Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Спортивная гимнастика - Чемпионат мира 1993 - Бирмингем (Великобритания)
Валерий Люкин: «ТЕПЕРЬ Я - ПРОФИ»

14 апреля 1993

Фото © Corbis

Валерий Люкин произвел фурор в бирмингемском дворце спорта, еще не появившись на помосте. Слухи о том, что он собирается выступать на чемпионате мира, были сенсационны сами по себе: весь гимнастический мир знал, что Люкин закончил выступать в 91 -м, вернувшись из Индианаполиса, где не получил ни одной медали мирового первенства за исключением командного золота. И уехал работать в США. Именно работать - в детской спортивной школе. Знали и о том, что накануне чемпионата мира-93 он неожиданно взял и выиграл многоборье на весьма престижном гимнастическом профессиональном турнире в Миннесоте «Голд оупен», обойдя прошлогоднего чемпиона мира среди профи Дмитрия Билозерчева. И вот теперь мы встретились в Англии, куда Валерий приехал в составе сборной Казахстана.

- Валерий, вас пригласили или вы проявили инициативу сами?

- Я все время поддерживал связь с федерацией и, видимо, стал нужен, хотя толком и не тренировался. Дело в том, что в Новом Орлеане, куда меня вянваре 92-го пригласили работать тренером, есть всего один мало-мальски оборудованный зал, где я и тренируюсь почасу-полтора в день. Это приходится делать: в Америке почти каждую неделю проводятся коммерческие турниры, на которых можно слегка подзаработать. Но, естественно, при таких тренировках самому мне и: в голову не могла бы прийти мысль готовиться к чемпионату мира.

- Тогда напрашивается другой вопрос: что, уровень соревнований гимнастов- профессионалов настолько низок, что их можно выиграть, тренируясь по часу в день?

- Скажем так: мне для этого избытком хватило той закалк и, что я получил в сборной СССР. И хватит еще на много лет. Ведь все, что я делаю на профессиональном помосте, в том числе и тройное сальто на вольных упражнениях, я делал еще перед сеульской Олимпиадой. Но - маленький нюанс: сейчас, отдохнув от прежнего бешеного ритма работы, я все делаю с удовольствием.

- Не смущают даже новые правила? Ведь многие жалуются: мол, очень тяжело, да и разминка на снарядах сведена к минимуму - вышел на помост из разминочного зала и сразу надо начинать выступление.

- Так и должно быть. Я понял это, именно покрутившись в профессиональной среде. Зритель не должен видеть подготовку. Он приходит на спектакль. И хочет за свои деньги получить интересное зрелище. Отсюда у профессионалов совершенно другие требования и к костюмам, и к подбору музыки. Все должно привлекать. И незачем кому бы то ни было заглядывать за кулисы.

- Если это так интересно, то нет ли опасности, что все сильнейшие гимнасты того и гляди убегут в профессионалы?

- Почему убегут? Международная федерация официально разрешила всем гимнастам в перерывах между официальными турнирами участвовать в не менее официальных профессиональных соревнованиях. Уже в июне пройдет чемпионат мира, на который, насколько я знаю, приглашены абсолютно все гимнасты, получившие олимпийские медали в Барселоне.

- Кстати, я слышала, что в Миннесоте вы выиграли «Голд оупен» в том числе и потому, что ваш основной соперник Дмитрий Билозерчев не предусмотрел такие мелочи, как костюм, музыкальное сопровождение...

- Я так не считаю. Для начала мои упражнения были просто сложнее. Билозерчев к тому же мало тренировался. Хотя я не знаю, почему: приглашения были разосланы всем задолго до начала турнира. К профессиональному чемпионату мира я собираюсь готовиться еще серьезнее.

- А к Олимпийским играм в Атланте?

- Нереально. Мне уже 26. Вот здесь, в Бирмингеме, на отдельных снарядах я еще смогу посоревноваться с лидерами. Не скажу, что я уверен в этом на сто процентов, как это всегда было раньше, но процентов на 70 - точно.

... А в понедельник вечером начались соревнования. Правильнее было бы сказать - открылись. Правда, саму церемонию открытия мне увидеть не удалось. Травма российской гимнастки Дины Кочетковой, о которой я писала в предыдущем репортаже, оказалась серьезнее, чем думали вначале, - небольшой, но перелом компрессионного типа. И с последней тренировки мы с ней уехали в госпиталь, где доктор - огромного роста мулат, - посмотрев снимки, философски заметил: «Если выступает - терпеть, если запасная - отдыхать». Узнав, что Дина не в команде, доктор обрадовался: «Тогда все будет в порядке: заживет через пару недель».

Вчера гимнасты наконец-то вышли на помост, отдыхавший от их нашествия весь торжественный день начала соревнований. И теперь два дня в шести группах должны пройти квалификационный отбор на снарядах.

Возможно, я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что в гимнастике реакция на резкое увеличение числа участников за счет республик бывшего СССР гораздо мягче, нежели во многих других видах, где любой турнир вызывает бурю недовольства, связанную с растаскиванием медалей по закромам бывшей супердержавы. Может быть, потому, что слишком серьезно и опасно все то, что происходит на современном гимнастическом помосте, и как бы кто ни относился к бывшим нашим гимнастам, неизменно одно - уважение.

Судите сами. Известие о том, что олимпийские чемпионки Роза Галиева и Оксана Чусовитина, выступающие за сборную Узбекистана, не успели из-за пасхальных праздников получить въездные визы на чемпионат в Англию, вызвало если не восторг, то чувство облегчения в окружающих главную арену тренировочных залах. Чувство понятное - конкуренция ожидается невероятная. Но английский посол во Франции, откуда девушки и собирались направиться на чемпионат, явно недооценил пробивную силу экс-советской школы - и в назидание был вытащен в субботу в пять часов утра из дома и препровожден в посольство. И, как ни странно, даже не возмутился, а безропотно лично оттиснул в паспортах необходимые штампы.

Но я отвлеклась. Настоящее отношение к нашим гимнастам проявится, как сказал олимпийский чемпион, а здесь - руководитель российской делегации Валерий Кердемелиди, лишь тогда, когда судьи сядут за пульты. Все они ко вторнику прекратили дружеские посиделки-консультации вокруг помоста и оделись в официальную кожуру костюмов. Утешает одно: «наших» и там хватает...

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru