|
Фото © Reuters
Лондон. Илья Захаров (слева) и Виктор Минибаев |
31 июля 2012
В первом из синхронных видов программы, где выступали российские прыгуны, - в прыжках с 10-метровой вышки - наша страна осталась без медалей. Вторую победу подряд одержали китайцы, опередившие ближайших преследователей на 17,88 балла.
Для всех тех, кто когда-либо участвовал в Играх, Олимпиада - это, как правило, ассоциации. У каждого свои. Четырехкратный олимпийский чемпион Грег Луганис, приехавший в Лондон по приглашению BBC в качестве комментатора-эксперта, почти час рассказывал в понедельник о прыжках в воду, то и дело проводя параллели с собственным опытом.
Во времена Луганиса в программе Игр не было никаких синхронных прыжков, а если бы и были, вряд ли американцу удалось бы умножить количество своих олимпийских наград. Он был слишком уникален в воздухе, чтобы подобрать ему достойную пару.
По этой же причине в синхронных прыжках с трамплина был не бог весть как удачлив Дмитрий Саутин. То, что он дважды, в Сиднее и Пекине, становился в этом виде программы вице-чемпионом Игр, совершенно не отменяло факта, что в синхроне Саутину неуютно: с Александром Доброскоком у Саутина была совсем разная техника, а Юрий Кунаков хоть и был значительно моложе партнера, не дотягивал до него ни в мощи, ни в умении владеть собой.
Наверное, есть некий парадокс, что свою единственную золотую медаль в синхронных прыжках Саутин завоевал на 10-метровой вышке, проведя со своим партнером Игорем Лукашиным лишь несколько совместных тренировок. По олимпийским правилам тех времен выступать в «синхроне» могли лишь те спортсмены, кто заявлен в индивидуальных видах. Вот и получилось, что Саутину и Лукашину нужно было либо вообще отказаться от совместных выступлений, либо рискнуть. А там уж как получится. Получилось золото.
Тогда в значительной степени сыграло роль то, что синхронные прыжки лишь три года как присутствовали в программе официальных соревнований, а в перечень олимпийских видов были и вовсе включены впервые. Традиционными фаворитами считались спортсмены Китая, но и у них находились слабые места. Именно этим, подозреваю, будет наиболее логично объяснить тот факт, что в розыгрыше первых «синхронных» медалей мирового первенства китайцы сумели победить лишь в двух финалах из четырех. Как и на Играх в Сиднее.
Но очень быстро все слабые места были устранены. Если не считать несчастный случай на трамплине в Афинах, когда один из спортсменов Поднебесной получил нулевую оценку в заключительном прыжке (и больше никогда, кстати, не появлялся в составе китайской сборной), - синхронное золото уходило после Игр в Сиднее только в Китай.
Столь пространный экскурс в историю я сделала лишь с тем, чтобы пояснить: победа над китайскими прыгунами в синхронных видах программы - это не достижение. Это - чудо. А чудеса, как известно, отмеряются на Олимпийских играх по строгому лимиту.
Но вот парадокс: именно в синхронных прыжках победа над китайцами представляется многим наиболее вероятной. Во-первых, в синхроне у женщин всего три, а у мужчин - четыре произвольных прыжка. Во-вторых, каждая страна бывает представлена всего одним дуэтом. В-третьих, принято считать, что китайцы - тоже люди, и им свойственно ошибаться. Последнее утверждение, правда, крайне редко подтверждается на практике. Не подтвердилось и в Лондоне: в двух первых видах синхронной программы - на трехметровом трамплине у женщин и 10-метровой мужской вышке - представители Китая выиграли две золотые награды, при этом их преимущество над ближайшими соперниками составило 24,30, у женщин и 17,88 - у мужчин.
И все-таки мужской финал был необычен. В роли безумца-Икара, летящего на солнце, на этот раз выступили мексиканцы Герман Санчес и Иван Гарсия. На битву с новичками китайской олимпийской сборной Яньцюанем Чжаном и Янь Цао они вышли, вооружившись единственным доступным оружием - невероятной сложностью, на которую не всегда решаются даже те, кто выступает поодиночке.
Китайский дуэт имел весьма занимательный бэкграунд: вместе Яньцуань Чжан и Янь Цао начали выступать на международном уровне в 2009-м, когда первому было 15, а второму 14 лет. За четыре года тандем выступил в девяти этапах Мировой серии. Выиграл восемь. Дважды спортсмены становились обладателями Кубка мира. При этом на двух мировых первенствах подряд за Китай выступал другой дуэт. Не правда ли хороша схема? Обстреляли, натаскали и... не оставили соперникам никаких шансов.
Кстати, было ужасно обидно, что 10 баллов из проигранных 17 мексиканцы потеряли на двух первых обязательных прыжках.
Илья Захаров и Виктор Минибаев закончили соревнования шестыми. По пути в Лондон российские прыгуны прилично замерзли в самолете и приехали в Олимпийскую деревню в простуженном состоянии, на что сразу же посетовал главный тренер прыжковой сборной Олег Зайцев. Возможно, причиной не совсем удачного выступления стало именно это. Хотя встреченный мной на трибуне Евгений Кузнецов, с которым Захарову предстоит выступать в синхронных прыжках с трамплина, успокаивающе махнул рукой: «Нормально у нас все, не беспокойтесь…»
Aquatics Centre. 30 июля. Вышка. 10 м. Синхронные прыжки. 1. Янь Цао/Яньцуань Чжан (Китай) - 486,78. 2. Гарсия/Санчес (Мексика) - 468,90. 3. Будиа/Маккрори (США) - 463,47. 4. Дэйли/Уотерфилд (Великобритания) - 454,65. 5. Агирре/Герра (Куба) - 450,90. 6. ЗАХАРОВ/МИНИБАЕВ - 449,88.
|