Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Футбол - Сбор в Нойштифте - 2018
ПО-НАШЕМУ, ПО-ШВЕЙЦАРСКИ...
фото © AFP
Сборная Швейцарии

21 мая 2018 

Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, можно ли провести параллель между хоккейной Швейцарией и футбольной Россией и, выбирая между собственными журналистскими интересами и интересами команды, встает на сторону главного тренера. Пока – временно.

Солнце в Нойштифте включили в шесть утра, словно по заказу Черчесова. Накануне вечером, когда сборную России под моросящим дождиком везли из аэропорта, а потом чествовали на крыльце лучшего в Нойштифте отеля под бдительным присмотром местных полицейских, главный тренер команды высказал лишь одно порядком шутливое пожелание – «включить» солнце.  И – вуаля! С утра команда получила залитые ярким светом склоны окрестных гор.

Накануне ночью в параллельной хоккейной реальности шла непримиримая битва.  Финал чемпионата мира между Швецией и Швейцарией был крайне близок к тому, чтобы завершиться самой громкой сенсацией в истории мировых первенств. Помешал этому один буллит, благодаря которому шведы в 11-й раз стали чемпионами мира, а их соперник повторил результат финала-1935: завоевал серебряные медали.
На фоне чуть более ранних пожеланий, которые получила российская футбольная сборная со стороны деревенских властей Нойштифта – выиграть чемпионат мира, триумфальное шествие швейцарцев к золоту по трупам соперников была как нельзя кстати, потому что рождало лишь одну мысль: а чем мы, собственно, хуже швейцарцев? Почему они – смогли, а мы не сумеем? И какая, к черту, разница, хоккей это, или футбол?

Слабых команд в спорте не бывает. Эта порядком заезженная фраза давно стала в игровых видах аксиомой, которую долгое время упорно игнорировала наша футбольная сборная. Недооценку соперника я бы даже назвала своего рода проклятием российского футбола. Вспоминайте здесь, что хотите: пресловутых футбольных европейских «карликов» Исландию, Албанию и Эстонию, или же Саудовскую Аравию, Иран  и Катар, но весь этот бессмысленно-пораженческий опыт сводится к выводу: с сильными соперниками Россия, как и отдельно взятые российские клубы,  зачастую играет куда лучше, чем с теми, кого вроде бы полагается обыгрывать одной левой.

Справедливости ради стоит заметить, что проблема это не только российская. Если снова обратиться к новейшей хоккейной истории, думаю, очень многие кусали локти от того, что на Олимпийских играх недооценили сборную Германии, а на чемпионате мира – швейцарцев. Но можно взглянуть на это чуть под другим углом: если недооценка соперника столько раз приводила российскую сборную к краху, почему нам на руку не может сыграть то, что футбольные гранды, да и не только они, давно уже не относятся к России всерьез?

И так ли уж нерешаема задача добиться на домашнем чемпионате успеха? Если Станиславу Черчесову удастся повторить достижение десятилетней давности и вывести команду даже не в полуфинал, как это удалось Гусу Хиддинку, а в ¼, это станет грандиознейшим достижением, о котором очевидцы наверняка будут с придыханием рассказывать многие годы после. Но это из разряда сверхзадач. Программа-минимум сводится к тому, чтобы максимально качественно сыграть два матча из трех. Всего два. И выйти из группы.

Комментируя феерическое выступление Швейцарии на чемпионате мира, мои хоккейные коллеги отмечали, что наиболее сильной стороной серебряных призеров чемпионата стала не только агрессивность и серьезная игровая дисциплина, но и абсолютная раскованность. От первого и до последнего дня турнира швейцарцы вели себя так, словно приехали в Копенгаген не для того, чтобы биться за медали (представляю, сколько насмешек вызвало бы подобное предположение до начала чемпионата!), а прежде всего с тем, чтобы получить удовольствие. Они охотно и как-то совершенно расслабленно общались с журналистами, фотографировались, раздавали автографы, и, подозреваю, захоти кто-то из игроков сделать селфи прямо на льду, это не вызвало бы никакого недоумения. Российская футбольная сборная в определенном смысле похожа на швейцарцев: ей по большому счету нечего терять. За оставшееся до начала мирового первенства время Черчесову любой ценой нужно сделать то, что в 2008-м удалось Хиддинку: заставить команду максимально сплотиться и поверить в себя. Превратить ее в этакий кулаком – азартным, веселым и непредсказуемым. Этого вполне может оказаться достаточным, чтобы поймать кураж. Добавьте сюда щепотку везения и сами придете к выводу, что Россия вполне способна замахнуться на мировом первенстве большее, чем планово-установленная высота.

Главному тренеру можно поставить в упрек разве что его откровенное нежелание  облегчать работу журналистов. Он не ставит заслоны, но и не идет навстречу: интервью абсолютно шаблонны, тезисны и кого-то порядком раздражают: даже наблюдая за тем, как снисходительно главный тренер эти интервью дает, ты постоянно чувствуешь, что отвлекаешь от важной работы очень занятого человека. Которому абсолютно безразличны чужие интересы, поскольку есть собственные. И они – главнее.

Прав Черчесов в том, как он ведет команду к главному для нее старту, или нет, станет ясно на уровне выхода российской команды из группы. Выйдем, значит, все было сделано правильно: и сбор в Австрии (при том, что многие не понимали, зачем вообще нужен сбор за границей накануне домашнего чемпионата), и отказ от приветственного шнапса в Ягдхофе, и невызов в сборную Игоря-лучшегоопорникастраны- Денисова, и много-много всего прочего. Точно так же верно и то, что в случае неудачи, главному тренеру припомнят все, и это тоже будет нормально: любить проигравших журналисты умеют только в одном случае: если поражение случилось в антураже трагических обстоятельств. Например, внезапно залетевшего на последней минуте мяча в матче за выход в четвертьфинал. А что может быть трагического в проигранных поединках за выход из группы?

Наблюдая за тем, как сборная заезжает в отель в воскресенье, а на следующий день выходит на первую тренировку в Нойштифте, я невольно вспомнила рассказ одного из украинских тренеров по фигурному катанию о том, как когда-то он решал, где хотел бы работать и остановил свой выбор на Одессе - довольно провинциальной по сравнению с Киевом и Днепропетровском. 

«В Одессе я как-то оказался на судейским семинаре, и в один из дней увидел на улице расхристанного пацана, который шел по трамвайным путям, - рассказывал он. – На лице, в жестах, походке этого парня сквозило такое чувство собственного достоинства, что сразу становилось понятно: идет хозяин жизни. Только из таких вырастают большие чемпионы. Что бы ни происходило вокруг, они все равно выживут».

Наблюдение за футболистами в Австрии рождало аналогичные ощущения. Приехав в Нойштифт, Черчесов сделал прекрасный выбор – в том плане, что заставил всю немаленькую общину Штубайталь вращаться вокруг российской сборной. И в определенном смысле вокруг себя: к тренеру, однажды сделавшему любимый австрийскими болельщиками «Тироль», чемпионом Австрии и обладателем всех высших национальных трофеев, в Инсбруке и его окрестностях относятся так, как полагается - как ко второму человеку после господа Бога. Все это было очевидно и в момент чествования команды местными властями и владельцами отеля по приезду в Нойштифт, и в момент первого заезда на стадион, где каждое из сооружений как специальным клеймом было опечатано табличками: «Расположение сборной России по футболу». Не хватало лишь слов: «Не входить. Частная собственность».

Наверное, это тоже правильно, создать у игроков ощущение собственной исключительности, дать им возможность хотя бы на 12 дней почувствовать, что мир вращается вокруг них. Вокруг всей команды, а не отдельно взятых астероидов-игроков, каким мог бы стать, но не стал скандально-известный ньюсмейкер Денисов.

Полагаю, что у каждого болельщика страны существует своя и достаточно бессмысленная для обсуждения версия на тему прав главный тренер в своем решении относительно игрока, или не прав категорически.  Я бы говорила здесь скорее о том, что правых и виноватых в футболе не бывает в принципе: стрелки на ту или иную сторону всегда склоняет результат конкретного матча или турнира.  Звезды всегда капризны: достаточно вспомнить, что даже в высшей степени открытому для прессы говоруну-Хиддинку не удалось повлиять на великого молчуна Акинфеева и убедить того в необходимости общаться с журналистами.

Сказать, что Денисов опасен в своей непредсказуемости и поэтому не должен быть в составе национальной команды тоже нельзя: точно такой же, образно выражаясь, «обезьяной с гранатой» можно назвать и Суареса, способного укусить соперника и оставить свою команду вдесятером, и великого Зидана, оставившего без золотых медалей  чемпионов мира всю Францию  в 2006-м. Просто Денисов, несмотря на все его заслуги, – это не Суарес и не Зидан. Не тот игрок, другими словами, кто способен в одиночку решить итог матча. А раз так, к чему идти на уступки? Черчесов – не тот человек, который станет делать ставку на непредсказуемость. В этом трудно не встать на сторону тренера.

В конце концов, если команда под руководством Черчесова не выйдет из группы, времени для того, чтобы ругать главного теренра, его решения и всю его команду, у российских болельщиков и журналистов будет  более чем достаточно,. А если выйдет – так ведь в этом все мы заинтересованы гораздо больше, не так ли?

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru