|
Фото © AFP
Лондон. Майкл Фелпс |
29 июля 2012
Главной сенсацией первого плавательного дня в Лондоне стало сокрушительное поражение 14-кратного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса на дистанции 400 м комплексным плаванием и феноменальные победы китайских спортсменов в аналогичном женском заплыве и мужском - на 400 м вольным стилем.
Да простят меня Фелпс и уже четырехкратный обладатель олимпийского золота Райан Лохте, но на первое место по масштабности содеянного в субботу я бы все-таки поставила китайцев. Или как минимум одну их них – 16-летнюю дебютантку сборной Шивен Йе, установившую по ходу своего заплыва мировой рекорд и проплывшую заключительную стометровку вольным стилем за 58,68 - на 0,03 медленнее, чем Лохте в своем чемпионском заплыве.
Если бы золото китаянки стало в этот день единственным, то наверное можно было бы рассуждать о таланте, нечеловеческой работоспособности, патриотизме – словом, мусолить все темы, которые принято вспоминать применительно к китайскому спорту в случае китайских же побед. Сольное выступление Ян Суня в вольном стиле, где по ходу дистанции 21-летний пловец расправился с обладателем мирового и олимпийского золота на этой дистанции корейцем Пак Тэ Хваном, а заодно и олимпийским рекордом Иена Торпа 12-летней давности, заставила задуматься, что речь идет о высочайшего уровня спортивных технологиях. Ведь всего 4 года назад на Играх в Пекине Ян Сунь не попадал на четырехсотке в финал. А Шивен Йе на прошлогоднем мировом первенстве была в комплексе пятой.
Столь разительный прогресс в циклических видах спорта принято списывать на не совсем честные, скажем так, методы борьбы, но давайте не будем лицемерить и вспомним старый хороший принцип: все, что не запрещено – разрешено. Тоже технология, как ни крути.
Благодаря своей первой победе, Ян Сунь не отходя от кассы создал грандиозную интригу. Поскольку в воскресенье ему выпало стартовать в предварительном заплыве на 200 м вольным стилем бок о бок с Лохте. И там легко, совершенно не выкладываясь внешне, китаец финишировал первым.
* * *
Конечно же первую фразу моего репортажа не стоит воспринимать слишком серьезно. Сколь бы яркими не случались победы «темных лошадок», гораздо больше уважения и восхищения вызывают люди, способные битьсяза золото на протяжении многих лет. Под сводами олимпийского бассейна не могло быть, да и не было в субботу события, более значимого, нежели дуэль двух великих американцев: Лохте и Фелпса.То, что этой дуэли не получилось – другой вопрос.
Но предвкушали ее все. «Фелпс не выиграет сегодня», - с самым серьезным видом сказал мне глава канадской делегации, член бюро Международной федерации плавания Элдон Годфри. И пояснил: «Он ведь совершенно не знает, как плыть по восьмой дорожке. А на восьмой дорожке, как я слышал, совершенно другая вода...»
Насчет «другой» воды можно было, конечно же, поспорить. Случаев, когда чемпионом становился спортсмен, попавший в финал с восьмым результатом и занявший, соответственно, крайнюю дорожку, в истории плавания было множество, в том числе и у российских пловцов. Так в свое время побеждал (правда не на Играх) четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов, а задолго до него – олимпийский чемпион Игр-1980 брассист Робертас Жулпа.
За час до финалов я беседовала на трибуне с олимпийским чемпионом Сергеем Фесенко. На Играх-1980 в Москве он выиграл 200 м баттерфляем и стал вторым как раз в комплексе, уступив золото Александру Сидоренко. И однозначно ставил на Лохте.
- Я специально приезжал в этом году в Омаху на олимпийский отбор американцев, чтобы посмотреть на Фелпса и Лохте, - сказал известный пловец. – Еще там мне показалось, что Лохте готов лучше. Майкл, конечно же, лукавит, рассказывая, что для него нынешняя Олимпиада далеко не так важна, как были две предыдущие. Я более чем уверен, что для него крайне важно побить в Лондоне рекорд Ларисы Латыниной, и он наверняка будет что есть сил стараться это сделать. Я же видел, как в Омахе он боролся на дистанции 200 м комплекс – это был натуральный зверь! Но 400 метров – отдельная история. Здесь в Лондоне Фелпс плыл утром не очень хорошо. И сильно подставил этим Ласло Чеха, кстати: тот, дурачок, на него ориентировался и не попал в итоге в финал. А Олимпиада – занятие не для дураков. Тут надо очень четко понимать, что расслабляться нельзя вообще. Тем более на дистанциях, которые проводятся без полуфиналов. Там всего восемь мест.
С этой точки зрения предварительные заплывы в мужском комплексе сильно меня удивили, - продолжил Фесенко. - Я был уверен, что финал закроется где-то на 4.10. А он этим результатом только открылся... Очень слабые результаты были и на 400 м вольным стилем, где фаворита, корейца Пак Тэ Хвана вообще чуть не дисквалифицировали. Мне кажется, что это не совсем правильно, да и обидно, когда Олимпиада начинается столь невразумительным выступлением фаворитов. Ведь именно на них вольно или невольно равняются все.
* * *
При всей справедливости поражения Майкла Фелпса на первой из своих дистанций, его было жаль. Скорее даже не его самого, а до такой степени бездарно развеянную иллюзию непобедимости американца. Ведь с точки зрения соперничества куда интереснее олимпийского был упомянутый Фесенко заплыв в Омахе месячной давности, где Лохте проплыл за 4.07,06, а Фелпс – за 4.07,89. Поражение в Лондоне, безусловно, ничуть не умаляет величия последнего, но в субботнем финале 14-кратный олимпийский чемпион со своим итоговым результатом 4.09,28 выглядел жалко и беспомощно. Вот, собственно, что заставило задуматься: а стоило возвращаться в прежнюю «комплексную» воду на дистанцию, отложенную после Игр в Пекине почти на четыре года, за публичным, пусть кратковременным позором?
Хотя... Кто знает? Может быть это как раз стоило сделать для того, чтобы наглядно, на своем собственном звездном примере объяснить всему миру, что Олимпийские игры не прощают халявы. Ведь тот же Лохте, высказав вслух журналистам искренние сожаления по поводу неудачи соотечественника и друга, отвечая на вопрос о выигранном поединке, сказал: «Я просто очень тяжело работал ради этого все четыре года...»
|