Владимир Царёв: ПРИСТРАСТИЯ ТАИНСТВЕННОЙ ТАИС |
На этой двери я не увидела таблички. От прочих - в извилистых коридорах универсального спортивного зала «Дружба» она отличалась лишь толстой, мягкой, дорогого тона обивкой. Не роскошь, нет - это становится ясно сразу за дверью, где, отрезанный от посторонних звуков, царит непрерывный шум напряженной и деловой жизни: стрекочут машинки, попискивает компьютер и непрерывно трезвонят разноголосые разноцветные телефоны, Здесь - штаб одного из намболее преуспевающих на сегодняшний день совместных предприятий - «ТАИС спорт».
По данным Минфина, лишь за девять месяцев существования его оборот составил тридцать восемь миллионов рублей, значительная часть из которых расходуется, как собственно и следует из названия фирмы, на спорт.
Так и лег на пленку диктофона в шумовом обрамлении деловой суеты разговор с генеральным директором предприятия Владимиром Царёвым.
— Владимир Евгеньевич, за время существования вашего СП «ТАИС спорт» оно уже четырежды выступало спонсором-учредителем крупных международных турниров, Не так давно один из известных тележурналистов высказался в прессе так: «По моему разумению, найти спонсора значит, взять шляпу, пойти к Елоховскому собору и стоять с протянутой рукой». Я не придерживаюсь столь категоричного мнения, но и мне не совсем понятно, зачем солидным фирмам вкладывать деньги — и порой немалые — в спорт. Чтобы увидеть название своего предприятия на рекламном щите? Сомневаюсь, что такая реклама им нужна. Не мудрено, что эта поддержка выглядит в глазах окружающих как милостыня…
— Мы рассматриваем спонсорство прежде всего как вложение денег в дело. Реклама в «чистом» виде прибыли не дает. То есть если сказать: дайте деньги, а мы нарисуем вашу эмблему на щите и покажем его по телевизору, то скорее всего денег не дадут или дадут, но очень мало. Можно и по-другому: например, я прошу у директора завода или предприятия сто тысяч рублей. Пять тысяч на проведение конкретных мероприятий. И это -- все, чем он рискует, Остальные девяносто пять - на развитие вида спорта. Скажем, подготовку профессиональной команды, может быть, из бывших спортсменов, которые поедут за границу участвовать в коммерческих турнирах. Проценты от их выступлений в валюте пойдут фирме-спонсору. Она же имеет право посылать с командой своих людей. Если фирму что-либо не устраивает, мы в любой момент готовы 95 тысяч вернуть. Но это крайность. Пока же все, кто сталкивался с этим вопросом, понимают, что с точки зрения коммерции большой спорт выгодное дело.
— У «них» или у «нас»?
— Знаете, мы много думали, почему на Западе спорт развивается совсем иначе, нежели в нашей стране, Объясняется все просто: налоговая политика в государстве строится таким образом, что сверхприбыли выгодно отдавать в спорт. Тогда фирма освобождается от государственного налога. Так вот, советское законодательство сейчас очёнь близко подошло к западному. Это означает, что уже через полгода люди начнут думать: зачем отдавать деньги государству, когда можно их вложить в дело, причем выгодное. А ведь это будут не сотни тысяч рублей, а миллионы. В какой-то мере мы и начали использовать эти рычаги, Только на теннис наше предприятие выделяет в десять раз больше денег, чем московский спорткомитет. B результате чего председатель комитета Анатолий Ковалев заключил c нами официальный договор. Из него следует, что «ТАИС спорт» является официальным представителем федерации тенниса в Москве.
— Первый коммерческий турнир, учредителем которого вы выступили, и был, если не ошибаюсь, теннисным. Потом под вашим покровительством состоялся матч звезд советского баскетбола «Восток--Запад». Что дальше?
— Совместно с «Баскетшоу» готовим две большие программы: «Фестиваль Гулливеров» и турне баскетболистов по странам арабского Востока. Хотим провести теннисный турнир ветеранов победителей Уимблдона. Уже десять человек дали согласие играть, и думаю, смотреть на Борга придет не меньше желающих, чем ходит на Виландера. В этом же плане --- парусная гонка Одесса - Стамбул- Одесса и даже такое «неспортивное» событие, как первый чемпионат России среди борзых собак, который, кстати, планируется провести уже через месяц. Могу предсказать, что ажиотаж будет страшный: около сорока стран уже выразили желание приехать и отбоя нет от желающих участвовать в бегах.
— Чем вы это объясняете?
— Тем, что это нео необычайно зрелищно, интересно и прибыльно. В Англии, например, годовой оборот от собачьих бегов составляет десятки миллиардов фунтов стерлингов. Не менее тересное мероприятие мы собираемся провести в самое ближайшее время. Это супермотокросс - гонки мотоциклов по специальной трассе. Сама трасса будет сооружена на «Динамо», и основная сложность заключается в том, что на ее постройку и последующую уборку нам дана всего одна неделя. Непростой вопрос и с финансированием: это аренда стадиона, приобретение стройматериалов, затраты на приглашение иностранных гонщиков, покупку техники, рекламу, призовой фонд...
— Не боитесь прогореть?
— Мы активно ищем спонсоров в лице предприятий, кооперативов, иностранных фирм. Но даже если все расходы покрыть и не удастся, не огорчимся. В этой ситуации опыт много значит. Кстати, полтора месяца назад мы подписали контракт с директором «Лужников» Владимиром Алешиным: приобрели право на рекламу на абсолютно всех спортивных мероприятиях, которые пройдут на Центральном стадионе за четыре года. То есть «ТАИС спорт» будет размещать рекламу, самостоятельно искать спонсоров, определять где и что будет написано. «Лужникам» это выгодно, так как они получают сумму, в несколько раз превышающую их валютный доход со всех сооружений. Но чтобы эти деньги получить, рекламодателями должны быть западные партнеры.
— Но объясните, мне, пожалуйста, зачем западным фирмам рекламировать в нашей стране то, что и без всякой рекламы с руками оторвут?
— Им нужно вложить деньги. Крупная фирма это плановое хозяйство. И если человек, отвечающий в ней за рекламу, не истратил этих денег, его просто уволят. Кстати, при случае поинтересуйтесь, сколько платит «Кока-Кола» за рекламный щиток на улице Горького, то бишь на Тверской? Думаю, немало.
— Все перечисленное выше и является основной направленностью «ТАИС спорт»?
— Скорее, одним из направлений. Это, так сказать, верхушка айсберга.
— А что «под водой»?
— У нас есть свое производство товаров спортивного профиля. Нет, мы не шьем одежду или обувь, но стараемся, если можно так сказать, использовать творческий потенциал русского умельца, который в силу обстоятельств был лишен возможности его проявить, Если возникает интересная идея, то под нее мы готовы создать малое предприятие: обеспечить технологию, сырье, рынок. Сейчас таких предприятий у «ТАИС» четыре: в Орле «ТАИС арк» занимается изготовлением уникального стрелкового оружия -луков, арбалетов, дротиков. На приобретение выпускаемой продукции заключаются экспортные инконтракты.
В Ижевске наше предприятие наладило выпуск досок для плавания (подобные, кстати, в США продаются по десять долларов за штуку) и прочей плавательной мелочевки. Совсем недавно на наше СП вышла группа молодых ребят, которые изобрели… велосипед, Точнее, веломобиль. И их аппарат в США на гонках подобных механизмов занял четвертое место. Тому же, кто побьет рекорд мира, уже установлен приз в миллион долларов, Так что мы не только финансируем их идеи, но и собираемся выставить свой аппарат на гонках в будущем году.
— Простите за столь прозаический вопрос: что вы с этого имеете?
— Десять процентов прибыли. Все остальное остается на «местах».
— По имеющейся у меня информации, «ТАИС спорт» приобретает и недвижимость
— Да. И исключительно со спортивным уклоном. Недавно купили пансионат на берегу Черного моря, собираемся приступить к его отделке. Не так давно нам удалось стать владельцами огромного, на 320 мест, плавучего отеля.
— Собираетесь таким образом решить проблему с гостиницами?
— В какой-то мере - да. Ведь если, к примеру, поставить такой плавотель в Сочи, где есть прекрасные теннисные сооружения, но существует проблема с проживанием участников, то можно проводить турниры любого уровня, Или же организовать круиз для известных спортсменов вместе с семьями, а в крупных городах-портах проводить матчи, показательные выступления, Реклама, телевидение все даст прибыль. В конце концов мы просто можем пригнать его в Москву, пришвартовать в центре города и сдать рестораны — а там их четыре в аренду крупным зарубежным фирмам, тому же Макдональдсу. А деньги вложить в спорт. Главное - не спешить, найти более выгодный во всех отношениях вариант. Кстати, беда многих организаций, в том числе и «Совинтерспорта», в том, что они спешат ухватиться за первое же предложение.
— Вы имеете в виду контракты со спортсменами?
— Да. Сейчас уровень цен в советском профессиональном спорте сознательно снижен не без помощи того же «Совинтерспорта», посылающего спортсменов за границу, К нам тоже обращались люди с просьбой помочь им уехать. Но наша позиция в этом вопросе такова: если на Западе цена, скажем, на волейболиста мирового уровня 100 тысяч долларов, то на 10 тысяч мы контракт заключать не станем, даже при том, что сам спортсмен соглашается на эти условия, Надо держать марку.
— Судя по всему, у вас, что называется, нет проблем? В чем секрет такого благополучия?
— Проблема у нас одна кадровая. Сейчас в штате около двадцати человек, и нам очень нужны профессионалы. Правда, и этот вопрос решать удается: мы имеем право привлекать совместителей, консультантов. На положении последних у нас работают уважаемые и известные в спортивном мире люди, например Александр Метревели, Что касается благополучия, то благодаря нашим зарубежным партнерам - а их у нас три - y «ТАИС спорт» сложились хорошие контакты с банками, как советскими, так и международными.
Это не значит, что мы тратим их средства, но начинать какие-то крупные мероприятия, зная, что за спиной есть деньги, много значит. Вообще подобная деятельность должна основываться на хороших финансовых линиях, К сожалению, советокая банковская система не позволяет предпринимателю свободно взять кредит, так, как это делается на Западе. Поэтому многие, открывая свое дело, вынуждены тратить личные деньги. А это ошибка.
— Но вы её избежали?
— У наших сотрудников большой опыт подобной работы. Я сам семь лет был представителем американской фирмы, мой заместитель -- французской. Да и остальные прошли обучение на курсах менеджеров, работали в области бизнеса.
— Можете ли вы спрогнозировать, что ждет наш спорт в будущем?
— На мой взгляд, тот комплект законов, который уже существует, но еще не вступил в силу, - о малых предприятиях, о свободном въезде-выезде, о свободном хождении валюты и т. д. очень скоро разрушит систему, существующую в спорте. Ведь теряется финансовое влияние на спортсменов. Захотелось -- взял билет, уехал и выступай себе в коммерческих турнирах, или написал устав, отнес его в райисполком и открыл свое предприятие. Можно и с привлечением иностранного капитала. Ведь даже если два человека из тысячи захотят этим заниматься, то очень скоро появятся десятки, а то и сотни спортивных фирм. Посмотрите, в малюсенькой Австрии их тысячи. А сколько их может быть у нас?
1989 год
|