|
Фото © Александр Вильф/РИА «Новости»
на снимке Ирина Винер |
25 сентября 2010
Мы давно привыкли к победам в художественной гимнастике. К тому, что одна наша звезда сменяет другую на первой ступени пьедестала, что даже если лидер оступится, на ее место тут же встанет другая россиянка. Так было в олимпийском финале Сиднея, когда на место Алины Кабаевой, уронившей обруч, встала Юлия Барсукова, а на Играх в Афинах все заведомо принимали как данность: не Кабаева, так Ирина Чащина. Не Чащина, так Кабаева.
Для того чтобы создать столь мощный, не дающий сбоев чемпионский конвейер, нужен гениальный ум, мертвая хватка и неиссякаемая энергия. Все это когда-то воплотилось в элегантной женщине с пронзительным взглядом. Ирине Винер. Попасть к ней на подмосковную базу в Новогорск - честь для льбой спортсменки и любого тренера. Несмотря на то, что Винер - весьма тяжелый в своей требовательности человек и наверняка - как все выдающиеся тренеры - деспотичный.
«Можно ли сказать главному тренеру «нет»? - поинтересовалась я вчера у одной из бывших звезд художественной гимнастики, продолжающей работать в своем виде спорта. Она задумалась.«Вообще-то Ирина Александровна всегда позволяет с собой спорить. Хотя пойти ей наперекор хоть в чем-то я бы никогда не рискнула. И знаете, рано или поздно все те, кто внутренне с Винер не соглашается, приходят к выводу, что она была права. Она каким-то образом умеет угадывать, как работать, куда двигаться»
То, что потенциальные чемпионы в российской сборной по прежнему взаимозаменяемы, прекрасно показали первые дни чемпионата, на протяжении которых гимнастки разыгрывали медали в отдельных упражнениях. Стоило чемпионке Пекина Евгении Канаевой чуть дрогнуть в комбинациях с лентой и скакалкой, золото тут же перехватили две Дарьи - Кондакова и Дмитриева.
Ко вчерашнему дню самым злободневным был вопрос: кто из двух российских финалисток победит в многоборье - Канаева или Кондакова? Словно и нет в Москве на помосте «Олимпийского» других соперниц. Результаты такого уровня требуют колоссальных жертв. Вряд ли кто когда сможет понять, как много за годы тренерского труда принесла в жертву сама Винер. Но глядя уже не первый десяток лет на выступления российских гимнасток-художниц, становится абсолютно понятно, ради чего.
«Бог дал мне возможность не иметь любимчиков», - сказала Винер накануне финала в многоборье.
Этот вид всегда стоит особняком. Многоборье - олимпийская дисциплина. Единственная личная к тому же. Немудрено, что все сильнейшие спортсменки считают своим долгом добиваться успеха именно в этом виде. И уважение к абсолютным чемпионкам всегда весомее.
Не иметь любимчиков - единственная, подозреваю, возможность для тренера управлять командой со столь высокой внутренней конкуренцией, как российская. Если честно, мне бы очень хотелось знать, что происходит в душе Винер в момент выступлений той или иной своей гимнастки. Особенно -в Москве, когда на ковер «Олимпийского» выходила олимпийская чемпионка и абсолютная чемпионка мира-2009 Евгения Канаева.
Золото Игр - это всегда потрясение, с которым нужно просуществовать довольно долгое время, прежде чем сознание окончательно примет вроде бы простую мысль: «Это произошло со мной на самом деле». Сокрушительный триумф Канаевой в многоборье и во всех отдельных видах программы на прошлогоднем чемпионате мира в Японии стал, как мне кажется, следствием не только огромного труда (по отзывам очевидцев, в самоотдаче с Евгенией не может сравниться ни одна гимнастка сборной), но и окончательного осознания себя как чемпионки. Сошлось всё: мастерство, уверенность, кураж.
По всем спортивным законам после таких побед неизбежен спад. Как минимум - в мотивации: заставлять себя фанатично стремиться к цели, двигаясь по уже пройденному однажды маршруту, всегда сложнее. Плюс - груз уже завоеванных титулов. Плюс - ответственность, которая в родных стенах ощущается всегда гораздо острее, чем где бы то ни было еще. И разве можно, зная это, считать, что Канаевой было вчера так же тяжело, как остальным? Ей было в десятки раз тяжелее.
Со времен недавней вроде бы эпохи Алины Кабаевой художественная гимнастика претерпела достаточно заметные изменения. Лет десять назад олимпийская чемпионка Барселоны Александра Тимошенко, с которой мы разговорились о том, что чемпион всегда определяет своего рода «модные тенденции» в виде спорта, сказала, что в европейских гимнастических школах стал заметно сокращаться приток детей. Мол, гимнастика теперь требует возведенной в степень «гуттаперчевости», спортсменок приходится «растягивать» значительно сильнее, чем раньше, а это больно.
Второй минус «гуттаперчевых» тенденций заключался в том, что предписанные правилами требования к «работе телом» оставляли спортсменкам не так много времени на работу с предметом - то, что в художественной гимнастике во все времена ставилось превыше остального.
Нынешняя гимнастика в какой-то степени вернулась к прежним ценностям. Вместо 18 элементов, которые необходимо выполнить в одной программе, их стало 12, появилось больше простора для проявления индивидуальности - как следствие, стали куда интереснее комбинации. Неизменным осталось одно: национальная принадлежность лидеров. После первого же из четырех вида программы, в котором обе российские гимнастки выступали с лентой, Канаева захватила лидерство с результатом 28,850, а «чемпион-дублер» Дарья Кондакова расположилась на второй позиции - 28,400.
Думаю, что немногим приходит в голову задуматься: каково это - выигрывать, зная, что на пути, который начинается первым шагом по ковру и заканчивается пьедесталом, ты не имеешь права ни на какую, даже самую крошечную, ошибку. Принцип селекции понятен: из огромного числа гимнасток до главной ставки сборной - в Новогорске - доходят спортсменки с заведомым набором качеств. Изначально талантливые, фантастически работоспособные, с очень крепкими нервами и характером. Естественно, что из столь круто заваренной, перенасыщенной конкуренцией среды рано или поздно выходит непобедимый чемпион. А то и не один.
Но, даже зная это, бывает трудно понять: как они, по существу - совсем еще дети, делают это - так точно, так легко и так завораживающе? Откуда находится столько внутренних сил? Ведь тот рабочий график, который предлагается потенциальным чемпионкам в Новогорске, не всегда в состоянии выдержать даже их тренеры. Приезд спортсменок в сборную вместе с личными наставниками всегда приветствуется, но одна из тренеров как-то честно мне призналась: «Иногда проще потерять ученицу, нежели уехать из дома почти на год и потерять семью».
Второй вид многоборья - скакалка - особых переживаний россиянкам не принес, хотя ожидание было нервным: именно в этом виде Канаева допустила одну из грубых ошибок накануне - запуталась. Турнирное положение изменений не претерпело, разве что разрыв между суммами лидеров стал больше (57,800 и 57,075). Показательно, что на третьей позиции разместилась еще одна питомица новогорского центра и ученица Винер - Алия Гараева, представляющая Азербайджан.
Комбинацию с обручем можно было смело считать ударным российским видом: в розыгрыше наград в этом виде, напомню, Канаевой досталось золото, Кондаковой - серебро, причем результаты, полученные в том финале спортсменками (29,2 и 28,9), стали абсолютно высшими суммами чемпионата. Перекрыть свои же достижения во вчерашнем финале у Жени с Дашей не получилось, но по баллам они их почти повторили, записав на суммарный счет 86,100 и 85,825.
Заключительный вид программы заведомо вносил в соревнования элемент драматизма: именно мяч уже успел создать проблемы Кондаковой (в своем первом выступлении она его уронила и, соответственно, осталась без индивидуального финала в этой дисциплине). Мяч Дарья вновь упустила. Но общий запас баллов был уже достаточно велик, чтобы компенсировать погрешность.
Канаева же заставила в очередной раз вспомнить и про железный характер, и про стальные нервы. Ну а где, как не в главном финале, стоило проявлять эти качества?
Чемпионат мира. Москва. 24 сентября. Многоборье 1. КАНАЕВА - 116,250. 2. КОНДАКОВА - 113,825. 3. Станюта (Белоруссия) - 110,350. 4. Гараева (Азербайджан) - 110,300. 5. Максименко (Украина) - 108,950. 6. Митева (Болгария) - 108,350.
|