Виктор Тихонов:
«КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПУСТОЙ ЗВУК!» |
|
Фото © Александр Федоров
на снимке Виктор Тихонов |
«Что происходит с российским хоккеем? Как
вернуть его на те позиции, которые он когда-то занимал?» Эти
вопросы в ходе чемпионата мира болельщики, приехавшие в Финляндию,
задавали Виктору Тихонову так часто, что нельзя было не вспомнить
фразу, сказанную однажды президентом ФХР Александром Стеблиным:
«Тихонов, безусловно, лучший аналитик хоккея в мире».
Именно поэтому, когда тренер вернулся в Москву, я попросила его
об интервью.
- Комментировать игру российской сборной в Финляндии я не считаю
возможным, - изначально определил некие рамки беседы Тихонов. -
Мне, стороннему наблюдателю, вряд ли этично давать такой комментарий.
- Тем не менее, можете ответить, насколько неожиданным оказался
результат для вас лично?
- Ничего неожиданного не произошло. Многие юниоры, даже самые талантливые,
на взрослом уровне просто теряются. Там совершенно другая степень
борьбы, абсолютно иные требования. Не все бывают способны продолжать
играть даже в командах мастеров, а не то что в сборной. Это - нормальное
явление, такое случается во всех видах спорта.
- Я внимательно следила за чемпионатами мира последних лет, и у
меня, признаться, нередко возникало ощущение, что теряются не столько
спортсмены, сколько тренеры.
- Это тоже можно объяснить. Со стороны всегда кажется, что руководить
сборной куда проще, чем есть на самом деле...
ЛОГИКА ХОККЕЯ
Слова Тихонова разбудили в памяти многое. Вспомнился,
например, чемпионат мира в Вене в 96-м, где главным тренером был
Владимир Васильев, а Тихонов занимал весьма странную должность советника-консультанта.
Мне даже показалось тогда, что советовался он там в основном с Юрзиновым
- таким же туристом, каким стал сам, поняв, что руководству сборной
его советы не очень нужны. Каждый день эти двое подолгу гуляли вокруг
дворца и разговаривали, разговаривали, разговаривали. «О чем?» - спросила я как-то Юрзинова. «О логике хоккея», - был
ответ.
В действиях главного тренера российской сборной
Владимира Плющева, когда он убрал из команды и без того немногих
ветеранов, логики не могли усмотреть даже специалисты. Идея омоложения,
которую он взял за основу, сама по себе выглядела привлекательной.
Но лишь до тех пор, пока сборная играла в Евротуре. Стоило убрать
опытных Коваленко, Буцаева, Кривокрасова, как баланс оказался нарушенным.
Вместе с логикой исчезла и тактика. Оставалось констатировать, что
в очередной раз мы имеем непредсказуемую команду, с полным отсутствием
игровой дисциплины, в которой каждый по отдельности пытается прыгнуть
выше головы, но это лишь усугубляет положение. И рождает еще большую
растерянность.
Много лет назад, когда тихоновская сборная неизменно
приезжала на турниры в роли главного и единственного фаворита, а
серебро воспринималось, как из ряда вон выходящее ЧП, один из западных
журналистов спросил тренера: «Каким образом вам удается столько
лет подряд находить мотивацию для своей команды?» Вопрос был
очень правильным. За последние десять лет многие тренеры, возглавлявшие
сборную, на своем опыте убеждались: собрать вместе сильных игроков
- далеко не самое главное. Гораздо сложнее зарядить их на борьбу.
Ведь даже лучший в России на сегодняшний день тренер Владимир Вуйтек,
объясняя свой уход из ярославского «Локомотива», не скрывал:
он не уверен, что удалось бы мотивировать команду на достижение
высшего результата третий год подряд.
Проблемы российской сборной в Финляндии многие
были склонны объяснять и тем, что по классу игры мы заведомо уступали
слишком многим. Все так. Но сложно отрицать, что максимально эффективно
использовать тот «товар», который имелся в распоряжении,
то есть сделать то, что является основным показателем тренерского
профессионализма, Плющеву, по большому счету, не удалось.
В чем залог тренерского успеха? Именно этот вопрос
мне больше всего хотелось задать Тихонову. Ведь даже сейчас, работая
с нынешним ЦСКА, Тихонов в очередной раз удивил многих. Команда,
значительно уступающая большинству других по возрасту, опыту и мастерству,
не только не стала аутсайдером Суперлиги, но чуть было не вошла
в плей-офф.
- Каким образом вам удалось этого добиться, Виктор Васильевич?
- Мой главный принцип всем давно известен: работа, работа и еще
раз работа. И - дисциплина. По сравнению с прежними временами хоккей
стал другим. Изменился контингент. Игроки начали раньше уезжать
за океан. Соответственно, с каждым годом приходится брать в клубы
все более и более молодых ребят. И взваливать на себя ту работу,
которую раньше выполняли тренеры на местах. Физическую подготовку,
функциональную, по техническому совершенству и, наконец, самую большую
и сложную - по тактике. Как индивидуальной, так групповой и командной.
Физическая и функциональная подготовка - это самое
простое. Самое сложное, как я уже сказал, - тактика. Есть оборонительная
- одна, другая, третья, четвертая... Атакующая. Контратакующая -
и так далее. И установки на каждую тренировку я даю предельно конкретные:
«Сегодня у нас соперник X. Его тактика такая-то...». Помимо
этого каждый день ребята дополнительно занимаются техникой.
В начале сезона я и сам был убежден, что на ту
команду станут обыгрывать все кому не лень. Но получилось наоборот:
большинство команд стали действовать против нас от обороны. Значит,
и тактика должна была поменяться: на преодоление, на освоение свободного
пространства. Главное - каждый человек в команде должен досконально
знать, что ему делать в той или иной ситуации.
- Или, другими словами, постоянно чувствовать, что его действия
в игре дают именно тот результат, на достижение которого была направлена
вся тренировочная работа?
- Именно! Хотя первые два месяца мы каждый день мучились догадками:
как играть, какие варианты пробовать. Это же все нарабатывается.
Никто не рождается футболистом или хоккеистом. Как не попадают из
яслей в университеты.
Сам я до сих пор учусь. Идеи ведь не с потолка
берутся. Поэтому и стараюсь бывать на играх - и не только хоккейных
- каждый раз, когда представляется такая возможность. Помню, например,
долго размышлял о том, как сделать завершение атаки более эффективным.
Увидел нужный вариант совершенно неожиданно. И совсем не в той команде,
в которой рассчитывал увидеть. А в первой лиге.
Однажды услышал, как одного известного футбольного
тренера спросили: почему его команда постоянно выигрывает? Знаете,
что он ответил? Что для начала его команда задает сопернику неудобный
темп. Тем самым навязывает выполнение всех технико-тактических действий
в некомфортных условиях.
Идея игры в четыре звена, которую я начал пробовать,
еще работая в Риге, была продиктована именно этим. Сейчас ее освоили
все, а поначалу никто в эту затею не верил. Ни в первой лиге, ни
во второй, ни в высшей. Даже мой учитель - Аркадий Иванович Чернышев
- был настроен скептически: «Это невозможно».
Я был убежден в обратном. Идея-то была в чем? Иметь
возможность под любое звено соперника каждый раз подставлять два
своих. И в конечном итоге они заставляли даже сильнейших работать
в том режиме, к которому те не привыкли.
В Риге мы сначала отрабатывали игровой режим на
земле. Комплекс специальный для этого был. Назывался «Городок
Тихонова». Вместо шайбы - набивной мяч. И целый набор действий
в нужном темпе. Прыжки, перевороты, обводка... заканчивали на пульсе
180 - 205. Одна пятерка прошла - за ней следующая. Сколько в игре
таких отрезков трехминутных? 15? Мы сделали с запасом - 20. Потом
переводили все это на лед.
Вы вот спросили: «За что браться?» За
работу. Но работа должна быть подчинена главной идее. Во имя чего?
Во имя того, чтобы быть лучшими.
ДИКТАТУРА
ИЛИ ДЕМОКРАТИЯ?
«Человек способен простить ближнему все, кроме
успеха», - эту фразу мне приходилось слышать от многих выдающихся
тренеров. Крайне успешный в советские годы Тихонов уже тогда раздражал
окружающих своей категоричностью, неоправданно жесткими (как часто
казалось) требованиями к игрокам, бескомпромиссностью в решениях.
Был случай, он крепко сцепился с руководством армейского
клуба в начале своей работы в ЦСКА, когда волевым решением за нарушение
режима убрал из команды одного из ветеранов. На партсобрании клуба
от него потребовали объяснений: как так без согласования с руководством
посмел удалить из состава столь известного и титулованного игрока?
Тихонов спокойно ответил: «Передо мной поставлена задача вернуть
стране звание чемпиона мира. Поэтому прежде всего я создаю команду,
способную это сделать».
Времена давно изменились, но принципы Тихонова
остались прежними, хотя далеко не всегда у него была возможность
их отстоять. На том же чемпионате мира в Вене мне показалось даже,
что тренер вообще потерял интерес к происходящему - после того,
как безуспешно пытался настоять на отчислении из команды (все за
то же нарушение режима) одного из игроков. Уверен до сих пор: если
бы это было сделано, ситуация в команде мгновенно вошла бы в норму.
Тему дисциплины я затронула не случайно. Венский
чемпионат и еще в большей степени - питерский были провалены отнюдь
не по хоккейным причинам. Многие легионеры, приезжавшие в сборную,
вели себя так, словно их заработки за океаном сами по себе давали
какие-то исключительные права.
Особенно это проявилось в Питере. Лучший и самый
высокооплачиваемый на тот момент нападающий мира Павел Буре присоединился
к команде на два дня позже, чем остальные. И кратковременного пребывания
в Москве оказалось достаточно, чтобы хоккеист полностью вышел из
формы. На первый матч Буре хватило. На все последующие уже нет.
И вслед за лидером стремительно развалилась вся команда.
А ведь одним из первых с проблемой легионеров -
совершенно новой для себя ситуацией - столкнулся именно Тихонов.
В 91-м, когда из НХЛ в сборную приехали семь человек. «Мы думали,
в таком составе нам равных не будет, - вспоминал тренер. - А оказалось,
что легионеры - как другая команда. За обеденным столом отдельно
от всех сидят, разговоры только на одну тему - о налогах. А на льду
и сами вперед не вышли, и остальную команду притормозили. Тогда
я и понял, что все тренеры, которые будут когда-либо работать в
сборной, должны очень внимательно и осторожно относиться к тем,
кто играет в НХЛ».
Удивительно, но в НХЛ, лиге, где огромные деньги
- норма, поняли сразу: без дисциплины любая работа бессмысленна.
Уехавший в числе первых Алексей Касатонов, рассказывал: «Первое
впечатление обманчиво: никаких тебе собраний, воспитательных мероприятий.
В глаза - только хвалят. А чуть что - в фармклуб. Или кладут в раздевалке
на твое место билет в другой город - и все...»
Говорят, известный канадский тренер Фред Широ на
одной из тренерских конференций сказал однажды: «Хоккеисты
- это обезьяны, которые вчера с дерева слезли. Их построить - и
гонять нещадно».
Российские тренеры в отличие от заокеанских коллег
не могли себе позволить ни подобных высказываний, ни поступков.
Незадолго до Игр в Солт-Лейк-Сити Михайлов в порыве откровенности
сказал: «Как я могу управлять теми, кто приезжает из НХЛ? По
сравнению с ними я нищий».
Услышав от Тихонова, что большинство тренеров не
требуют жесткой дисциплины, потому что не знают, как отреагируют
на это игроки, я тут же задала встречный вопрос:
- Неужели не приходилось в начале тренерской карьеры в том же ЦСКА
попадать в ситуации, когда возникала опасность не справиться со
звездами?
- Вы не представляете, как часто приходится слышать: мол, вы, Виктор
Васильевич, можете себе это позволить - у вас такой авторитет...
Какой авторитет? Я с этого начинал, когда никакого авторитета в
помине не было. Просто в тренеры не с улицы пришел. Сам 12 лет в
хоккей отыграл. Четыре раза подряд чемпионом страны был, четыре
раза серебряным призером, четыре раза - бронзовым. И пять лет проработал
у лучшего хоккейного тренера - Аркадия Ивановича Чернышева.
Это - только в хоккее. Но ведь и в футбол играл
в команде мастеров. За это время много чего видел. Как выдающиеся,
великие игроки раньше времени исчезали. Потом рассказывали, как
плохо к ним руководители отнеслись... Но почему ты сам так к себе
отнесся? Почему считаешь, что если хоть что-то выиграл, то тебя
до конца жизни с ложки кормить должны?
Я ведь долго не соглашался принять ЦСКА. Андропов
дважды меня приглашал на разговор. Спрашивал, почему упорствую.
Я ответил, что принять сборную согласен. Что в Латвии у меня хорошие
помощники, оставить на них клуб я готов со спокойной душой. Но взять
ЦСКА не могу. Потому что опасаюсь, что с двумя командами не справлюсь.
Андропов помолчал и сказал: «Справитесь. Знаю, вам предстоит
навести порядок и дисциплину. Поэтому даем вам возможность убрать
кого угодно из игроков хоть сегодня». Тогда я и ответил, что
если приму ЦСКА, то убирать опытных игроков не буду ни в коем случае.
И оказался прав. Но ветеранам сразу предельно четко
объяснил, что пока руковожу командой, вопрос дисциплины для меня
будет самым главным. Если нет дисциплины, то и коллектив не появится
никогда. И двух дисциплин в команде - одна для стариков, другая
для молодых - тоже не будет. Со мной многие тогда спорить пытались,
что не хуже тренера все понимают, что и с Тарасовым работали, и
с Чернышевым, и сами высшее образование имеют. Ответ был один: «Сейчас
вы работаете с Тихоновым».
По-другому нельзя. И это давно поняли во всем мире.
Взгляните на сборные Канады или Швеции: невооруженным глазом видно,
что это команды, в которых все подчинено главной цели - выиграть.
- Кстати, раз уж упомянули шведов, хочу спросить у вас о матче Швеция
- Швейцария. Среди журналистов велось множество разговоров, из которых
вытекало, что у Швеции есть как минимум три причины сдать игру.
Не выходить на финнов, не ехать в другой город, избавиться от непредсказуемой
России, в конце концов. Как думаете, почему они не пошли на это?
- Это ведь был уже третий случай в истории чемпионатов мира, когда
Швеция невольно помогла России. Но это вовсе не означает, что намеренно.
Шведы прежде всего - профессионалы. И бьются всегда за себя. За
собственную репутацию. Слишком себя уважают и никогда, уверен, не
пошли бы на подобный вариант.
Я своими глазами видел в Финляндии, в каком состоянии со льда уходил
Сундин. Весь черный. Потому что от начала и до конца вел команду,
тащил ее собственным примером. Не мог позволить себе играть по-другому.
Иначе не приезжал бы. Зачем ему иначе приезжать? Чтобы проиграть
Швейцарии и жить с этим воспоминанием?
По моему глубокому убеждению, если тренер хотя
бы однажды пошел на договорный матч - он как тренер кончился. Если
скажу, что ко мне не обращались с подобными просьбами, - это будет
неправдой. Обращались. В ситуациях, когда для нас результат матча
не решал ровным счетом ничего. Но я знал: если это сделаю, то больше
никогда не смогу потребовать от команды полной самоотдачи.
- В очередной раз мы, похоже, приходим к тому, что главный тренер
должен быть диктатором, так?
- Главное - он должен давать результат. Должен уметь сделать команду.
И управлять ею. Тогда, уверяю вас, никого не будет волновать - диктатор
он или либерал, как выглядит, как одевается, как себя ведет. Кстати,
по поводу диктаторства, в котором, в частности, меня довольно часто
обвиняли, могу сказать: невозможно долго и хорошо работать из-под
палки.
