|
Фото © Reuters
Лондон. Российская эстафета |
31 июля 2012
Первой медалью российских пловцов стала, как и ожидалось, эстафетная: Андрей Гречин, Никита Лобинцев, Владимир Морозов и Данила Изотов в воскресенье завоевали бронзу в спринтерском командном заплыве 4х100 м вольным стилем
Самая первая медаль в этом виде плавания была завоевана российскими пловцами 16 лет назад в Атланте. Та награда была серебряной, как и четырьмя годами ранее, просто в Барселоне-1992 олимпийская сборная носила странно-аббревиатурное название OK и за российскую эстафету, в частности, в финале плыл украинец Павел Хныкин. Получить бронзу спустя столько безмедальных лет, безусловно, достижение. Вот только сложно было отделаться от ощущения, что не на бронзу рассчитывали в этом виде наши парни, на лицах которых после награждения прослеживались самые разнообразные чувства.
Ради этой эстафеты сразу два спортсмена - Евгений Лагунов и Никита Лобинцев - принесли достаточно ощутимые жертвы: отказались от выступления на индивидуальной олимпийской дистанции 200 м вольным стилем. Лагунов и Сергей Фесиков, отработавшие в эстафетном заплыве утром, уступили свои места Владимиру Морозову и Даниле Изотову. Именно Изотов стал последним героем в глазах миллионов болельщиков: приняв эстафету четвертым, он опередил на финише австралийца Джеймса Робертса. Хотя лучшее из всей четверки время показал Лобинцев, стартовавший на втором этапе и проплывший его за 47,39.
От спортсменов нередко можно услышать, что Олимпийские игры - это соревнования, где важен не результат, а медаль. В том же Сиднее, например, голландец Питер ван ден Хугенбанд установил в полуфинале стометровки вольным стилем мировой рекорд (47,84), а на следующий день выиграл с банальнейшим временем - 48,30. Но кого вообще должно волновать время, когда на шею вешают золотую медаль?
Бронза - совсем другая история. В этом случае неизменно возникает вопрос: а могла ли награда быть хотя бы серебряной?
Применительно к воскресному эстафетному заплыву автоматически напрашивается отрицательный ответ: о каком серебре можно вести речь, если разрыв между вторым американским и третьим российским местом составил 1,03? Но эстафета получилась слишком парадоксальной, чтобы подходить к ней с прямолинейными оценками. Слишком многое в ней пошло наперекосяк с самого первого этапа, где за Австралию выступал действующий чемпион мира на стометровке Джеймс Магнуссен, а за Россию на соседней с ним дорожке плыл Гречин.
- Моей задачей на этапе было ни в коем случае не дать Магнуссену уйти в отрыв, - рассказал Андрей после финиша. - Я думал только об этом, не выпускал его из вида ни на секунду...
Магнуссен, проплывший стометровку на апрельском отборе в Аделаиде за 47,1, показал на этапе 48,03. Для пловца его уровня это означало сокрушительный провал. Время Гречина составило 48,57. На 0,38 хуже, чем было утром в предварительном заплыве.
«Вроде не устал, а вот сковало...» - прокомментировал свои ощущения российский пловец. Тоже неудивительно: необходимость непрерывно караулить соперника съедает огромное количество энергии. Такая же история произошла в самый первый день Игр с чемпионом мира в комплексном плавании венгром Ласло Чехом: в предварительном заплыве он караулил Майкла Фелпса, стараясь не дать американцу уйти, а тот проплыл из рук вон плохо. И Чех, уступивший сопернику совсем немного, не попал в финал.
Вот и Гречину нужно было просто плыть, ориентируясь на собственные ощущения. Вполне возможно, что в этом случае был бы иной результат и иной расклад эстафеты в целом. Но это уже лирика...
Вторая и уже фатальная неприятность случилась с австралийцами на заключительном этапе, где стартовал Джеймс Робертс. Уйдя на этап с «живого» старта, он показал время 48,09. Именно этот результат стоил Австралии бронзовой медали, но даже если бы команда до нее дотянулась, это было бы расценено, как сокрушительная неудача. Слишком убедительны были австралийцы до начала Игр, рассказывая о том, как в борьбе за золото будут рвать сборную США в этой эстафете в мелкие клочки на глазах всего мира.
На Олимпийских играх порой происходит множество вещей, не поддающихся никакому логическому объяснению. То, что американцы умудрились сотворить в Лондоне со своей эстафетой, - как раз из этой категории. По сравнению с утренним заплывом тренеры поменяли всю четверку и уже сам по себе состав вызвал шок. Можно было еще как-то понять присутствие в финальном составе 14-кратного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса: в конце концов, легендарный спортсмен неоднократно и весьма неплохо плавал стометровку, стартовал в эстафете на Играх в Пекине, став содобытчиком золота, а на чемпионатах мира и вовсе побеждал трижды. Последний раз - в прошлом году в Шанхае. Но Райан Лохте вместо Джейсона Лезака?! Ну да, в Шанхае Лохте тоже плыл эстафетную стометровку. И то лишь потому, что был в сумасшедшей форме - такой, когда у спортсмена все получается, на какую дистанцию его ни заяви.
Если же не брать в расчет этот единственный пример, Лохте никогда в жизни не считал себя спринтером, не считал стометровку вольным стилем тем видом, где хотел бы выступать, и, более того, никогда не скрывал этого. Вот и вышло, что решение поставить Лохте на заключительный этап стало для США самоубийством.
Совсем незадолго до начала Игр американского тренера Боба Боумэна, работающего с Фелпсом, попросили спрогнозировать, как может происходить борьба на одной из дистанций. «Очень боюсь, что Майкл и Райан Лохте слишком увлекутся своим личным соперничеством. А победит в итоге кто-то третий», - ответил Боумэн.
Именно по этому сценарию все произошло в эстафете. Пока американцы и австралийцы в диком напряжении отвоевывали друг у друга призрачное золото, совершая при этом ошибки разной степени фатальности, французы очень четко и качественно сделали результат, на который работали долгие четыре года - с того самого момента, как в финале эстафеты 4х100 м вольным стилем рекордсмен мира Ален Бернар, имея на заключительном этапе преимущество в 0,82, унизительнейшим образом проиграл финиш Лезаку.
И было ужасно трудно отделаться от почти фотографической и не столь давней картинки в памяти: чемпионат Европы-2010, летний, залитый солнцем будапештский бассейн на острове Маргит и пьедестал, на верхней ступени которого - чуть выше французов - стоит российская четверка...
London Aquatics Centre. Мужчины. Эстафета 4х100 м в/с. 1. Франция (Лево, Жило, Лефер, Аньель) - 3.09,93. 2. США (Эдриан, Фелпс, Джонс, Лохте) - 3.10,38. 3. РОССИЯ (Гречин, Лобинцев, Морозов, Изотов) - 3.11,41. 4. Австралия - 3.11,63. 5. ЮАР - 3.13,45. 6. Германия - 3.13,52. 7. Италия - 3.14,13. 8. Бельгия - 3.14,40. 100 м брасс. 1. Ван дер Бург (ЮАР) - 58,46 (рекорд мира). 2. Спренгер (Австралия) - 58,93. 3. Хансен (США) - 59,49. 4. Дьюрта (Венгрия) - 59,53. 5. Китаджима (Япония) - 59,79. 6. Риккард (Австралия) - 59,87. 7. Скоццоли (Италия) - 59,97. 8. Титенис (Литва) - 1.00,84.
Женщины. 400 м в/с. 1. Мюффа (Франция) - 4.01,45. 2. Шмитт (США) - 4.01,77. 2. Эдлингтон (Великобритания) - 4.03,01. 4. Фриис (Дания) - 4.03,98. 5. Пеллегрини (Италия) - 4.04,50. 6. Балми (Франция) - 4.05,95. 7. Маклин (Канада) - 4.06,24. 8. Бойл (Новая Зеландия) - 4.06,25. 100 м баттерфляй. 1. Волмер (США) - 55,98 (рекорд мира). 2. Лу Ин (Китай) - 56,87. 3. Куттс (Австралия) - 56,94. 4. Съестрем (Швеция) - 57,17. 5. Бьянки (Италия) - 57,27. 6. Оттесен Грей (Дания) - 57,35. 7. Донахью (США) - 57,48. 8. Ганди (Великобритания) - 57,76.
|