бумажку, которую, судя по ее виду, он долго носил в кармане. Там были написаны элементы, которые он хотел бы включить в мою олимпийскую программу. Сначала я не поверила, что такое вообще возможно выполнить. Но, чем больше думала об этом, тем больше привыкала к мысли, что эти элементы нужно обязательно выучить и поставить в программу. Потому что это – 7,7. Базовая сложность, которой нет почти ни у кого в мире.

Преодолеть рубеж 16-ти баллов на этом снаряде удалось всего трем спортсменкам. Чемпионка мира Ксения Семенова получила 16,475. Люкина – 16,650. Юлинь Ян - 16,725. Собственно, эта уникальная сумма и вытащила китаянку на бронзовую медаль. Но шансов достать Настю в общем зачете не было ни у кого из участниц.

- Я специально всматривался в ее лицо, пытался увидеть на нем хоть какие-то признаки волнения, но не видел их, - рассказывал Валерий. – У Насти мой характер. Она очень хрупкая снаружи, но в ней сидит тигр. Работать с ней не всегда просто, как, наверное, с любым спортсменом, которого отличает сильный характер. Очень сильна технически. Из-за травмы мы не успели как следует подготовиться к прошлому чемпионату мира, не все получалось и в этом сезоне, но когда я увидел лицо дочери перед стартом, понял, что тигр вернулся...

ОТЕЦ И ДОЧЬ

Незадолго до Олимпийских игр одна из американских телекомпаний сделала интересный видеоклип. Он начинался с архивных кадров золотого олимпийского выступления Люкина на перекладине в Сеуле, затем следовали фрагменты той самой комбинации на брусьях, которая принесла Насте золото чемпионата мира-2005. Следующий сюжет был посвящен умопомрачительно грациозному танцу на ковре Аси Кочневой, и тут же вновь показывали Настю. Уже на ковре. Ее собственные движения калькой повторяли родительские. Являли собой квинтэссенцию всего самого лучшего, сложного и зрелищного, что есть в этих двух видах спорта.

- Никогда в жизни я не думал, что моя дочь вообще будет заниматься гимнастикой. Это очень тяжелая работа, и, если прошел через нее сам, то очень редко желаешь ее собственному ребенку, - говорил Валерий. - И уж тем более не мечтал, что она станет олимпийской чемпионкой. Я ведь и тренировать Настю начал не потому, что хотел сделать из нее выдающуюся гимнастку, а потому что очень боюсь за нее. И считал своим долгом сделать все, чтобы она чувствовала себя в безопасности. Вы же сами, наверное, заметили, что, когда Настя выходит на брусья, я всегда возле снаряда. Чуть ли не под жерди лезу.

- Вы тренируете дочь по советской методике?

- Тренирую так, как умею. Как меня самого тренер учил. Хотя чувствую себя, скорее, скульптором, в руки которому попал уникальный материал. Настя – это мое видение гимнастики, если хотите. Она, действительно, уникальная спортсменка. Поэтому я всегда говорил себе, что ее время в гимнастике обязательно придет.

- Ожидали, что это случится в Пекине?

- Последние полтора года нам было очень тяжело. Но уже когда мы приехали на Игры, я увидел, что Настя готова к тому, чтобы выиграть. Все, что она делала, включая разминки в тренировочном зале, выглядело идеальным. И очень четким.

- На протяжении двух первых раундов ваша дочь шла на второй позиции. О чем вы думали в этот момент?

- О том, что нельзя терять концентрацию. Настя и сама понимала, что она в форме, что все получается просто здорово. Ей было трудно, я это знаю, потому что все выступали очень хорошо, без сбоев, но по этому поводу я не особенно волновался. Она очень хороша, когда трудно. Главное, что я постарался ей объяснить, до выступления, что не нужно думать о каких-то прошлых неудачах, проблемах, не нужно ничего бояться. Гимнастика – такой вид спорта, где результат во многом зависит от работы, которую ты проделал. 75 процентов успеха идет именно от этого.

Мы сделали чертову прорву работы. Ведь чем моложе спортсмен, тем легче ему все дается. Молодые гораздо быстрее в движениях, им легче приспосабливаться к соревновательному стрессу, легче выполнять сложные элементы. Молодой гимнаст – это солдат. Задача которого сводится к тому, чтобы выполнять приказания: пойди туда, сделай то... Работа со взрослыми людьми – совсем другое.С возрастом тренировки начинают даваться большим трудом. Кроме этого, появляются интересы вне зала. Приходится гораздо больше считаться с самочувствием, настроением...

- А сами вы чувствовали себя в Пекине тренером, или отцом?

- Я стараюсь быть тренером, когда нахожусь в зале. Почти всегда удается. Но почему-то вдруг вспомнил, как 20 лет назад проиграл в Сеуле. Получается, Настя исправила мою ошибку. Она, как и я, не любит быть второй.

- Если бы Настя не захотела заниматься гимнастикой, вы бы стали работать с девочками?

- Конечно. Я люблю свою работу, живу ей. Уже много лет прихожу в зал в восемь утра, а ухожу в восемь вечера. У меня в зале в США работают русские тренеры, мои друзья. Люди, которых я очень давно знаю, и которым полностью доверяю.

- На каком языке вы с Настей разговариваете?

- В зале мне проще говорить с ней по-английски, потому что я просто не знаю как называется на русском языке половина женских элементов. Я ведь никогда не тренировал спортсменов, пока жил в России. Во-вторых, кроме Насти у меня довольно много других гимнастов. Переключаться с одного языка на другой мне непросто. Да и некрасиво будет, если в этом кругу я начну говорить с Настей по русски. Хотя дома мы, естественно, говорим на родном языке.

- Каким вы видите будущее дочери?

- Она недавно поступила в университет в Далласе, изучает организацию бизнеса, так что жизнь покажет, что будет дальше. До сегодняшнего дня мы об этом вообще не думали– все было подчинено подготовке к Играм.

- А что думает по этому поводу Настя?

- Хочет продолжать выступления. Я ведь и сам только в Пекине понял, что ее победа – это не завершение карьеры. А только начало...

* * *

На церемонии открытия Игр, когда по стадиону проходила олимпийская делегация Казахстана, комментатор американской телекомпании, словно предвидя результаты гимнастического турнира, сказал единственную фразу: «Казахстан - это та самая страна, в которой родился олимпийский чемпион Валерий Люкин. Папа Насти Люкиной».

Под занавес пресс-конференции чемпионку спросили, человеком какой национальности она себя чувствует. Настя рассмеялась.

- В соревнованиях я чуточку больше американка, чем русская. Хотя на самом деле вы задали непростой вопрос. Да, я родилась в России, мои родственники тоже русские, но, когда я приезжаю к ним в гости и начинаю разговаривать, иногда ловлю удивленные взгляды и понимаю, что, похоже, мой русский язык не так уж и правилен. Но мне очень приятно, что и в России и в Казахстане есть люди, которые гордятся моими выступлениями и моими победами.

 

 

 



© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru