Россия — Словения: ХОТЬ ЧУЧЕЛОМ, ХОТЬ ТУШКОЙ |
|
фото © Максим Богодвид
Валерий Карпин (справа) |
12 октября 2021
Критика в адрес Валерия Карпина и сборной России по футболу после четырёх побед подряд в отборочном турнире к чемпионату мира 2022 года лишена всякого смысла. Новый наставник продолжает решать поставленную задачу, несмотря на массу сопутствующих проблем. При этом специалист, с одной стороны, старается не отступать от фундаментальных принципов, лежащих в основе успеха, а с другой — проявляет гибкость в тактических вопросах, когда понимает, что подопечные не справляются.
«Это что же за футбол такой, ради которого нужно ехать 250 км в одну сторону? Хозяйка лыжного отеля в Рамзау, с которой я разговорилась в ожидании запланированного на вечер интервью, взглянула на меня не то, чтобы с осуждением, но было понятно: озвученное расстояние мало того, что представляется другим концом света, но она категорически не понимает, на кой ляд менять Рамзау на какой-то непонятный Марибор, когда только-только наладилась погода, деревушка с раннего утра залита солнцем и запах свежесваренного кофе с открытых террас кружит голову?
Но что такое 250 км по прекрасным европейским дорогам, когда в столь знаковом для росийского футбольного болельщика месте играет твоя команда? Знак тот, правда, был начертан для российской сборной в 2009-м преимущественно черной краской, но жизнь российского футбола в этом плане — известная зебра...
Не вспоминать проклятие того матча, сидя в понедельник на трибуне арены Людски Врт», было решительно невозможно, причём не нам одним: не случайно же словенцы приложили массу усилий, чтобы матч игрался не в Любляне, а именно здесь, на том самом стадионе с мрачной кладбищенской историей, который порядком пошатнул (чтобы не сказать — разнёс вдребезги), имидж волшебника Гуса Хиддинка.
Собственно, и Хиддинк вспоминался в Мариборе не случайно: для того, чтобы реконструировать в памяти тот самый 2009-й, на поле не хватало лишь его. В остальном картинка виделась прежней: Россия — по одну сторону, Словения — по другую и Матьяж Кек на тренерской лавке: тот самый специалист, что возглавлял словенскую сборную 12 лет назад. Шестикратный чемпион Словении, трижды побеждавший, как игрок, и трижды — как тренер, причём с «Марибором». Что еще нужно, чтобы в крошечном городе к тебе относились, как к первому — после Бога?
У нас же — Валерий Карпин. Как игрок — тоже трехкратный чемпион страны, а вот как тренер — кот в мешке, едва ли не больший, чем вся его нынешняя команда.
Знакомый словенский журналист, увидев меня на трибуне, шутливо спросил, тыкая пальцем в стартовый протокол:
«Кто эти ваши игроки? Откуда вы из набрали? Эти имена точно стоит запоминать?»
Фраза, несмотря на шутливый тон, прозвучала столь издевательски, что я отпарировала: «Зато нам везёт!»
«Где? В Мариборе??? Ты просто сделала мой вечер этой фразой!» — расхохотался собеседник.
Ну а потом начался матч и уже через полчаса с небольшим в ворота Словении с разницей в четыре минуты влетели два мяча. Вечер явно переставал быть томным. Для словенцев — так точно. Особый цимес заключался в том, что забили хозяевам центральные защитники — и оба сделали это красиво.
Наверное, слово «повезло» применительно к сборной Карпина, мы еще услышим не раз, но вот в канву конкретно этого матча в Мариборе оно не вписывалось в принципе. С первых же минут игры было ясно — словаки вышли убивать. Это ощущение просто висело в воздухе и, увы, обманчивым не оказалось: под очень жесткую раздачу уже в первом тайте попали сначала Джикия, потом Бакаев, Сутормин, Дивеев...
Самым ценным был даже не счёт 2:1, с которым команды отправились на перерыв, а настрой российских парней, в действиях которых с первых же минут четко читалось: они прекрасно понимают, что их будет ждать в этой игре, и готовы ко всему.
Ради того, чтобы это увидеть, определённо стоило ехать на футбол за 250 км.
По законам жанра команда Карпина, конечно же, должна была сесть во втором тайме в глухую оборону и играть на удержание. Слишком свеж был в памяти предыдущий матч со словаками в Казани, после которого тренера и его команду не склонял только ленивый. Вместо этого на поле разворачивалась атака за атакой, и нельзя было ине задаться вопросом: чего ещё мы не знаем о своей сборной и её главном тренере?
В августе 2008-го, когда Гус Хиллинк пожинал добытые на Евро лавры, а Карпин только-только пришёл в «Спартак» генеральным директором, нынешний помощник Валерия в сборной Николай Писарев сказал мне в интервью:
«Валера сам по себе самодостаточный человек, сильная личность. Мощный, амбициозный, с хорошей энергетикой, с большим опытом и знаниями. Считаю, что он может быть прекрасным тренером. И могу с большой долей уверенности сказать, что в офисе Карпин не засидится. Более того, в этом есть опеределенное здравое зерно: прийти в качестве гендиректора, выстроить клуб в полном соответствии с тем, как это должно быть, и возглавить команду. Наверняка в этом качестве он будет ошибаться. Это может касаться и выбора состава, и замен. Мы можем сколько угодно обсуждать его решения, но главное, как мне кажется, помнить, что за конечный результат отвечает только он...»
Кстати, если говорить о везении, Карпин сильно недотягивает до Хиддинка. Ведь, по сути, в блистательной (как принято считать) карьере голландца в нашей стране определяющим стал один матч. Не тот, знаменитый — с Голландией в 2008-м, после которого Россия вышла в полуфинал европейского первенства, а тот, что игрался 21 ноября 2007 года на «Уэмбли» между Англией и Хорватией. Не случись там победы хорватских мальчишек над английскими мэтрами, в которую, к слову, никто не верил, не было бы в российской футбольной истории никакого Евро. А так чемпионат не просто увенчался результатом, которого никто не ждал, но и на много лет вперед подарил стране иллюзии. Пусть и не слишком обоснованные.
Футбольные иллюзии Карпина, полагаю, были развеяны еще в середине 90-х. Собственно, и об этом тоже говорил мне в уже упомянутом интервью Писарев:
«Мы все, и я в том числе, очень верили Романцеву, что можем выиграть у кого угодно. Эта мысль постоянно присутствовала в голове у каждого: что мы вот-вот замахнемся на то, чтобы выиграть Лигу чемпионов. Кто не верил, в «Спартаке» надолго не задерживался. За счет этой веры мы выжимали из себя все, что могли. В реальности же были способны вырвать одну-две игры у топ-клубов на определенной стадии — когда те на групповом этапе приезжали в Россию с одной целью – не травмироваться на наших полях и не проиграть с чересчур большим счетом...»
Собственно, сила Карпина-тренера как раз в отсутствии иллюзий. Он прекрасно понимает, взяв национальную команду в экстремальной для нее ситуации, во что ввязался и с кем имеет дело. При этом чётко видит цель, которая на текущем этапе заключается вовсе не в том, как именно играет команда, а в том, чтобы пройти дальше. Хоть тушкой, хоть чучелом, как говорилось в старом советском анекдоте про эмигранта с попугаем.
Все причитания, которые раздавались после матча в Казани на тему «как они вообще играть дальше собираются с таким футболом?» здесь, что называется, в пользу бедных, и сейчас это стало понятно особенно чётко. Проклятие Марибора сняли? Сняли. На первое место в группе вышли? Тоже ответ утвердительный. Но самое ценное заключается сейчас в том, что в кои-то веки турнирная ситуация целиком и полностью находится в руках российских футболистов: даже удивительно, что не нужно подсчитывать, кто кому и с каким счётом должен проиграть, чтобы мы прошли дальше.
А играть они будут по-разному. За то и любим...
|