Владимир Крайнев:
«АРМРЕСТЛИНГ ПИАНИСТУ ПРОТИВОПОКАЗАН» |
|
фото из архива Татьяны Тарасовой
на снимке Владимир Крайнев |
Считается, что звездные браки часто бывают неискренними
и, как следствие, непродолжительными. Брак знаменитого тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой и не менее знаменитого пианиста
Владимира Крайнева опровергает оба эти представления. Впрочем, двадцать
лет назад, когда будущие супруги только собирались связать свои
судьбы, Татьяна была далеко не так знаменита, как Владимир - лауреат
множества международных конкурсов, в том числе - имени Чайковского.
Сам же Крайнев панически боялся знакомства с будущим тестем - грозным
Анатолием Владимировичем Тарасовым.
- Татьяна - во льдах, - с отчаянием развел
руками хозяин дома, словно извиняясь за отсутствие жены в столь
поздний час, на который было назначено интервью. - Позавчера у нее
предынфарктное состояние было - врача пришлось вызвать. Самое время
на тренировку умчаться. Но во льдах, знаете ли, замерзает все и
не болит, видимо.
- Насколько могу судить, выносить подобную семейную жизнь вам обоим
помогает исключительно чувство юмора?
- А что остается делать? Только шутить. Или просто разбежаться в
разные стороны. Но если уж я не сделал этого раньше, то что сейчас
говорить?
- Где впервые пересеклись ваши пути - в концертном зале или на катке?
- На общих друзьях. Нас познакомила Евгения Фрадкина. А когда я
впервые пришел к Тане домой, то увидел там Лену Матвееву (Матвеева
на протяжение многих лет работала с Тарасовой хореографом - Е.В.),
Марину Неелову и Володю Виардо - своих старых знакомых. Потом выяснилось,
что в число общих близких людей входят Юрий Рост, Михаил Жванецкий,
в общем, сами понимаете, в этой ситуации я просто обязан был жениться.
- Вы что же, в то время присматривали подходящую кандидатуру?
- Мысли такой не было. Я семь лет был холост, имел две квартиры
- трехкомнатную и однокомнатную, обе располагались по-соседству,
обо мне заботилась мама и в то же время я имел полную независимость.
Был, как понимаете, абсолютно счастлив. Но когда познакомился с
Таней, просто потерял голову. Мы с ней очень разные и в то же время
во многом абсолютно одинаковы. Конечно, учитывая взаимный темперамент,
за годы жизни бывало разное - посуда по квартире летала, двери с
петель срывались, но это все ерунда. Главное, что мы одинаково фанатично
относимся к своей работе и очень любим людей, несмотря на массу
оплеух, полученных в жизни.
- Но ведь и вы и Татьяна были предельно занятыми людьми. Когда же
успевали друг за другом ухаживать?
- Я в 1987 году официально стал профессором московской консерватории.
Занимался только концертной деятельностью и у меня было довольно
много свободного времени. Я его проводил на СЮПе - стадионе юных
пионеров - где Таня работала. Помню, когда наше знакомство только
только состоялось, приехал на тренировку Моисеевой и Миненкова,
которые ставили оригинальный танец, и тут же стал делать замечания:
это, мол, - не в музыку, то вообще не соответствует ничему и так
далее. Думаю, они тогда обалдели от моей наглости. Но потом всем
таниным ученикам стало просто интересно: я хорошо знал литературу,
искусство, мог проводить какие-то параллели, рассказать, о чем идет
речь в той же Кармен. Обычно ведь чем руководствуются фигуристы,
когда берутся за эту музыку? Что Хозе рассвирепел и убил несчастную
Кармен. Но это же примитивно!
Со своими учениками, которых у меня
в Ганновере целый класс, я бьюсь не на жизнь, а насмерть. Сейчас
ведь молодежь вообще не читает. Слава Богу, за этим следит моя мама,
поскольку ученики, как правило, приезжают в Германию без родителей.
У нас к тому же огромная библиотека в том числе и по художественной
литературе, начиная с 16 века. Этот ликбез необходим, поскольку
в своей работе я постоянно провожу какие-то параллели, стараюсь
вызывать ассоциации… А тогда в Москве я лично, например, записал
для Бестемьяновой и Букина рапсодию на темы Паганини, хотя предшествовала
этому просто-таки домашняя истерика и битва.
- Вы же должны быть для жены в этом вопросе непререкаемым авторитетом.
- Не скажите. Но, знаете, я всегда поражался, насколько Таня «видит»
музыку. Понял это на первом же году нашей совместной жизни - в марте
1979 года. Я уехал на гастроли в Томск, а Таня - на чемпионат мира
в Вену с Бестемьяновой и Букиным. Оттуда она приехала ко мне совершенно
неожиданно - ни на минуту не задерживаясь в Москве. Меня так переполняли
чувства, что в игре (исполнял я Второй концерт Шопена) просто расплылся.
Таня это моментально заметила и очень долго подбирала выражения,
как бы, не обидев меня, об этом сказать. Ощущение музыкальной формы
у нее совершенное от природы. Это очень редкий дар. Вы знаете, что
ей предлагали даже поставить спектакль в Большом театре?
- Для этого, как я понимаю, необходимо, чтобы Тарасовой в очередной
раз до чертиков надоел спорт.
- Не говорите! К созданию ее ледового театра в свое время я активно
приложил руку.
- Каким образом?
- Идея была полностью моя. Это произошло примерно тогда же, когда
Владимир Спиваков собрал лучших оркестрантов и сделал своих «Виртуозов
Москвы». В начале 80-х из фигурного катания ушли Ира Роднина,
Юра Овчинников, Игорь Бобрин, Моисеева - Миненков. Я и предложил
собрать всех их и сделать программу, которая состояла бы из лучших
показательных номеров. Естественно, во главе я видел Таню. Но она
вся в то время была в спорте. Поэтому руководство взял на себя Овчинников.
Мне же (поскольку ни у кого другого не было связей в мире искусства)
пришлось пробивать гастроли через Росконцерт. Директор, помню, долго
не мог понять, какое отношение к этому имею я. Потом Таня все-таки
возглавила этот коллектив (на этом настояли фигуристы), создала
театр, начались серьезные постановки. Но каждый театр имеет свои
законы. И как только стадия кульминации себя исчерпала (было ясно,
что кроме Европы, никуда пробиться нельзя), - стал саморазрушаться.
Да и Татьяна снова увлеклась спортом.
- Вас это здорово расстроило?
- Конечно мне было лучше, когда она была в театре: поставила спектакль
- и относительно свободна. В середине гастролей подъехала на пару
дней, внесла коррективы, - и снова моя. Но когда Таня решила взять
Илью Кулика, я сразу понял, что спорт начался надолго. Отговаривать,
естественно, не пытался: надо знать Татьяну. Человека с таким темпераментом
нельзя держать в четырех стенах. Иначе все мы уже на второй день
ее безделья стояли бы на ушах.
- Вы не устаете от того, что в дни редких приездов жены дом кишит
гостями, учениками?
- У нас всегда так было. В Ганновере моя мама тащит на себе весь
дом и когда тот или иной ученик приходит заниматься, всегда спрашивает: «Он будет сначала играть, или кушать?». Она всех обихаживает,
всегда знает, у кого какие проблемы, хватает ли денег, если нет
- подбрасывает потихоньку от меня. И для всех, кто бы не приехал,
наш дом - как собственный.
- Вы приглашаете русских учеников в Германию по своему усмотрению?
- Не приглашаю никого. Находят, приезжают. Знакомых всех прошу: «Перестаньте связывать со мной людей, У меня работы на ближайшие
десять лет невпроворот - 30 человек в классе».
- Получается, вы больше педагог, чем исполнитель?
- Когда ученик неудачно играет, каждый раз думаю: «Боже, зачем
мне это надо?». Но если серьезно, сочетание этих занятий не
мешает одно другому и очень мне нравится. Когда человек способен
передать другим собственные умения, процесс обучения доставляет
огромное удовольствие.
- Работать педагогом в России сейчас не в пример сложнее.
- Знаю. И горжусь, что конкурс, который я раз в два года провожу
в Харькове, пожалуй, единственный, где человек, воспитавший победителя,
получает точно такую же премию, как его ученик. Я сам видел однажды,
как преподавательница из Петербурга, получив конверт, сначала растерялась,
а потом прямо на сцене начала танцевать от радости. Но вообще ситуация,
конечно, чудовищная: ведущий профессор Московской консерватории
Наумов, у которого учился я сам, получает меньше пятидесяти долларов
в месяц.
- Поэтому вы решили жить и преподавать за границей?
- Мой отъезд не планировался вовсе. Концертная деятельность позволяла
очень хорошо жить, ни в чем не нуждаясь. Просто в начале 90-х во
время очередных гастролей мой знакомый пригласил меня в Ганновер.
Как выяснилось, там как раз освободилось место преподавателя и был
объявлен конкурс. Правда я об этом не знал. Просто приехал, сыграл,
на следующий день провел мастер-класс, и уехал снова. А там уже приняли
решение отдать это место мне.
В Москве же в это время ситуация была
очень непростая. Всячески, если помните, подогревались антиеврейские
настроения. У меня мама - еврейка. Ей облили дверь бензином и подожгли,
в другой квартире порезали обивку на двери. Слава Богу, мама была
на даче и даже не узнала об этом. Знакомые мне тогда просто говорили: «Ты что, с ума сошел, оставлять здесь семью? Того и гляди погромы
начнутся. Забирай маму, Таню, и уезжай немедленно». Последней
каплей стал звонок приятеля, который сказал: «Вовка, у меня
дома есть ружье, наган дареный, ты те волнуйся: мы твою маму к себе
заберем и отстреляемся, если что». Тогда, собственно, я и решил
поехать и поработать в Германии временно - оставаясь профессором
Московской консерватории.
В Ганновере, правда, меня пытались убеждать, что я должен работать
только у них. Но тут я уперся: «Вы что, - говорю, - призываете
меня бросить ведущую консерваторию мира без всяких гарантий на будущее?
В Москве у меня стаж, пенсия какая-никакая будет…»
- Сильный аргумент, ничего не скажешь.
- Неважно! Главное, подействовало. Два года я мотался из Москвы
в Ганновер и обратно, а в 1994 году немцы предложили мне подписать
пожизненный контракт. И вот тут уже мне пришлось переехать в Германию
окончательно. К тому времени мы купили там дом и когда я было заикнулся
дома, что может не стоит все-таки уезжать, Таня встала на дыбы: «Какая Москва? Даже и не думай. Ты должен работать». Так
мы и живем. Настоящий дом, конечно же, в Москве, а там - работа
и деньги.
- Многие сочли бы такую позицию не очень патриотичной.
- Знаете, в своей телепередаче Владимир Познер спросил меня: «Как
же так, вы - такой патриот, столько сделали для России, для талантливых
детей-музыкантов, столько еще можете сделать, а работаете за границей».
Я ответил, что сейчас мной создан Фонд Владимира Крайнева. Если
бы я остался, впору было бы создавать Фонд помощи Владимиру Крайневу.
Вот тогда бы я точно не сумел помочь ни своей собственной семье,
ни ученикам, ни тем коллегам-музыкантам, которых поддерживает фонд.
- Вы приезжаете на конкурсы, где выступают ваши ученики?
- Почти никогда. Хотя Таня считает, что должен. Но со мной никто
не ездил. И я всегда знал, что никакой дополнительной поддержки
не будет - надо самому всегда быть на голову выше. Так и выигрывал.
- А спортом вам лично заниматься приходилось?
- А как же! Нам домой как-то позвонила известная в прошлом теннисистка
Анна Дмитриева, которая хотела взять интервью у Тани, попала на
меня и говорит: «Я о вас все знаю, мне столько рассказывали…»
А я отвечаю: «Ничего вы не знаете. Вы даже не знаете, что в
1958 году мы с вами выступали на одних кортах в Харькове!»
Мне тогда, правда, было 14 лет, играл я на уровне первого юношеского
разряда, но входил в сборную города. Играл я и в баскетбол. Недостаток
роста полностью компенсировали длина рук и размер кисти. С мячом
мог делать все, что хотел. Отнять у меня его можно было только заработав
фол. А чтобы бросать по кольцу у нас в команде Гоша был - сейчас
он директоор оркестра Большого театра. В консерватории продолжал
заниматься пинг-понгом, неплохо бегал…
- В армрестлинге себя не пробовали?
- Только в детстве. Пианисту армрестлинг противопоказан: можно растянуть
мышцы кисти, которые совсем нельзя растягивать. Я же и большой теннис
оставил только из-за этого, хотя тогда кистевые удары были не столь
популярны.
- Профессиональные заболевания у музыкантов бывают?
- Почти у всех, кто много времени проводит за роялем, развивается
сколиоз - искривление позвоночника. Руки очень, бывает, болят. Есть
даже термин - «переиграть» руки. У меня был случай, когда
перенес на ногах воспаление легких, лечился большим количеством
антибиотиков, организм и ослаб. Играть же приходилось много - программа
гастролей была физически тяжелой. Кончилось это тем, что на несколько
месяцев я был вынужден прервать концертную деятельность - руки вышли
из строя. У нас, кстати, есть даже институт профессиональных заболеваний,
где в одном отделении лечатся пианисты и художники-мультипликаторы.
У последних руки ведь всегда на весу во время работы, и от огромного
числа мелких движений мышцы перенапрягаются и отказывают. Так что
и в этом отношении искусство очень близко к спорту.
- Не могу не вспомнить рассказанную вами однажды историю о первом
знакомстве с Анатолием Владимировичем Тарасовым в лифте, когда он
грозно оглядел вас с ног до головы и сказал: «Я все про тебя
знаю: ты - наш!»
- С ним мы были большими друзьями. Были на «ты», - Анатолий
Владимирович сам на этом настоял, - и без конца говорили о хоккее,
Я был безумным фанатом. До сих пор помню отдельные игры нашей сборной
в 1964 году на чемпионате мира в Швеции, в 1966-м в Вене.
- Татьяна не ревновала?
- Так ведь фигурным катанием я был увлечен ничуть не меньше. Но
должен сказать, что когда впервые в 1978 году попал с Таней за кулисы
на международном турнире в Москве, испытал шок. Мне приходилось
часто бывать за кулисами Большого театра, за кулисами множества
музыкальных конкурсов, в том числе и своих, но то что увидел в Лужниках…Террариум.
Безо всякой попытки хотя бы внешне прикрыть истинное отношение друг
к другу. Никаких разговоров. Только оскалы со всех сторон и шипение.
Обычно меня трудно вывести из равновесия, но там я так растерялся,
что в какой-то момент у меня, видимо, все отразилось на лице. Таня
заметила, слегка наклонилась ко мне и сказала: «Вот так я живу
все время».
- И как вы приходили в себя?
- Начал работать, как проклятый, за год заработал кучу денег и привез
из-за границы новую «Вольво». Было это как раз перед очередным
международным турниром. До сих пор помню картину: мы - с иностранными
номерами - подъезжаем прямо к служебному подъезду Лужников и Таня,
на глазах у всего бомонда, выходит из машины… Ка-а-кие у них были
лица!..
1999 год
|