Тренер должен уважать игроков. Но это вовсе не
значит, что он должен с ними в карты играть и под стол лазить. Меня
однажды приятно удивила Клара Лучко, которую я увидел в какой-то
телепередаче о победах. Там многие довольно категорично высказывались
на тему тренерской жестокости. А она и говорит, спокойно так, мягко:
«Бывает, и режиссер до слез доводит. Но слушаешь именно его.
А что касается спорта, наверное, не многие представляют себе, что
значит бороться за первое место в мире».
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Когда-то на тренерские семинары в Россию приезжали
со всего мира. В том числе и из НХЛ: советская методика обучения
считалась лучшей. Сейчас эти семинары ушли в небытие. Международные
же проводятся раз в год - во время чемпионата мира. Попасть на такое
мероприятие тренеру из глубинки - невозможно. По большому счету
нашим специалистам вообще учиться негде. Подавляющее большинство
детских тренеров работают по наитию, хотя подход к работе с детьми
во всем мире уже давно изменился.
Вот и получается, что с каждым годом в клубы поступает
все более и более сырой материал: один спортсмен кататься не умеет,
другой - клюшку неправильно держит, третий не знает элементарных
позиций...
С другой стороны, элементарный подсчет показывает,
что из Швеции, Финляндии, Словакии, Чехии в НХЛ уезжают по одному-два
игрока в год. В то время как из России - в пять раз больше.
И вновь вопрос Тихонову:
- Получается, потенциально мы до сих пор остаемся куда более талантливой
в хоккейном смысле страной, чем многие другие?
- Конечно. Но этим надо уметь распоряжаться. У западных спортсменов
несколько иное отношение к хоккею. По своему внуку вижу. Он начинал
играть в Финляндии, затем в США, где за все приходилось платить
из своего кармана. Сын, Василий, и сказал мне однажды: «Не
представляешь, как бережно Витька относится к инвентарю и как дорожит
каждой минутой, проведенной на льду».
То же самое можно сказать о клубах. На Западе владельцы клубов,
приезжая на стадион, первым делом на трибуны смотрят: сколько зрителей.
Потому что зрители - это более 50 процентов общего дохода. И недобор
вполне может быть удержан из зарплат хоккеистов. Потому что деньги
- свои. У нас - несколько иное положение, потому что многие клубы
содержатся на бюджетные деньги. Предприятий, налогоплательщиков.
- Как вы относитесь к популярному сейчас мнению, что главный тренер
сборной должен быть освобожденным от работы в клубе?
- Отказавшись от ежедневной работы, тренер теряет очень многое.
Не случайно ведь лучшие хирурги - это военные хирурги. Которые оперируют
каждый день. Что такое работа в клубе? Это необходимость постоянно
принимать решения. Да, в сборной можно научиться многому. Ко мне
в Новогорск в свое время приезжали многие тренеры. Смотрели, как
тренируется сборная, задавали вопросы. Но и главный тренер должен
иметь возможность постоянно контактировать со спортсменами. И пробовать
применить на практике не только свои идеи, но и все новое, что увидел.
- Можно ли, на ваш взгляд, исправить ту ситуацию в хоккее, которую
мы имеем сейчас?
- Исправить можно все. Нужно время. Самая главная беда нашего хоккея
- в отсутствии вертикали ответственности. Когда наша сборная проиграла
в Санкт-Петербурге, вопрос «Что делать?» тоже ведь поднимался.
Нужна государственная программа.
- А с чего начали бы вы, если бы получили предложение создать такой
проект?
- С личности человека, с которого спрашивать за ее реализацию. Коллективная
ответственность - это пустой звук. Во-вторых, надо разработать четкую
схему развития. В которую укладывалась бы школа тренеров, школа
детских тренеров, проведение тренерских семинаров... Все это у нас
было - даже придумывать ничего не придется. Эта программа должна
быть утверждена на государственном уровне. Как и график ее выполнения.
По всем направлениям. Когда будет порядок, тогда появится и команда,
которая не может не добиться результата. И вот в эту команду будут
рваться все.
- Вы не задумывались о том, чтобы возглавить такую программу?
- Я - профессиональный тренер. Чтобы стать хорошим чиновником, должен
пройти все ступени этой профессии. А у меня на это уже нет времени.
2003 год
|