Алина Кабаева: ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО |
|
фото © Дмитрий Солнцев
на снимке Алина Кабаева |
Начиная с июля 1998-го, когда пятнадцатилетняя
Алина выиграла Всемирные юношеские игры в Москве, и по сей день
равных на помосте ей нет. Это признают все.
Художественная гимнастика - вид спорта экстремальный.
Удивительно даже, сколько мам и пап жаждали отдать дочек в художницы,
руководствуясь только внешней стороной дела: красивые костюмы, музыка,
игривый (ленточки, скакалки, мячики) антураж. Вход на «кухню» широкой
публике был заказан. Кухня же эта всегда оставалась адской. Изнуряющая
работа по восемь-десять часов в день, нескончаемая - через слезы
и истерики — растяжка суставов и вечный голод. Все это приводило
к тому, что звезды и звездочки, регулярно появлявшиеся на гимнастическом
небосклоне, держались там очень недолго. И исчезали так же
стремительно - опустошенные физически, с надломленной психикой,
потухшими глазами и ощущением неудавшейся жизни.
И вдруг - Алина Кабаева. В 15 она поражала публику
и видавших виды специалистов фантастической пластикой, однако те
же специалисты высказывались скептически: ни к чему, мол, превращать
красивейший вид спорта в детский утренник на полянке. Выступления
Кабаевой того периода действительно выглядели как торжество ребенка,
дорвавшегося до своей стихии - скакалки, мяча, обруча, ленты.
В большом спорте взрослеют быстро. В какой момент
бесхитростный и жизнерадостный ребенок превратился в женщину-загадку
- объяснить трудно. Да и нужно ли объяснять? Для зрителей, наблюдающих
за выступлением любимицы на ковре, почти ничего не изменилось. Та
же легкость и непринужденность в обращении со снарядами, та же сложность
и непогрешимость в исполнении труднейших связок и элементов. Эдакая
любимица фортуны. Немногие понимают при этом, что случайного везения
в спорте не бывает. Нельзя, например, заболеть или устать, нельзя
пропустить тренировку, нельзя дать себе даже незаметную поблажку,
расслабиться - твое место незамедлительно займет другая. Гимнастика
- работа каторжная. Но откуда же тогда прежний блеск в глазах, едва
нога в балетно-гимнастической туфельке ступает на ковер?
Много лет назад одна очень известная в спорте женщина-тренер
сказала о своей талантливой и красивой ученице: «Из нее никогда
не выйдет толка. Слишком многим в жизни увлекается. Наряды, поклонники,
развлечения...» Другая, не менее известная наставница утверждала:
«Если девочка начинает следить за своей внешностью - протыкает уши,
красится, - рассчитывать на полное самоотречение в тренировках и,
как следствие, на результат становится гораздо сложнее».
Наряды Кабаева обожает. Любит выбирать элегантные
платья, умеет их носить. Она - лицо известной швейцарской фирмы
Longines, о ней мечтают дизайнеры высокой моды, создавая свои коллекции.
Поскольку за прекрасной фигурой, длинными ногами и симпатичным лицом
угадывается волевая и целеустремленная личность. Среди поклонников
- толпы известных стране людей, начиная от футболистов и заканчивая
политиками.
Любят ли ее сами гимнастки? Вряд ли. Да и за что
любить соперницу, не оставляющую остальным ни единого шанса на триумф?
Поговаривают даже, что эпоха Кабаевой вполне способна нанести удар
по художественной гимнастике в целом. Мол, чемпионка всегда становится
неким эталоном, примером для подражания. Подражать же почти невозможно.
Слишком одарена Алина от природы, слишком фанатична в работе, слишком
уверена в себе, слишком, слишком, слишком... Вот и отбивается охота
у большинства начинающих спортсменок и их тренеров обрекать себя
на каторжный труд, не имея ни малейшей надежды встать вровень со
звездой. А ведь преимущество от природы у гимнастки было лишь одно
- феноменальная гибкость в суставах и позвоночнике.
Сама Алина рассказала
как-то, что в детстве мама частенько брала ее за ноги и за руки
и складывала через спину, как перочинный ножик, к ужасу домашних.
И что скорее всего именно тогда позвоночник разработался так, что
до сих пор легко гнется во всех направлениях безо всяких дополнительных
и обязательных для большинства гимнасток упражнений.
И все-таки вряд ли можно назвать гибкость главным
оружием претендентки на олимпийское золото. Слишком от многого зависит
спортивный успех. Например, от умения выпутываться из сложных экстремальных
ситуаций. Таковых в художественной гимнастике хоть отбавляй. То
мяч не туда отскочит, то лента в воздухе завяжется. Такое у Кабаевой
случалось неоднократно. Но нет ни одной фотографии, где на лице гимнастки угадывалась бы хоть легкая растерянность.
Прямо-таки железная леди с неизменной улыбкой на лице. Улыбка, правда,
то ангела, то дьявола-искусителя. Это уж как по образу сложится.
Алину обожают журналисты - и это понятно: в общении с прессой девушка
не по годам развита, разумна, самостоятельна и доброжелательна в любой ситуации.
Ее, как принято говорить в среде снимающей братии, «любит камера»: какую фотографию ни возьми
- везде Кабаева выглядит так, словно часами отрабатывала наиболее выигрышные позу и взгляд.
Самое парадоксальное - спортсменку любят судьи,
которые по определению не должны любить лидера, захватившего трон
на слишком долгое время.
А сама Алина беззаветно любит гимнастику. Порой,
как и многие другие, нервничает и боится. Испытывает боль и разочарование
в тренировочном зале. Злится на тренера. Плачет, когда рядом нет
свидетелей слабости. Но все это - до выхода на ковер. А там - при
первых звуках музыки - забывает обо всем, купаясь в любви ко всему
миру. И совершенно невозможно не ответить ей взаимностью.
2000 год
|