Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Хоккей - Тренеры
Василий Тихонов: «У «АКУЛ» ВЫХОДНЫХ НЕ БЫВАЕТ»

Казалось, разыскать его в Сан-Хосе будет просто. Однако подвел самый надежный источник информации (в лице Виктора Тихонова): «Ничего не могу вам сказать. Сам с сыном почти два месяца не разговаривал. Насколько я знаю, он пока толком и не обустроился - жилья нет, а значит, нет и телефона»

Нужный номер в конце концов все-таки был найден. Но даже после этого мне пришлось ждать связи несколько дней: Василий Тихонов вместе с «Сан-Хосе Шаркс», где он вторым тренером, был в Калгари. А появившись на рабочем месте, сразу предупредил: «Через пять минут я должен быть на льду».

Мне ничего не оставалось, как принять правила игры.

- Судя по вашему графику, в работу вы включились более чем активно.

- Я попал практически в новую команду. «Акулам» всего три года, к тому же накануне сезона здесь сменились почти все тренеры - слишком слабо выглядел клуб в течение долгого времени.

- А сколько всего тренеров в «Сан-Хосе»?

- Первый, Кевин Константайн, два его помощника, которые отвечают за работу на льду и во время игр, видеооператор и тренер по ОФП.

- Вы - второй тренер. Следовательно, ваше место - на льду и на скамейке?

- Да. Правда, во время игры одному из нас приходится сидеть на трибуне, потому что на скамейке мы просто не умещаемся. И с игроками на том или ином матче находится тот, кто в этот момент там больше нужен.

- А кто принимает решение поменять в команде тренера?

- Честно говоря, в этом я еще не разобрался. В НХЛ свои законы, которые не всегда можно так просто взять и объяснить.

- Вы в Америке, если я не ошибаюсь, с лета?

- Я приехал в Штаты 21 июня - на драфт. И сразу окунулся в подготовку церемонии выбора игроков.

- Кстати, меня всегда интересовало, учитывается ли при подготовке клуба к драфту мнение тех, кто уже играет в команде, и ее тренеров?

- В основном такая подготовка включает в себя бесконечный просмотр видеокассет и изучение отчетов скаутов. В «Сан-Хосе» их 11 человек, каждый отвечает за свою зону и до начала драфта обязан дать максимальную информацию руководству.клуба.

- Глядя на список хоккеистов вашей команды, можно сделать вывод, что экс-советские игроки в «Сан-Хосе» явно пользуются популярностью. Ирбе, Оэолиньш, Макаров, Ларионов…

- Должен сказать, что все они очень хорошо смотрятся на льду. Особенно – связка Ларионов - Макаров. Правда, Ларионову пока не везет: в первом же матче он получил травму плеча, пропустил три игры - и в них «Сан-Хосе», увы, проиграл. Игорь снова вышел на лед, чтобы помочь, - и снова повредил то же плечо. Прямо беда. Не говоря уже о том, что для Макарова просто невозможно найти партнера такого же уровня. И не только в «Сан-Хосе».

- Кстати, откройте секрет. Вас, я знаю, приглашали в НХЛ еще год назад. А уехали вы недавно. Почему?

- Причиной моего первоначального отказа было то, что тогда еще не закончился мой контракт в Финляндии с «Эссетом». Но, конечно, приглашение работать в НХЛ было необычайно заманчивым. Ведь до меня здесь работал единственный европеец - финн Алпо Сухонен. Американцы, должен сказать, вообще не жалуют иностранных специалистов, если не сказать - не пускают. Во-первых, здесь действительно хватает своих, и приезд тренера со стороны означает потерю места для того, кто его занимал, а во-вторых, все, кто работает в НХЛ, настолько убеждены, что знают хоккей досконально и лучше всех, что никогда не признаются в обратном.

- Значит ли сказанное, вам трудно работать?

- Работа тренера за рубежом - это всегда минное поле. Тем более в игровых видах спорта. В любой момент с тобой могут разорвать контракт. Потеря денег далеко не главное - тебе могут выплатить все до копейки, но ведь моментально пойдут разговоры, и устроиться куда-то будет несоизмеримо труднее. Не говорю уже о том, что на меня и наБилялетдинова - он сейчас приступил к работе в Виннипеге - свалились все трудности первопроходцев, которые когда-то в полной мере испытали те наши игроки, кто первыми уезжал в абсолютную неизвестность.

- Плюс языковой барьер?

- Конечно. Для того чтобы работать тренером, язык надо знать в совершенстве. Это oбязательное требование. К тому же не знаю, как в других клубах, а в «Сан-Хосе» кроме работы на льду регулярно проводится разбор игр, очень много собраний – практически перед каждой тренировкой. Знаете, за все то время, что прошло с начала сезона, у команды не было ни одного выходного дня, Я с утра и до вечера в клубе, за исключением, естественно, тех дней, когда мы играем на выезде. А что касается английского, то уже даже приходилось давать интервью.

- Ну, для человека, который за три года в совершенстве выучил финский...

- Как ни странно, это меня и вдохновляло. Ведь по общепринятому мнению, труднее финского разве что китайский. Да и вообще после работы в Финляндии ко многим сложностям работы за рубежом я оказался довольно неплохо подготовлен.

- Кстати, чем объяснить, что в Финляндии с таким уважением и благодарностью относятся к российским тренерам?

- В Финляндии очень популярен спорт, а значит, и тренеры. К тому же они относятся к категории высокооплачиваемых служащих. В Пори, например, в прошлому году меня даже называли самым популярным человеком - такие опросы ежегодно проводятся перед Рождеством.

- И что, по-вашему, послужило самым весомым аргументом для такого выбора?

- Думаю, любовь жителей Пори к своей команде. Когда я взял клуб, он был в плачевном состоянии. Мало того, что играли откровенно слабо, так не было и денег, чтобы купить игроков со стороны. Сейчас же состав значительно выровнялся, и, когда я недавно разговаривал с руководством клуба, мне сказали, что по моему совету решили его не менять - настолько очевиден прогресс в игре.

- То есть, даже оставив клуб, вы не прекратили его опекать?

- По крайней мере я уверен, что в любой момент, если захочу по каким-то причинам вернуться, место тренера будет мне обеспечено.

- Запасной аэродром?

- Если хотите, да. В нашей работе такой аэродром совсем не лишний.

- Дай Бог, чтобы он вам понадобился как можно позже. А что вы думаете - пусть не с позиции первого тренера, а второго - о вашей нынешней команде?

- Ей просто нужно время. Знаете, как бывает: ребята стараются вовсю, но, как назло, забить не могут. Кстати, то, что это объясняется вполне объективными причинами, понимает даже местная пресса, поэтому она достаточно доброжелательно настроена. Да и с месторасположением нам повезло: в Сан-Хосе мы единственный клуб, и на всех играх стадион забит полностью. А это -17 тысяч мест.

- В таком случае, что вам нe нравится? Вернее, что создает самые большие проблемы?

- Вот вам один пример. У нас сейчас очень хороший старший тренер - молодой (ему 34 года), жутко работоспособный, сам: играл в Международной хоккейной лиге и два года назад в составе «Канзас-Сити» даже становился чемпионом. Он одержим идеей создать классную команду, но при этом почему-то абсолютно убежден, что она должна придерживаться чисто оборонительной тактики. Я же считаю: для того чтобы побеждать, нужно прежде всего забивать. Приходится постоянно капать на мозги, но при этом быть очень тонким политиком, чтобы хоть в какой-то мере побеждать в борьбе с традиционной американской прямолинейностью.

- Получается?

- Во всяком случае, на тренировках мы постоянно играем « три в два», разыгрываем большинство, чему в других клубах НХЛ практически не учат.

- Вы поддерживаете отношения с Билялетдиновым?

- Когда он приехал в Канаду, то позвонил мне, и мы договорились помогать друг другу. Кстати, вот уж чего не понимают ни в НХЛ, ни в Европе. На меня и в Финляндии смотрели с удивлением: никак не могли взять в толк, зачем я так открыто иду на контакт с другими тренерами. С тем же Юрзиновым мы соперничали все три года, а совместных идей разработали уйму. Ноя всегда так работал.

- А быт в Сан-Хосе у вас уже налажен?

- Здесь, конечно, не Европа, где тренеру сразу вручают ключи от квартиры, от машины - только работай. Все приходится обустраивать самому. Но квартиру уже снял, дети пошли в школу...

- Кстати, детей - Виктора и Татьяну - вы назвали так в честь родителей?

- В нашей семье это традиция, которая поддерживается вот уже четвертое поколение.

- И хоккейная карьера по мужской линии - тоже традиция?

- Утверждать не стану. Но мою вы ставите под угрозу срыва. Если я через минуту не выйду на лед, то, боюсь, мне будет трудно объяснить причины…

1993 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru