НУЖЕН ЛИ МУСТАФИНОЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА? |
|
фото © Reuters
Алия Мустафина |
21 сентября 2015
Сразу после завершения Кубка России по спортивной гимнастике в Пензе тренерский штаб сборной России назвал расширенный состав команды, которая продолжит подготовку к чемпионату мира в Глазго. Эти соревнования, напомним, стартуют в Шотландии 23 октября. В расширенный состав вошли по 10 спортсменов, причем под первым номером в женской команде была названа олимпийская чемпионка Алия Мустафина – спортсменка, которая вот уже почти месяц не тренируется из-за обострения травмы спины.
Для того, чтобы понять, насколько реально возвращение Мустафиной в строй, я, прежде всего, позвонила самой спортсменке.
– Я намерена продолжать тренировки и готовиться к соревнованиям, – сказала Алия. – Буду присутствовать на сборе на озере Круглом, попробую восстановить форму, которая несколько ушла из-за проблем со спиной. К сожалению, эта травма такова, что не очень хорошо поддается лечению. Улучшения происходят только после периода полного отказа от каких бы то ни было нагрузок. Но это вовсе не означает, что я собираюсь отчаиваться. Не отказалась бы поехать в Глазго даже седьмым номером, если тренеры посчитают, что в качестве запасной я могу чем-то помочь команде. Но цели выступить на чемпионате мира во чтобы то ни было перед собой не ставлю.
Комментарий спортсменки достаточно ясно дал понять, что шансов на то, чтобы увидеть Мустафину на предолимпийском мировом первенстве практически нет. Как к этому относиться?
На самом деле, ничего экстраординарного не произошло. Мустафина достаточно тяжело входила в сезон под руководством нового наставника Сергея Старкина, проделала колоссальную работу, результаты которой стали очевидны в июне, когда Алия выступила в составе российской сборной на Европейских играх в Баку, выиграла там многоборье, брусья, а так же завоевала золото в командном первенстве и серебро – в вольных упражнениях.
Гораздо важнее при этом были не сами медали, а то, что, по мнению Старкина, его подопечная сумела выйти на тот технический уровень, который позволял браться за задачи «олимпийского» масштаба – начинать работать над усложнением программ к Играм в Рио-де-Жанейро.
Просто сам старт в Баку мог отнять у спортсменки слишком много сил. После таких встрясок организм возрастных (в плане стажа и травм) спортсменов всегда реагирует одинаково: уходит форма, обостряются прежние болячки, а главное – на человека обрушивается некий психологический кризис, отчаянное нежелание смириться с тем, что только что все было хорошо, и вдруг разом стало плохо. Соответственно в голове в одночасье появляется множество сомнений.
Выход из этого состояния есть, причем единственный: просто пережить сложный период. Не опускать руки, но и не пытаться любой ценой победить внутреннюю апатию. Другими словами, смириться с тем, что подобная реакция организма – пусть и неприятное, но совершенно закономерное, а главное – временное явление.
Подобные спады – одна из причин, по которой большинство спортсменов бывают неспособны выйти на пик своих возможностей чаще, чем один раз за сезон. Можно сколько угодно говорить о том, что для большинства сильных спортсменов Европейские игры были по большому счету второстепенным турниром, ради которого вовсе не стоило лезть из кожи вон, но для Мустафиной это был первый по-настоящему важный старт, где она ставила перед собой цель показать всем, что вернулась на свой прежний уровень. И блестяще показала, кстати.
Другой вопрос, как сильно сейчас Алия нужна своей команде и как сильно нужен чемпионат мира самой Алие?
Отсутствие мастера такого уровня, конечно же, скажется на общем результате, несмотря на то, что практически восстановили свои соревновательные кондиции чемпионки мира и вице-чемпионки Олимпийских игр в Лондоне Виктория Комова и Ксения Афанасьева. С другой стороны, российская команда и без Мустафиной достаточно сильна, чтобы решить в Глазго все поставленные задачи – то есть, квалифицироваться на Игры-2016.
Для самой же спортсменки пропуск такого турнира (пусть и гиперважного с общепринятой точки зрения – предолимпийского) не имеет принципиального значения. Уровень, на котором придется вести борьбу в Рио, и сама Мустафина, и ее тренер представляют себе предельно конкретно, бойцовские качества олимпийской чемпионки известны всем, сами же Игры станут для Алии как раз тем выступлением, ради которого можно пожертвовать многим. Главное – не разменяться на эти жертвы по пути в Рио.
|