Алина Кабаева: ЛИЦО ГИМНАСТИКИ |
|
фото из архива Алины Кабаевой |
В этом виде спорта трудно вспомнить чемпионку,
чьи победы вызывали бы столько противоречивых оценок, как победы
Кабаевой. В 1998-м Алина стала абсолютной победительницей Всемирных
юношеских игр в Москве, выиграла чемпионат Европы среди взрослых,
получила золото Игр доброй воли. Несмотря на это, многие высказывались
скептически: мол, к чему превращать красивейший женственный вид
спорта в детский утренник. Действительно, выступления россиянки
хоть и поражали сложностью и чистотой, но никак не могли чситаться
взрослыми. Это было торжество гениального ребенка, дорвавшегося
до своей стихии - скакалки, мяча, обруча, ленты.
Однако в спорте взрослеют быстро. В конце мая 1999
года Алина выступала в Будапеште - на втором в своей жизни чемпионате
Европы, вновь выиграла, но запомнилась зрелой женственностью и мастерством.
Между прочим, общепризнанный лидер вполне мог лишиться
второго европейского золота. В заключительном виде многоборья у
Алины неожиданно завязалась в узел лента. Гимнастка в буквальном
смысле слова выпуталась из сложнейшей ситуации и сделала это блистательно.
Однако потом рассказывала:
- Когда лента завязалась, я ужасно испугалась. Сразу куча мыслей
в голове пронеслась - что все потерять могу. И никому ничего не
докажу. Когда я в прошлом году стала чемпионкой Европы, многие считали,
что это случайность. К тому же там все лидеры ошибались, а я нет.
Но паника быстро прошла. Я вспомнила слова тренера Ирины Александровны
Винер, что бороться всегда нужно до последнего. И мгновенно поняла,
что даже с ошибкой терять мне уже нечего - надо собраться и довести
упражнение до конца. С таким лицом, как будто ничего не случилось.
Наверное, это и помогло.
- Со стороны всегда кажется, что вы получаете огромное удовольствие
от выступлений. Что все эмоции - предельно естественны. Но может
быть, это просто профессиональная работа - выступать и «держать» лицо?
- Обычно я не думаю о том, что должна казаться спокойнее и увереннее,
чем на самом деле. Само получается. Как только включают музыку,
завожусь и действительно выступаю с удовольствием. Мне хочется улыбаться.
Конечно, бывает и тяжело, и страшновато, но это нормальное состояние
во время соревнований. Страха перед публикой я не испытывала никогда
в жизни.
- Даже когда были совсем маленькой?
- Да. Правда, тогда я часто плакала, если делала ошибки, теряла
предметы. Случалось, выступаю, а слезы сами текут. Мама меня всегда
за это ругала. Но я сейчас научилась держать себя в руках.
- Ваши комбинации на ковре всегда неизменны или случается импровизировать?
- Есть разные варианты на тот случай, если предмет полетит не туда,
куда нужно. Без этого нельзя. Поэтому наиболее сложные элементы
мы отрабатываем на тренировках в различных вариантах. Чем больше
запас, тем спокойнее себя чувствуешь. Во всяком случае, тьфу-тьфу-тьфу,
у меня еще ни разу в жизни не возникало ситуаций, в которых я бы
не знала, что делать.
- Ваша феноменальная гибкость на ковре - результат тяжелого труда
или природный дар?
- Все от природы. На тренировках я абсолютно не работаю над этим.
Правда, сейчас спина иногда побаливает. Не очень сильно. Мама рассказывала,
что, когда я была совсем маленькой, она брала меня за руки и за
ноги и складывала через спину, как перочинный ножик. Бабушка просто
в ужасе была, когда это видела. Боялась, что у меня спина сломается.
Может быть, именно тогда у меня позвоночник разработался так, что
гнуться я могу в любых направлениях.
- По крайней мере, когда решите закончить с гимнастикой, сможете
зарабатывать деньги в цирке - в жанре «каучук».
- Нет, что вы! В цирке встречаются гимнастки с такими спинами, что
мне до них далеко. Я не так давно видела по телевизору конкурс звезд
мирового цирка. Там выступала то ли японка, то ли китаянка, которая
делала элемент, похожий на тот, что я делаю в упражнении с обручем
- лежа поднимаю голову и прямые ноги так, что они соединяются. Но
я держу ноги руками - подтягиваю их. А та гимнастка делала то же
самое, но безо всякой помощи рук. Да и остальные элементы были такими,
что нам, художницам, и не снились.
- Вы придумываете себе какие-нибудь элементы самостоятельно?
- Иногда. Ирина Александровна, кстати, это поощряет. Не любит только,
когда я пытаюсь копировать чью-то работу.
- А вы пытаетесь?
- Есть некоторые вещи, которым мне хотелось бы научиться. Например,
работать с предметами так, как это умеют болгарки. У них очень много
мелких интересных движений. Я иногда и пробую повторять - когда
тренера нет в зале. Но, наверное, Винер права, что ругает меня:
нужно сначала свои элементы отработать до идеального состояния.
- Я слышала, что на ковре вы делаете далеко не все, что умеете.
- Действительно. У нас сейчас такие правила, что сложность и риск
не всегда оцениваются. Вот тренер и боится. Зачем рисковать, если
никакого преимущества в баллах все равно не будет? Вот после Олимпийских
игр правила изменятся, тогда и буду удивлять публику.
- Какой предмет доставляет вам больше всего хлопот?
- Скакалка. Последнюю комбинацию мне ставила болгарский тренер.
В этом упражнении очень много мелкой непривычной работы. Плюс к
этому - бешеный темп музыки. Очень тяжело переключаться с прыжков
на повороты - сбивается дыхание. Особенно трудно бывает после отдыха.
Кажется, что никогда ничего не получится.
- В Будапеште многим необычайно понравилось ваше выступление с мячом.
Кто ставил эту композицию?
- Тренер из Иванова. Ирина Александровна увидела, как работают с
мячом ивановские гимнастки, и попросила их тренера - тоже Ирину
Александровну - мне помочь. Насколько я знаю, она сама танцует в
каком-то театре. Работали мы необычно. Сначала подбирали танцевальные
движения и только потом вставляли в композицию элементы. Сначала
я думала, что не справлюсь - то и дело теряла мяч. Но сейчас все
получается автоматически. Ни одна из моих комбинаций не нравится
мне так сильно.
- Вы очень удивились, когда получили предложение рекламировать часы
фирмы Longines?
- В общем, да. Предложение мы получили по факсу незадолго до чемпионата
Европы. Естественно, сразу согласились подписать контракт.
- И что ощущаете, находясь в помещении, где все стены обклеены вашим
изображением (это интервью состоялось сразу после завершения чемпионата
Европы-99 - Е.В.)?
- Мне нравится. Я ведь не позировала для рекламы специально. Сначала
подумала было, что могли получше фотографии найти. Но потом мне
даже стало нравиться, что снимок необычный - чисто спортивный. С
обручем - в повороте.
- Где он был сделан?
- Даже не знаю. На каких-то соревнованиях, видимо. А сейчас я специально
остаюсь в Будапеште на три дня - для съемок.
- Вы уже знаете, как именно предстоит сниматься?
- Знаю только, что в цивильном костюме. Попросили еще, чтобы костюм
был черным или синим. Наверное, для черно-белых снимков. Насчет
всего остального не имею ни малейшего понятия. Но должно получиться
что-то элегантное.
- Кстати, почему на пресс-конференции, которую проводила фирма Longines,
вы сказали, что считаете элегантность качеством, которое дается
от рождения?
- Мне так кажется, когда я наблюдаю за тем, как одеваются окружающие.
По моему глубокому убеждению, элегантность не имеет с модой ничего
общего. Кто-то может надеть рваные джинсы, потому что это модно,
а кто-то не сделает этого никогда в жизни. И возраст не имеет никакого
значения.
- Вы считаете себя элегантной женщиной?
- Я люблю хорошо одеваться. Мама говорит, что у меня хороший вкус.
Люблю покупать вещи, которые мне нравятся. Правда, это иногда т-а-ак
дорого!
1999 год
|