26 июля 1996
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Шэннон Миллер |
«Почему в Америке так сходят с ума по гимнастике?» - с этим вопросом по дороге в Georgia Dome мне хотелось обратиться ко всем попутчикам, валом валившим на олимпийскую гимнастическую арену Атланты. Ибо понять это было невозможно. Покупать у спекулянтов за тройную цену билеты на галерку, откуда и без того крохотные фигурки казались выводком муравьев-лилипутов, - зачем?!
Я все-таки не выдержала - спросила об этом пожилую американку совершенно необъятных (что в Америке не редкость) размеров. И услышала:
- They are so cute! Unbelievable!
В этой простенькой фразе на самом деле и содержался исчерпывающий ответ. Словом cute в английском языке обычно характеризуют маленьких детей, щенков, котят.... Значений в словаре множество: маленький, забавный, очаровательный. Подразумевается - слабый, требующий защиты и опеки. Таковы современные гимнастки. И совершенно невероятным (unbelieveble!) кажется любому нормальному человеку то, что эти крохи умеют творить на снарядах.
Америка всегда была склонна преклоняться перед тем, что с трудом поддается пониманию. Плавание, бег, борьба - это то, что в той или иной мере умеет делать каждый. Гимнастика же стоит особо. Ребенок, научившийся в свои семь или десять лет крутить самое обычное сальто или ходить на руках, становится в школе героем. Чемпион мира - небожителем. Любые спортивные титулы гимнастов (а гимнасток - в большей степени) в представлении американцев уникальны еще и потому, что в этом виде спорта их начинают завоевывать зачастую в том возрасте, когда у спортсменок только-только меняются молочные зубы. За примерами далеко ходить не надо: щербатая улыбка чемпионки Азиатских игр китаянки Мо Хуилан, растиражированная информационными агентствами три года назад, долгое время вызывала недоверчиво-ироничную реакцию, потому как мало соответствовала цифре 14, проставленной в графе «возраст».
Возраст участниц олимпийского турнира с тех пор изменился мало. По официальным правилам Международной федерации гимнастики (ФИЖ), к Играм в Атланте могли быть допущены спортсменки, которым в олимпийском году исполнялось бы 15. В гимнастике это нормально. Как, впрочем, в любом другом виде спорта, связанном с техническими трюками. С возрастом появляется страх. Меняется фигура, что усложняет выполнение уже отработанных элементов, накапливаются травмы. Редкий чемпионат обходится без вывихов, переломов. Кстати, одной из наиболее серьезных причин, спровоцировавших решение ФИЖ отменить гимнастическую обязательную программу, было не требование телевидения убрать из эфира достаточно нудную «школу», а элементарное опасение за исход соревнований: на пятый - шестой день усталость притупляет осторожность, и травмы начинают обрушиваться на всех без исключения спортсменов.
В Атланте гимнасткам досталось по полной программе. К завершающему дню командного первенства все были измотаны до предела. Но это ощущалось за кулисами. А над помостом витал дух большой битвы: Америка впервые за всю историю получила реальную возможность завоевать главный олимпийский титул. И сделать это для страны должны были семь девчушек, старшей из которых всего 19 лет.
Пожалуй, сборная России, равно как и любая другая, была обречена. Судьи - те же люди, и они не могут не учитывать симпатии трибун. Если бы в олимпийском зале с появлением американской сборной рухнули своды, думаю, этого не заметил бы никто: грохот потонул бы в шквале непрерывных оваций. Если бы, кроме американок, на помост не вышла ни одна другая гимнастка, зал скорее всего этого бы тоже не заметил. Другие в этот вечер для зрителей просто не существовали. Поэтому и выглядели лишь фоном для заведомо сильнейших.
И все-таки: мог ли выиграть кто-то иной? Теоретически, наверное, да. Ближе всего к этому были российские спортсменки. Семерка в составе Розалии Галиевой, Дины Кочетковой, Светланы Хоркиной, Елены Грошевой, Евгении Кузнецовой, Елены Долгополовой и Оксаны Ляпиной закончила «школьную» программу с лучшим результатом, на 0,125 балла опережая сборную США. Но в день финала на лицах уже вышедших на помост россиянок читалась обреченность. Не было куража. В гимнастике это равносильно поражению.
Под этот чудовищный прессинг вместе с Россией попали и Украина с Румынией. Но двум последним по большому счету была нечего терять. России же предстояло отстаивать титул, завоеванный четыре года назад в Барселоне Объединенной командой.
В гимнастике соперники очень редко проявляют недоброжелательность друг к другу, какая бы борьба ни разворачивалась между ними на помосте. Зрители, как правило, тоже поддерживают всех без исключения. Всегда - тех, кто падает. Это легко объяснить: слишком жесток этот вид спорта. Слишком тяжелой ценой достаются медали и звания. Слишком рано там начинают понимать, что такое боль и какими страшными могут быть травмы. Когда же с бревна в самом начале комбинации, не попав ступней на снаряд, упала Оксана Ляпина, а зал в едином порыве взвыл от восторга, я не поверила своим ушам. Это казалось дикостью. Но публика была готова на все ради того, чтобы в очередной раз увидеть над пьедесталом звездно-полосатое полотнище.
Надо отдать должное американкам. По качеству исполнения своих комбинаций они не дали судьям ни единого повода усомниться в их действительном превосходстве. Самая низкая зачетная оценка - 9,662 - была получена в прыжке 16-летней Джейси Фелпс. Самая высокая среди всех выступавших участниц - 9,887 - была выставлена за вольные упражнения румынке Симоне Аманар, что не дает повода обвинить арбитров в какой-то заведомой необъективности. Американки вчистую - по сумме обязательной и произвольной программ - выиграли брусья и вольные упражнения, виды, где лидером, как правило, становилась Россия.
«Я очень доволен тем, что после обязательной программы США идет на втором месте, - сказал после первой половины командного турнира тренер американской сборной Бела Кароли. - Догонять всегда легче, всегда есть ориентир. Да и спится лидеру всегда хуже».
Ничего более тяжелого, чем груз ответственности, в спорте, пожалуй, нет. Российские девчонки сделали все, что могли. Не дрогнуть в обстановке безумной истерии умеют далеко не все взрослые мужики. Примеров на этих же самых Играх в Атланте было уже столько, что бессмысленно их перечислять. Но кто виноват в том, что серебро в гимнастике для когда-то советской команды, а теперь для сборной России равнозначно поражению?
После награждения они, обнявшись и утешая друг друга, плакали в раздевалке. Четыре года назад, в Барселоне, точно так же, в раздевалке, навзрыд плакала Ирина Лашко, проигравшая золото в прыжках в воду китаянке Гао Мин. А когда, закусив губу и вытерев слезы, Лашко пошла на пресс-конференцию, то охранник-волонтер - совсем неспортивного вида молодой парень - сказал мне, оказавшейся рядом: «Вы - великая нация, если способны так расстраиваться из-за серебряной олимпийской медали...»
|