Марьяна Заруба:
«В ЦИРКЕ DU SOLEIL МЕЧТАЛИ ЗАПОЛУЧИТЬ ХОРКИНУ» |
|
фото © Елена Вайцеховская
на снимке Марьяна Заруба |
Мне казалось, что от людей такой профессии, как у Марьяны Заруба, тренеры должны шарахаться, как от огня. Она - скаут (а по-нашему - разведчик) всемирно знаменитого канадского цирка Du Soleil, присматривающий потенциальных артистов для своих цирковых шоу на всех мало-мальски значимых соревнованиях по гимнастике, акробатике, батуту. Однако на недавнем чемпионате Европы по спортивной гимнастике в Дебрецене главный тренер сборной России Андрей Родионенко сам подвел меня к невысокой улыбчивой девушке: «Познакомьтесь. Думаю, вам будет интересно...»
Когда я начала записывать в блокнот ее имя, собеседница перебила:
- Нет-нет, не Марианна. Марьяна. Я украинка. Во времена СССР мой отец работал в сборной команде, тренировал Ольгу Стражеву. Помните, была такая гимнастка? (Ольга Стражева - чемпионка Игр-88 в командном первенстве - прим. Е.В.). А в 1990-м мы всей семьей уехали во Францию, куда отца пригласили поработать. Мне тогда было 15 лет. Какое-то время жили неподалеку от Парижа. Отец работал с французской сборной, а я продолжала заниматься художественной гимнастикой. Стала выступать за французский клуб и даже участвовала в национальном чемпионате.
Через год родители перебрались на север страны, в Нормандию, поскольку папе предложили возглавить местный гимнастический центр. Художественной гимнастики там не было, так что мне пришлось закончить со спортом и переключиться на тренерскую работу. Сначала помогала папе, 6 лет была хореографом в группе девочек. Потом родители снова вернулись в Париж, а я осталась и еще 8 лет работала тренером по художественной гимнастике.
- А как попали в Канаду?
- Отправила в Cirque Du Soleil свое резюме. Опыт работы к тому моменту у меня был уже солидный: помимо гимнасток я занималась с фигуристами сборной Франции - отвечала за все, что касалось хореографии. Через какое-то время меня пригласили на собеседование с директором кастинга. Интервью продолжалось три часа, причем и на французском, и на английском языках. В итоге меня взяли. Причем именно на ту должность, которая была мне наиболее близка, - скаута. Их там целая группа. Официально мы называемся специалистами по набору акробатов.
- В чем заключается ваша работа?
- Ездим на всевозможные турниры, смотрим, что в принципе происходит в спортивном мире. Привозим множество видеоматериалов, которые просматриваются в штаб-квартире Cirque Du Soleil в Монреале. Если какой-то спортсмен вызывает интерес, его приглашают на просмотр - все-таки видеозаписи не дают полного представления о том, что человек может и умеет.
- Просмотры проводятся в Монреале?
- Не обязательно. Они проходят 15 раз в году в самых разных точках земного шара. Спортсменов из России, Украины, Белоруссии просматривают обычно в Европе. Если человек нам подходит, его приглашают на четырехмесячную стажировку. Она проводится ежегодно для всех артистов Cirque Du Soleil в качестве репетиционного периода. Люди тренируются, их учат петь, танцевать, правильно вести себя перед публикой, пользоваться макияжем, осваивать какие-то технические навыки, причем не только для своих индивидуальных номеров, но и групповых, в которых так или иначе задействован каждый член труппы.
- Такая подготовка дорогого стоит. Спортсмены за нее платят?
- Что вы! Платят им, поскольку к началу репетиционного периода контракты уже вступают в силу. Но ваша мысль неплоха - пожалуй, стоит ее озвучить, когда репетиции становятся наиболее интенсивными и начинается обычное в таких случаях нытье. Требования к физподготовке в Cirque Du Soleil довольно высоки: артист обязан всегда находиться в форме, каким бы великим спортсменом в прошлом он ни был.
- Если я правильно понимаю, гарантии того, что спортивная звезда автоматически станет звездой вашего цирка, нет никакой?
- Понятие «звезда» у нас чаще применяется по отношению к тому или иному шоу. В данный момент в Cirque Du Soleil их 11. В каждой труппе работают порядка 50 - 60 человек. А всего в Du Soleil заняты 700 артистов, включая танцоров и музыкантов. Отличие от цирка в традиционном понимании этого слова заключается в том, что у нас нет животных, и основной упор делается на акробатические дисциплины.
У каждого шоу - своя тематика. Режиссер предлагает идею, она утверждается, отдается в кастинг, и скауты начинают подбирать по всему миру под эту идею артистов из самых разных видов спорта. Например, шоу «О» полностью «построено» на воде. В нем заняты синхронистки, прыгуны в воду. Для каждой постановки специально пишется музыка. Иногда композиторы работают с нашими шоу по нескольку лет подряд, как Бенуа Житра, который пишет для нас шесть-семь композиций в год, иногда приглашаются в разовом порядке. Все это делает каждое шоу уникальным.
Есть несколько человек, которые стали звездами за время работы в цирке. В шоу «Мистерия» у нас уже лет десять выступают два воздушных акробата - братья Лорадоры. Их номера держат все шоу, на них идет публика. Найти замену таким артистам практически невозможно.
- Вы приехали в Дебрецен искать артистов для конкретного шоу?
- Нет. Поиск идет постоянно, даже если все программы полностью укомплектованы и необходимости в срочных заменах нет. В то же время контракты с артистами пересматриваются каждый год, что очень дисциплинирует. С кем-то договор продлевается, с кем-то - нет. Не могу сказать, кстати, что нас потенциально интересуют все без исключения гимнасты. Отбор идет очень избирательно. В той же «Мистерии» традиционных спортивных снарядов нет, гимнасты работают на специальной доске. Когда этот номер задумывался, мы прежде всего искали девочек небольшого роста и веса, потому что когда прыгаешь четвертым на колонну, то 52 - 54 кг для тех, кто стоит внизу, уже слишком много.
Есть профили еще более редкие. В этом случае, если в поле зрения попадает подходящий человек, мы можем отслеживать его в спорте на протяжении трех-пяти лет, прежде чем заполучить к себе. Так, кстати, было с украинским батутистом Александром Черноносом. Мы ждали его ровно пять лет. Лишь в этом году он наконец приехал в Монреаль на стажировку. С другой стороны, есть потрясающие артисты, которые уже несколько лет хотят попасть в Cirque Du Soleil, но нам нечего им предложить, поскольку все роли соответствующего профиля заняты.
Бывают и совершенно неожиданные случаи. Не так давно в шоу La Nouba травмировался один артист, который выступал на акробатической дорожке в заключительном, самом кассовом номере. Естественно, нужна была срочная замена. Бывает, что человека можно подобрать из тех, кто уже прошел стажировку. Но тогда даже на примете никого не было. Я наудачу позвонила знакомому французскому тренеру по акробатике и услышала, что один из его спортсменов решил закончить карьеру, причем сообщил об этом на тренировке, которая закончилась за несколько минут до моего звонка. Я тут же перезвонила этому гимнасту - он еще не успел доехать из зала домой, - и через неделю он был у нас в шоу.
- Как вы считаете, попасть в Cirque Du Soleil после спорта престижно?
- Каждый решает это для себя сам. Знаю, что далеко не все спортсмены вообще хотят продолжать выступать после завершения карьеры, так что предсказать заранее, как поведет себя тот или иной человек, невозможно. Например, француженка Изабель Северино несколько лет назад подписала контракт и успешно выступала в одном из шоу Cirque Du Soleil - в Орландо. Но продлевать контракт не захотела, ушла в спортивную аэробику и даже стала второй на чемпионате мира. А перед Олимпийскими играми в Афинах снова вернулась в спортивную гимнастику и выступает до сих пор (Северино стала в Дебрецене чемпионкой Европы в вольных упражнениях. - Е.В.).
- Допустим, вы захотели бы заполучить к себе Светлану Хоркину...
- Очень хотели, кстати.
- А предложения ей делали?
- Мы никогда не делаем предложений кому-то лично, пока человек выступает в спорте. Сами знаете, наверное, что между спортсменом и тренером случается всякое. Допустим, они поссорились или спортсмен травмирован и временно не выступает. В этом состоянии он может сгоряча принять любое решение. Согласитесь, не очень красиво пользоваться такими ситуациями.
- Получается, вы вовсе не шпионы?
- А какой смысл? Да, бывает, что, увидев скаутов Du Soleil, некоторые тренеры говорят: «А, приехали воровать у нас гимнастов?» Но задача просто переманить человека к себе перед нами не стоит. Так можно сделать один-два раза, а потом все просто перестанут с нами контактировать. Так что гораздо выгоднее подождать. Другое дело, что, встречаясь с тренерами или представителями спортивных федераций на крупных соревнованиях, мы стараемся рассказать им, что такое Cirque Du Soleil, на кого именно мы хотели бы рассчитывать в дальнейшем. Просим тренера сообщить нам за год-полтора о том, кто из его спортсменов может или собирается закончить карьеру. Таким образом и наша деятельность как бы планируется заранее.
Что же касается Хоркиной, то она наверняка знает о существовании цирка Du Soleil, и если бы хотела туда попасть, наша бы возможность самостоятельно связаться с нами.
- Мне кажется, вы несколько переоцениваете гимнастов. Большинство из них редко интересуются чем-либо помимо своей работы, пока выступают на серьезном уровне. Да и менталитет у выдающихся личностей таков, что скорее они согласятся на сделанное предложение, нежели начнут предлагать свои услуги сами.
- Смотря какие спортсмены. Сейчас в Du Soleil выступает немало гимнастов из сборных самых разных стран, и я знаю точно, что система информации о ситуации на гимнастическом рынке налажена очень хорошо. Да и все, что касается кастинга, есть на сайте нашего цирка. Другое дело, что, например, бывший главный тренер российской сборной Леонид Аркаев всегда был принципиально против каких бы то ни было контактов его спортсменов с западными шоу. Почему он придерживался такой позиции, не знаю - поговорить с ним лично за все годы работы мне не удалось ни разу.
2005 год
|