Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Пекин-2022 - Фигурное катание
ПЕРВЫЕ ПОСЛЕ НЕБОЖИТЕЛЕЙ

14 февраля 2022

Виктория Синицина и Никита Кацалапов

Фото © Александр Вильф
Пекин. Виктория Синицина и Никита Кацалапов

Четырёхкратные чемпионы мира Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон выиграли турнир танцоров на льду на Олимпийских играх в Пекине, немного не дотянув в произвольной программе до своего же мирового рекорда. Тем не менее по общей сумме баллов французы всё же стали рекордсменами — 226,98. Действующие обладатели высшего мирового титула Виктория Синицина и Никита Кацалапов завоевали серебряные награды, оставив позади себя чемпионов США Мэдисон Хаббел и Закари Донохью.

Танцы, ещё не начавшись, исчерпывающе давали ответ на вопрос, кто именно является в этом виде программы законодателем мировой моды. Десять-12 лет назад эту нишу плотно занимали два русскоговорящих специалиста, работающих в США — Марина Зуева и Игорь Шпильбанд. После того, как тренерский дуэт распался, на первый план вышла танцевальная школа Монреаля, созданная и возглавляемая  двукратными вице-чемпионами мира Мари-Франс-Дюбрей и Патрисом Лозоном и их постоянным партнёром, французским хореографом Романом Агенауэром: десять танцевальных дуэтов из 20-ти представляли в понедельник в финале именно этот танцевальный клуб, тренеры же едва успевали переодевать куртки с символикой нужной страны. Еще одна монреальская (а по паспорту — японская) пара в финал не прошла. 

Интересно, что в своё время Мари-Франс и её партнер оказались в числе тех, кто пострадал от введения новых правил наиболее сильно. В 2006-м на Олимпийских играх в Турине канадцы претендовали на то, чтобы завоевать медаль, шли четвёртыми после обязательного танца, но очень жестко упали в оригинальном, непроизвольно расцепив руки при исполнении вращательной поддержки. И были вынуждены отказаться от дальнейших выступлений. 2007 год стал последним в спортивной карьере Дюбрей/Лозона и почти сразу они начали тренировать.

Казалось бы, что может быть проще? Противопоставь штучный товар конвейеру — и успех не заставит себя ждать. Но в реальности получается совсем иначе. Именно в Монреаль стремятся все сильнейшие пары, и наверное не случайно олимпийские чемпионы Ванкувера Тесса Виртью/Скотт Моир, вернувшись в соревновательную обойму перед Играми в Пхенчхане, тоже предпочли Дюбрей, Лозона и Агенауэра. Выдающихся танцоров не смутил тогда даже тот факт, что тренеры ведут на олимпийское золото совсем другой дуэт — Габриэлу Пападакис/Гийома Сизерона.

Что было дальше, известно: канадцы завершили карьеру в статусе двукратных олимпийских чемпионов в личном разряде, получили третье золото за выступление в командном турнире, а французы остались в спорте еще на четыре года, чтобы всё-таки заполучить в Пекине один раз уже ускользнувшую олимпийскую победу. Единственными, кто мог им в этом помешать, были чемпионы мира Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Правда, для этого четырёхкратные чемпионы мира  должны были ошибиться. 

К сожалению, на Никиту с Викой их постановки работали в гораздо меньшей степени, чем это было у основных соперников — французов и американцев. Танцы ведущего российского дуэта оказались в этом сезоне слишком рядовыми для Игр. Это можно было компенсировать только безупречным исполнением, таким, как у Синициной и Кацалапова получилось в ритм-танце. Там российский дуэт стал вторым, выдав прокат жизни, и эта самозабвенность стала определяющей в плане результата.

Танцы, пожалуй, остаются единственным видом программы, где принципиально важны идея и постановка. Во многом за счёт этого на Игры в Пекин пробились испанцы Оливия Смарт/Адриан Диас, опередившие на национальном отборе, а затем и на чемпионате Европы подопечных Александра Жулина Сару Уртадо/Кирилла Халявина. Из этой же серии — успех Дианы Дэвис/Глеба Смолкина. Впервые появившись на взрослом чемпионате России, дуэт Игоря Шпильбанда сразу привлёк к себе внимание чисто американским стилем катания и очень выигрышной постановкой.

Другой вопрос, что паре совершенно не пошли на пользу одиозные баллы, полученные в прошедшем ноябре на «челленджере» в Варшаве и зафиксированные, как личный рекорд. Не знаю уж, чем руководствовались судьи, но российским дебютантам они оказали медвежью услугу: если бы Дэвис/Смолкин набрали подобную сумму, выступая в Пекине, они заняли бы восьмое место.  А так при очень хорошем для своего  уровня прокате остались 14-ми, не добрав до того ноябрьского результата порядка двадцати баллов.

Первым прокатом, пробравшим публику до мурашек по коже, стала «Ромео и Джульетта» Александры Степановой/Ивана Букина. Такая реакция всегда непроизвольна и скорее всего не обошла и судей. Но в тот момент, когда этого никто не ждал, случилась грубейшая ошибка — нога Саши слетела с ребра в «кораблике», словно конёк фигуристки попал в чужой след.

В итоге одна из лучших программ сезона была оценена всего в 120,98 (почти на шесть баллов ниже, чем было месяц назад на чемпионате Европы) и по итогу произвольного танца пара Ирины Жук/Александра Свинина вместо того, чтобы возглавить протокол, ушла на четвёртую позицию. 

Поменять расстановку, которая сложилась у танцоров после первого выступления, могла лишь явная ошибка любой из трёх пар-лидеров. В этом отношении танцы — довольно специфичный вид катания: по первым оценкам как правило сразу становится понятным, чего ждать в финале, если не случится каких-то непредвиденных эксцессов.

Собственно, как раз в ритм-танце Хаббел и Донохью проиграли своё вполне реальное серебро, отстав от Синициной и Кацалапова на 1,72. В командном турнире расклад между этими двумя дуэтами сложился противоположным образом, а это говорило о достаточно мощном настрое американцев на то, чтобы бороться за позицию «вторые после небожителей». За эту же позицию боролся российский дуэт: сколько бы не говорилось до соревнований, что Вика с Никитой способны претендовать в Пекине на золото, в реальности эта теория была разбита всё в том же первом выступлении.

По постановке произвольный танец чемпионов США получился очень сильным. Возможно — вообще лучшим на этих Играх. Хаббел/Донохью выиграли у россиян технической оценкой, имея равную базовую стоимость элементов. В баллах за компоненты они предсказуемо уступили чемпионам мира, и решающим в этом плане стал, похоже, результат ритм-танца.

Установить очередной мировой рекорд, чтобы олимпийская победа стала максимально впечатляющей, Пападакис и Сизерон не смогли — потеряли уровень сложности в заключительном вращении. Но общая сумма оказалась рекордной — 226,98. Отрыв от второго места более чем в шесть баллов говорил сам за себя. Даже если бы Синицина и Кацалапов повторили в этот день свой личный рекорд, установленный год назад на победном для себя мировом первенстве, это не дало бы дуэту возможности бороться за золото. Но своё серебро они добыли абсолютно честно.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru