Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Вокруг спорта
Александр Пак: «ЛЮДЯМ НУЖНО ДАТЬ ПРАЗДНИК»
Александр Пак
фото © СБР
Александр Пак

Отсутствие в спортивном календаре полноценной серии международных стартов — это обидный и недопустимый простой для всех топовых российских атлетов, считает исполнительный директор СБР Александр Пак.  Можно ли использовать ситуацию с отменой соревнований для того, чтобы поднять значимость внутрироссийских турниров? Как заинтересовать звезд и спонсоров? Чем фигурное катание в этом отношении лучше биатлона? Об этом RT поговорил с человеком, несколько лет назад реализовавшим в центре Москвы биатлонную Гонку чемпионов: уникальное по замыслу мероприятие, которое прошло под крышей «Олимпийскогос участием звезд первой величины.

— Сейчас многие виды спорта столкнулись с тем, что вместо этапов Гран-при и Кубков мира им придется довольствоваться не слишком популярными внутренними стартами. С чего бы вы начали, если бы захотели вывести второстепенные турниры на топ-уровень? И нужно ли это тому же фигурному катанию, популярность которого в нашей стране ничуть не ниже, чем у биатлона?

— Если говорить о популярности, она у фигурного катания гораздо выше. Допускать, чтобы у российских фигуристов образовался год простоя, с моей точки зрения было бы совершенно неправильно и обидно. А отсутствие в календаре таких стартов, как полноценная серия Гран-при — это именно простой. Значит, нужно срочно думать, что предложить взамен. Я бы, например, попробовал раскрутить кубок России, как альтернативу, тем более что в фигурном катании, если не ошибаюсь, в трех дисциплинах из четырех внутрироссийская конкуренция такова, что это по сути и есть уровень Гран-при. Было бы логично хотя бы постараться не потерять спонсоров, а в идеале — подтянуть новых, заинтересовать их. Сейчас очень сложно найти деньги, и нужно, как мне кажется, ориентироваться не только на федеральный уровень, но прежде всего на местный. А для этого хорошо бы проводить этапы кубка России в крупных городах, причём в том же формате, что большие чемпионаты, с показательными выступлениями. Это любит публика.

— Для того, чтобы предлагать спонсорам какой-то продукт, надо чётко понимать, что именно можно предложить.  Что порекомендовали бы лично вы?

— У лыжников, например, в этом году появилось очень любопытное мероприятие — Ski Tour, в рамках которого вся элита этого вида спорта в течение месяца перемещается с турнира на турнир, непрерывно стартуя. Понятно, что в фигурном катании такого не сделать в силу того, что этапы кубка России проводятся даже не раз в неделю, а реже. Но почему не продумать формат, когда все участники отдельно взятого этапа приезжают к месту соревнований единым десантом? Вместе принимают участие в каких-то благотворительных акциях, ходят по музеям, ездят на экскурсии? То есть идея в том, чтобы соединить спорт с некой социальной программой. Подобные истории с удовольствием освещает и раскручивает пресса, помимо этого можно устраивать неформальные пресс-конференции, автограф-сессии, проводить силами спортсменов и трненеров мастер-классы для местной детворы. Помню, когда Тура Бергер приезжала к нам на какие-то соревнования, мы заранее предупредили ее, что в программе запланировано посещение детского хосписа. Наши спортсмены тогда восприняли необходимость ехать в хоспис довольно скептически. А Тура, перед тем, как прилететь в Россию, ходила по соседям в своем городке и просила принести игрушки для больных детей — привезла с собой два огромных мешка. И ее визит в хоспис вместе с Мартеном Фуркадом был воспринят российскими СМИ очень хорошо.

— Вы уверены, что наши спортсмены понимают, зачем им может быть нужна подобная активность?

—  Во-первых, это красивая человеческая история, на которую, к тому же, всегда реагирует пресса. Во-вторых, любая дополнительная раскрутка вида спорта в неспортивном ключе — это популярность, потенциальные спонсоры, а значит — дополнительные деньги, пусть не всегда прямые. Российские фигуристы — это топ мирового уровня. Если объединить участников того или иного турнира единой идеей и продуманной, хорошо организованной программой, то высадка подобного десанта в любом городе нашей страны может стать совершенно уникальным и очень заметным мероприятием.

— Но вы же не станете отрицать, что для большинства российских спортсменов  любое неформальное общение — это колоссальный стресс? Особенно на фоне серьезных соревнований.

— Я это знаю, возможно, лучше, чем кто другой, потому что и биатлонисты, и лыжники, с которыми мне доводилось работать — это преимущественно люди из небольших городков для которых стрессом является уже сам приезд в такой город, как Москва, не говоря уже о пресс-конференциях. Но в этом направлении спортсменов обязательно нужно развивать. У нас почему-то так получается, что большой спорт — это либо победа, либо смерть, катастрофа, конец жизни — третьего не дано. В то время как во всем мире спорт — это фан, удовольствие. Никогда не забуду, как на чемпионате мира по биатлону в Холменколлене в 2016-м норвежцы накануне мужской эстафеты всей командой завалились на ночной эфир на телевидении. Смеялись, шутили, общались со зрителями, а на следующий день выиграли гонку.  Люди должны кайфовать от собственных выступлений, и все мероприятия «вокруг спорта» этому только способствуют. Понятно, что речь не идет о том, чтобы загружать спортсмена перед стартом, но, если мы хотим вывести свой вид спорта на иной уровень востребованности и популярности, дополнительная сопутствующая программа должна быть обязательно. Разве те же болельщики откажутся от возможности стать частью такого праздника, «прикоснуться» к своим кумирам? Просто нельзя делать те же автограф-сессии спонтанно. Сметут.

— В каком смысле?

—  Увы, в прямом. У нас в биатлоне был случай, когда мы договорились провести автограф-сессию в одном из филиалов Adidas в торговома центре на Киевской с участием Фуркада и Антона Шипулина. Сессия была назначена на 12 часов дня, но уже в 10 утра магазин оказался наглухо заблокирован народом. Охрана оказалась совершенно не готова к такому повороту и просто самоустранилась. Нам тогда стоило больших усилий вывести Антона и Мартена из толпы. Но это не означает, что такие мероприятия нельзя проводить более цивилизованно.

— Вы сейчас работаете в биатлоне с прицелом на то, что этапы Кубка мира состоятся?

­— Да, очень рассчитываем на это. Если же соревнования будут отменены, значит, станем активно раскручивать этапы Кубка России. Хотя такая задача стоит перед федерацией уже сейчас, независимо от того, как будет трансформироваться международный календарь — у нас есть на этот счет даже специальная программа. Сделать это не так просто, поскольку этапы кубка России у нас не проводятся в крупных городах.

— Раскручивать турниры по фигурному катанию в этом отношении проще?

— Конечно. Фигуристы для начала соревнуются на стадионе и не зависят ни от каких погодных условий. А та же «Ижевская винтовка» — это почти всегда минус 25 градусов. В Тюмени можно организовать телевизионную трансляцию, а сделать это в Увате или Чайковском гораздо более проблематично, а порой невозможно. Поэтому первым делом мы хотим отладить механизм качественных трансляций, сделать единый формат, как это делает Международный союз биатлонистов. Понятно, что на каждом из этапов местные операторы стараются в большей степени вылавливать камерами своих спортсменов, но формат трансляции от этого не страдает, поскольку работает единая продюсерская группа.  Это касается любого вида спорта: нужно стремиться к тому, чтобы выработать единый и максимально высокий стандарт самих соревнований, их организации, освещения. Как это делается в НБА: независимо от того, проводятся матчи в Нью-Йорке или в каком-нибудь абсолютном американском захолустье типа Хьюстона, болельщики и журналисты получают один и тот же качественный продукт: картинку, статистику. То же самое происходит в НХЛ.

— Допускаю, что в фигурном катании на этапах кубка страны технически можно реализовать ту же систему, что принята в Гран-при: сеять лидеров, обязать их приезжать на конкретные этапы, но всегда ведь остается вероятность, что лидер сошлётся на травму или болезнь, если посчитает, что турнир ему не интересен. Или нужно просто платить спортсменам деньги за участие?

— На тех соревнованиях, что проводились у нас силами СБР, я никогда не был сторонником того, чтобы платить спортсменам только за то, что они приехали на мероприятие. Да и когда работал в лыжах, придерживался тех же позиций. Помню, как мы проводили в Перми городской спринт. Организаторы тогда заплатили какие-то сумасшедшие деньги за приезд своих же звезд, уже завершивших карьеру. Мне это было совершенно непонятно. Зачем? Почему не перевести эти деньги в призовой фонд? Это как минимум честно, и люди будут серьезно биться за эти деньги. Хотя понятно, что звезды типа Фуркада или Дарьи Домрачевой в биатлоне — это исключительный случай.

— Фуркад, надо полагать, был самой дорогой из биатлонных звезд?

— Нет, Уле-Эйнар Бьёрндален был более чем вдвое дороже даже в 2014-м, когда выглядел уже далеко не тем, как в лучшие свои годы.

—  Нынешний формат кубка России у фигуристов, насколько мне известно, призовых выплат не предполагает.

— Но, думаю, что предполагает телевизионное освещение? Тогда тем более нужно искать спонсоров, объяснять им, что, если они хотят тем или иным образом прикоснуться к виду спорта, имеющему победные традиции — вот он шанс. Другого не будет. Увы, но реальность представляется именно так. Второе, о чем я уже сказал, если реализовать вокруг этапов какую-то социальную программу, это дополнительная возможность для спонсоров на местах найти свою нишу для участия. Пусть города тоже начнут состязаться между собой за проведение этапов. Не суметь «продать» фигурное катание в ситуации, когда любой чих топового фигуриста идет нарасхват — это нужно постараться.

— Как все эти грандиозные замыслы увязать с мерами по борьбе с коронавирусом? Ведь нет никакой гарантии, что болельщики будут допущены на трибуны в прежних масштабах.

— В России зритель — это не доход, а охват аудитории. И этот охват может быть достижим любыми способами. Например, интернет-трансляциями. Можно провести прямой эфир в инстаграме, на ютьюбе, в режиме автокино, как сейчас проходят концерты в Лужниках. Понятно, что в ходе этих концертов никто не сидит в машинах — люди привозят в багажниках еду и напитки, накрывают на капотах импровизированные столы и тусуются компаниями. Это я к тому, что идей можно придумать множество даже в условиях масок, перчаток и социального дистанцирования. Могу сказать, например, что лыжный чемпионат России в Малиновке Архангельской области посмотрело благодаря ютьюбу 45 тысяч человек. Другой вопрос, что интернет-трансляции должны быть очень качественными. Фигурное катание и здесь выгодно отличается от многих зимних видов сполрта. Здесь все перед глазами, в рамках льда, в одной картинке, в то время, как в лыжах или биатлоне основное разворачивается не на стадионе, а где-то в лесу, и кроме картинки комментатору постоянно нужна статистика, чтобы понимать происходящее. То есть фигуристы — идеальная тема для любого вида трансляций.

Если же говорить глобально, главная задача, которая сейчас должна стоять перед организаторами любого мероприятия — дать людям праздник. Сделать одни лишь соревнования — это скучно. И интересно по большому счету узкому кругу специалистов и  тем, кто принимает в этих соревнованиях участие.

2020 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru