НЕ СУДИТЕ ЗАМОЛОДЧИКОВУ СТРОГО! |
|
Фото © Laslo Balogh
Дебрецен. Анна Павлова |
4 июня 2005
В каждом виде спорта есть категория выступлений, предназначенная исключительно для служебного пользования, наблюдать за которой на первый взгляд даже сильно любящим спорт болельщикам чрезвычайно скучно. В фигурном катании - это обязательные танцы. В гимнастике - предварительные соревнования.
Выступления тянутся с раннего утра до позднего вечера, а потенциальные лидеры распределены в соревновательных потоках столь неравномерно, что порой хочется покинуть зал и вернуться к моменту появления итоговых протоколов. Какой, казалось бы, смысл сидеть на трибуне от звонка до звонка? Ведь днем-другим позже можно будет увидеть все то же самое, но уже в исполнении избранных!
Смысл тем не менее есть. Именно в общей и в целом довольно однообразной гуще участников можно увидеть и понять природу явления, под названием «личность».
Индивидуальность ценна даже в командных видах спорта. Ну а в таком, как гимнастика, - это качество нередко определяет судьбу спортсмена на многие годы вперед. Главное - чтобы тебя заметили. Желательно - сразу.
Так было в 1993-м со Светланой Хоркиной. Не по-гимнастически длинноногая и долговязая, она сразу бросалась в глаза внутренней породой, которая сквозила в каждой линии еще угловатого тела. Элегантность и уверенность появились позже - и легли в ту же копилку. О сложности комбинаций не говорю намеренно. Элементы ультра-си в избытке присутствуют в программах любой участницы, добравшейся до европейского уровня. А значит, сложность сама по себе не способна гарантировать спортсмену ореол избранности.
Признаться, услышав не так давно от главного тренера российской сборной Андрея Родионенко, что Россия уже не первый год приезжает на соревнования в роли статиста, усомнилась. Надеяться-то всегда хочется на лучшее - слишком укоренились в сознании былые победные времена. Но даже квалификация наводила на мысль, высказанную известным тренером.
Взять олимпийскую чемпионку в упражнениях на брусьях Эмили Лепеннек. На Играх в Афинах француженка воспринималась всего лишь как Девочка-Которой-Повезло. Зато сейчас Лепеннек было впору сравнивать с человеком, который выиграл в лотерею «Феррари» и всерьез озадачился тем, что под новое авто хорошо бы срочно прикупить бриллиантов, сменить гардероб, да и жилье подыскать в куда более престижном районе. Образно выражаясь, все это Лепеннек сделать успела. На помост она выходила как королева. Хотя, казалось бы, на что рассчитывать француженке в мире, где все давным-давно поделено гимнастками Румынии, США и России?
30 лет назад, когда румынских спортсменок даже не рассматривали как претенденток на сколь-нибудь серьезные достижения, Надя Комэнеч ворвалась в элиту фантастическими комбинациями на бревне. Термин beam-girl, что в смысловом отношении наиболее точно передается фразой «девочка, рожденная для выступлений на бревне», появился в гимнастическом обиходе намного позднее, чем Комэнеч завершила карьеру. Однако Надя была именно beam-girl. Чувствовала этот наиболее сложный и коварный снаряд всем своим существом.
Комэнеч, если задуматься, сыграла в румынской гимнастике неоценимую роль. В моду немедленно вошла не только ее прическа - знаменитый конский хвост, но и манера держаться. Этакая сокрушающая соперниц уверенность в себе в сочетании с легкой наглецой во взгляде. Безусловно, за всем этим стояла ломовая тренировочная работа, позволявшая и до сих пор позволяющая румынкам смотреть на окружающий мир чуточку свысока. Как когда-то смотрели на этот же самый гимнастический мир представительницы СССР.
О Комэнеч я вспомнила не случайно. Термин beam-girl как нельзя лучше мог бы подойти российской гимнастке Анне Павловой. Но врожденный талант - штука тонкая. И стать визитной карточкой спортсмена - какой, к примеру, многие годы были брусья у Светланы Хоркиной - может лишь в том случае, когда сочетается с титаническим трудом в зале. Павлова выступала в российской олимпийской сборной, вернулась из Афин с медалью. Другими словами, кому, как не ей, уже сейчас всерьез следовало брать роль лидера на себя? Но не довелось. Слишком много робости и неуверенности сквозило во взгляде Ани во время выступлений.
Вот и получилось, что в Дебрецене о фантастическом умении Павловой работать на бревне знали только российские тренеры. Для публики и судей оно осталось за кадром. Смотрели-то больше на других.
Индивидуальности заметно не хватало и двум другим российским многоборкам - Юлии Ложечко и Алене Змеу, хотя первая из девушек вполне достойно боролась, вошла в финал многоборья и вольных упражнений. Возможно, сказывалось долгое пребывание за пределами первого состава российской сборной. То есть - в аутсайдерах (по высшим гимнастическим меркам). Сразу ведь видно, о чем думает спортсмен, выходя на старт: о том, чтобы просто сделать ту или иную комбинацию, или же помнит, что каждый из элементов программы нужно не только отработать, но и как можно выгоднее преподнести публике и судьям. На этот счет во многих артистических спортивных дисциплинах есть специальный жаргонный термин: отработать «вкусно».
Было даже слегка обидно услышать, как после выступления одной из российских гимнасток в вольных упражнениях свой же - российский - тренер горестно посетовал: «Господи, ну хоть бы нос и щеки морковкой натерла - авось более заметно на помосте выглядела бы!»
Из тех, кто был заметен сразу, нельзя не назвать англичанку Элизабет Твиддл. Барышня, которую природа щедро одарила совершенно негимнастическими бедрами, грудью и ростом, не исполняла, а вколачивала свои прыжки в помост, бревно, маты, потрясая публику мощью и амплитудой движений. Превосходно отработала на вольных упражнениях, затем на брусьях, показав лучший результат среди всех участниц в обоих видах. Но главное - выходила на каждый снаряд с напором боевого слона. И эта аура не могла не завораживать.
А ведь назвать Твиддл профессиональной (по российским понятиям) спортсменкой было бы натяжкой. Скорее она - идеальный пример любителя. Учится в университете - а на Западе принято уделять учебе гораздо больше внимания, чем спорту, работает в принадлежащем ей клубе - возится с начинающими в промежутках между собственными тренировками. При этом сумела подготовиться к чемпионату так, что оставалось только завидовать.
Ведь той же Павловой запаса сил хватило, по сути, лишь на первый снаряд - опорный прыжок, где результат российской спортсменки стал лучшим. В квалификации на бревне Анна стала второй, проиграв румынке Каталине Понор почти полбалла. А в заключительном виде программы - вольных упражнениях - едва не получила травму, крайне неудачно приземлившись с двойного сальто назад в последней диагонали композиции. Возможно, подвел собственный лишний вес и неспособность с ним справляться - не хватило приобретенных на тренировках навыков.
Хотя в целом можно сказать, что квалификационный раунд закончился для России лучше, чем мог бы. Четвертая из выходивших на помост в четверг российских спортсменок, двукратная олимпийская чемпионка Сиднея Елена Замолодчикова выступала только в двух видах программы - прыжке и в вольных упражнениях. В обеих дисциплинах попала в финал, хотя на ковре сумела зацепиться за восьмерку чудом: заканчивая одну из диагоналей, Лена ошиблась в прыжке, вышла за пределы ковра и была наказана судьями весьма строго - получила всего 8,837.
Замолодчикову, единственную из гимнасток, нельзя было судить строго. За месяц перед чемпионатом она оказалась выбитой из колеи по серьезным личным причинам и, несмотря на это, нашла в себе силы сделать в Дебрецене все, на что была способна.
В этом, собственно, и заключается роль лидера команды, которым стала Елена после ухода Хоркиной из спорта. Ведь лидер - это не титулы и не престиж собственного имени в гимнастике. А прежде всего человек, от которого ждут надежности и моральной поддержки даже тогда, когда такая поддержка больше всего требуется ему самому. Как тут не вспомнить Алексея Немова, успокаивающего взбешенный судейским произволом зал? Думаю, многие тренеры тогда позавидовали России, что в ее команде есть такой спортсмен.
А грустить по поводу не совсем впечатляющего начала в Дебрецене пока, наверное, ни к чему. В финалах квалификационные баллы не будут име ть никакого значения.
|