СМОГУТ ЛИ ГИМНАСТЫ РОССИИ
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ АМЕРИКУ? |
4 апреля 1996
|
Фото из архива Елены Вайцеховской |
Спортивная гимнастика стала первым видом спорта, на который в олимпийской Атланте еще к апрелю были проданы все билеты. Тогда же в Москве завершился первый этап отбора в олимпийскую команду главных претендентов на золото Игр и главных соперников американцев - сборной России.
Можно было бы, конечно, в очередной раз написать о гимнастическом буме, который переживает Америка, но тогда придется вспомнить, что бум этот начался уже двадцать один год назад, в 1975-м, когда советская еще сборная проехала Америку вдоль и поперек с показательными выступлениями, а следом по всей стране стали сплошняком появляться «клубы Ольги Корбут» - гимнастки, которая произвела тогда на американцев просто-таки феноменальное впечатление. Никакой бум, согласитесь, столько не продержался бы.
Гимнастическое же сумасшествие набирает и набирает в Америке обороты по той причине, что за ним стоит элементарный расчет: в этом виде спорта на Олимпийских играх разыгрывается четырнадцать золотых медалей: две - командные, две - за победу в многоборье и еще десять (шесть у мужчин и четыре у женщин) вручаются победителям на отдельных снарядах. Какая страна, серьезно претендующая на общекомандную победу в Играх, могла бы себе позволить упустить такой шанс?
Нет, наверное, ничего удивительного в том, что большинство людей, так или иначе имеющих отношение к этому виду спорта, с которыми мне приходилось беседовать в самых разных странах, уже негласно смирились с тем, что в Атланте героем гимнастического турнира станет сборная США. Но все эти люди добавляли и другое: а именно, что единственной командой, которая смогла бы бороться с американцами на их олимпийской территории, остается сборная России.
В отличие от россиян, свой сильнейший состав на турнир «Звезды мира-96» американцы прислать не рискнули. Главным образом, из тактических соображений: давно известно, что приезжать на турниры, где страна-организатор имеет неплохие виды на награды, для остальных зачастую означает эти награды терять. Особенно в столь объективно-необъективном виде, как гимнастика. А проигрывать накануне Олимпийских игр не желает, естественно, никто.
Американскую команду в Москву привез Александр Александров. За границей вот уже десяток лет к его имени неизменно добавляют: «Тренер Дмитрия Билозерчева». И это - лучшая реклама. Я же могу вспомнить о том, что Александров довольно долго возглавлял женскую сборную СССР, а после того, как страна рухнула, был вынужден искать работу за границей. Нашел в США, в Хьюстоне. Причем к себе в клуб российского тренера пригласил не кто иной, как знаменитый экс-румын Бела Кароли, разработавший в середине семидесятых страшное в своей убойной силе оружие под названием «женская сборная Румынии».
В Москву Александров приехал с ученицей - Махони Бардвадж.
- У Кароли я больше не работаю, - рассказывал он. - Первое время после моего приезда мы отлично ладили. Кароли предоставил мне полную свободу в работе, сам же ограничился решением разного рода организационных проблем и, как любил говорить, благодаря моему приезду впервые стал столько времени проводить на охоте и рыбалке. А потом у меня появилась Доминик Мочану. И стоило ей стать чемпионкой США, я моментально перестал упоминаться в качестве тренера.
Для Америки это - самая обычная вещь. Те, кто имеет свои частные гимнастические клубы, являются в них абсолютными хозяевами и автоматически считаются тренерами всех гимнастов и гимнасток, подготовленных другими клубными специалистами. Ну а поскольку всем было доподлинно известно, кто на самом деле тренировал Мочану, Кароли не мог держать меня на прежних вторых ролях. И в один прекрасный день просто сообщил, что у клуба нет денег, чтобы оплачивать специалиста такого уровня, каким он считает меня. Не могу сказать, что очень расстроен этим. Без работы в США я не останусь.
Махони стала пятой в многоборье и получила серебро и две бронзы на снарядах, показав, пожалуй, наиболее высокий среди «гостей» результат.
Чтобы сохранить уровень турнира «Звезд», четырех сильнейших представителей России после выполнения ими обязательной программы отрядили на плацдарм международного соперничества, заранее оговорив, что окончательный результат спортсменов в турнире будет автоматически переведен в протокол чемпионата страны. В итоге результаты Розалии Галиевой и Дины Кочетковой, занявших в многоборье среди «Звезд» первое и второе места, стали, соответственно, первым и седьмым в чемпионате, а первое и второе места Алексея Немова и Алексея Воропаева - первым и третьим.
В лице Галиевой российская команда получила великолепное приобретение. Четыре года назад в Барселоне Роза стала чемпионкой Игр в командном первенстве, потом, после распада СССР, выступала под узбекским флагом, тренируясь в Москве. Собственно говоря, трудно было считать серьезными тренировками периодические рабочие перерывы между показательными выступлениями в составе коммерческой команды, которую после Игр-92 организовал олимпийский чемпион Сеула Дмитрий Билозерчев. Его команда вскоре распалась, еще чуть позже русским стало несладко в Узбекистане, и родители Галиевой перебрались в Россию. Когда до соревнований я спросила главного тренера российской сборной Леонида Аркаева, правда ли, что Галиевой удалось выйти на свой прежний уровень, он ответил: «Она стала гораздо сильнее. И надо видеть, как работает: землю роет!»
Соревнования подтвердили это блестяще. Самая серьезная проблема для гимнастки (а в большей степени - для российской сборной) заключается теперь в том, что Галиева должна выдержать обязательный при переходе из одной национальной команды в другую карантин, и, соответственно, до его истечения не может выступать в официальных международных соревнованиях вообще. То есть шансы Розалии на выступление в предолимпийском чемпионате мира, который начнется через две недели в Пуэрто-Рико, практически равны нулю.
Не сможет выступить на чемпионате еще одна гимнастка, завоевавшая такое право - Елена Долгополова из Волжского. Причина до обидного проста: Лену не принимали в серьезный расчет, когда вчерне намечался вариант сборной команды, поэтому заявлять ее в состав оказалось слишком поздно, хотя на послетурнирной пресс-конференции Аркаев говорил в адрес гимнастки и ее тренера - Тамары Хохловой - самые лестные слова.
Впрочем, российский чемпионат показал, что в гимнастическом хозяйстве у нас обстоят дела куда лучше, нежели в большинстве видов спорта. Если учесть, что в Атланте решать судьбу высших гимнастических наград будут тысячные доли балла и спортивное везение, то уже сейчас ясно, что любой гимнаст и гимнастка из числа пяти-шести сильнейших по итогам чемпионата России вполне может претендовать на золото Игр как в многоборье, так и на любом снаряде.
Спортивную гимнастику сейчас вполне можно назвать наиболее жестокой дисциплиной, где давно .уже и во всех странах идет не просто борьба с соперниками, но и с непрерывными и, увы, неизбежными травмами. Хирург центра спортивной травмы Сергей Архипов, присутствовавший в Лужниках, в чьих руках (точнее, под чьим ножом) успели перебывать все без исключения лидеры команды, сопровождал выступления гимнастов своей медицинской терминологией. После фамилии того или иного спортсмена он неизменно добавлял характер былых травм и, соответственно, операций: плечо, локоть, колени, голеностопы, спина... Рекордсменом в этой категории по-прежнему остается олимпийский чемпион и чемпион мира Сергей Харьков, выступающий сейчас за спортивный клуб Саарбрюккена. Одиннадцать операций в ЦИТО. В Москву Сергей приехал в надежде отобраться в команду, но его надежды заметно пошатнулись после того, как в многоборье Харьков остался только восьмым. Причину мне объяснил второй российский легионер Дмитрий Карбаненко, который с января живет и тренируется во французском Антибе.
«Очень тяжело поддерживать необходимый уровень, тренируясь в одиночку», - сказал он. И добавил: «Мне легче - в Антибе постоянно тренируется французская сборная. Поэтому есть на кого ориентироваться».
Карбаненко тоже прошел через серию травм (наиболее серьезным было повреждение плечевого сустава перед чемпионатом мира-94 в Брисбене), но к нынешнему чемпионату гимнаст сумел восстановиться. В частности, благодаря тому, что в Антибе рядом с гимнастическим центром существует центр спортивной травмы.
- Я никогда не встречал такого высокого уровня спортивной медицины, - рассказывал Карбаненко. - Эту клинику возглавляет бывший гимнаст, который после окончания карьеры стал специалистом по массажу и физиотерапии. Не так давно в центре прооперировали французскую горнолыжницу, заменив ей на обоих ногах крестообразные связки. Через шесть месяцев она выступала в соревнованиях. Естественно, что даже легкие травмы, которые в гимнастике неизбежны, тотчас же диагностируются и вылечиваются.
Из-за травм чемпионат России были вынуждены пропустить два российских гимнаста - Евгений Шабаев и Дмитрий Василенко. Первому в ЦИТО не так давно была сделана операция на плечевом суставе, второму - на голеностопе. И тот и другой по-прежнему остаются в числе претендентов на места в олимпийской команде. После восьмимесячного перерыва, вызванного тяжелой травмой колена и последующей операцией, в Лужниках вышел на помост Дмитрий Труш. Чемпион России Алексей Немов (комментарий Архипова - «плечо, спина, локоть, кисть, нога») в добавление к прошлым травмам в январе, на турнире во Франции, сломал косточку стопы, неудачно приземлившись при соскоке с перекладины. Но восстановиться успел. Осенью на чемпионате мира в японском Сабае Немов выступил крайне неудачно, заняв после исполнения обязательной программы девяносто шестое место (он упал на перекладине и «сел» на коня), после чего все шансы рухнули, несмотря даже на лучший результат, показанный Немовым в произвольной программе. А в Лужниках по «школе» Немов был лучшим.
Обязательная программа, соревнования в которой в последний раз будут проведены в олимпийской Атланте (после чего Международная федерация приняла решение списать «школу» в архив за ненадобностью), значительно добавила гимнастам головной боли. Как пояснил Немов, в произвольной программе любую нечаянную ошибку можно исправить по ходу комбинации, заменив один элемент на другой или просто поменяв их местами. В обязательной такие вольности исключены. А поскольку в Атланте борьба за золото начнется именно со «школы», то и отрабатывать ее приходится особенно тщательно.
Костяк команды для выступления на чемпионате мира Аркаев огласил сразу же после воскресных соревнований: Немов, Карбаненко, Алексей Воропаев, Евгений Подгорный, Кочеткова, Галиева, Светлана Хоркина, Елена Грошева. На пресс-конференции главный тренер пресек попытки журналистов назвать перечисленных выше гимнастов ветеранами, сказав, что понятия «ветеран» не приемлет в спорте вообще.
- Если люди хотят работать и работают, - подчеркнул он, - то спорт платит им взаимностью в любом возрасте.
То, что работа эта, что называется, на износ - увы, входит в правила гимнастической игры.
|