Глава 4. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПАРА |
|
Фото © Александр Вильф,
на снимке Людмила Белоусова и Олег Протопопов |
Для людей, видевших Белоусову и Протопопова на
льду в лучшие годы их выступлений, они до сих пор остались легендой.
В одной из западных статей о русской паре писалось: «Людмила
и Олег - это союз, который был создан на небе и не может быть разделен
даже со смертью обоих партнеров».
Несмотря на то, что уже на
следующий после второй олимпийской победы год - в 1969-м - Белоусова
и Протопопов проиграли и чемпионат Европы и чемпионат мира, спрос
на них за рубежом был предельно высок. Но заключить контракт с профессиональным
шоу тогда было невозможно.
Это стало одной из причин, по которой
в 1979-м фигуристы решили не возвращаться в Союз после показательных
выступлений в Швейцарии. И само сочетание их имен в СССР надолго
стало ругательным. Помню разгромную статью, подписанную олимпийским
чемпионом Саппоро Алексеем Улановым, в которой тот жестоко унижал
былых партнеров по команде. Из других публикаций почему-то более
всего запомнился такой факт: распродав в Питере все, что можно,
Белоусова и Протопопов ухитрились вывезти в Швейцарию даже старенькую
швейную машинку.
Потом у меня появился журналистский интерес. Хотя,
может быть, это было самое обыкновенное любопытство: из всего прочитанного
о паре следовало, что даже в свои звездные доэмигрантские годы в
неизменном коллективе сборной Белоусова и Протопопов столь же неизменно
были сами по себе, словно инопланетяне.
«Они были страшными индивидуалистами, - рассказывал
мне Алексей Мишин (в конце 60-х Мишин с Тамарой Москвиной непрерывно
соперничали с двукратными олимпийскими чемпионами, а в 1969-м обыграли
их на чемпионате мира). - Но в то же время постоянно нуждались в
свите. У них такая свита была всегда: кто-то носил коньки, кто-то
- аппаратуру, кто-то просто говорил комплименты».
В 1995-м на чемпионате Европы в Дортмунде я встретилась
с Белоусовой и Протопоповым впервые.
* * *
«Ни в коем случае не заводи разговор о том
периоде, когда Белоусова и Протопопов решили уехать, и не вспоминай
о дрязгах, сопровождавших их отъезд. Иначе беседы не получится:
тебе придется в одностороннем порядке выслушивать былые обиды. Постарайся
понять, что для этих людей всегда существовало только фигурное катание
и ничего больше. Зато о фигурном катании тебе расскажут так, как
это не сможет сделать никто», - напутствовал меня коллега в
пресс-центре.
Совет никак не ущемлял мои интересы. На дворе был
1995-й год, и это делало вопрос о месте жительства и гражданстве,
мягко говоря, второстепенным.
Мы разговаривали на одном из торжественных приемов.
Людмила почти ничего не говорила. Просто стояла рядом с мужем, изредка
кивая головой: маленькая, воздушная - сорок с небольшим килограммов
веса, в черной вязаной кофточке, с фиолетовым бантиком на светлых,
убранных в хвостик волосах. Девочка, паспортный возраст которой
(почти 60!) с трудом укладывался в голове. На вопрос, как мне обращаться
к ней, коротко ответила: «Мила».
Тогда в Дортмунде мне показалось, что Протопопова
я нечаянно обидела. Он долго рассказывал, что давно не выступает
с женой в том графике, в котором приходилось работать, например,
в американском шоу Ice Capades, где было по четыреста спектаклей
в году, но что учит прыжки и намерен подготовиться к Олимпиаде…
Я автоматически вставила встречный вопрос: «Среди ветеранов?»
Ответом был взгляд, каким смотрят на безнадежно
дебильного ребенка. А может, мне просто показалось. Во всяком случае,
после паузы последовал ответ:
- Вам никогда не приходило в голову, что в Швейцарии
практически нет парного катания и, значит, место в команде вакантно?
Да и ИСУ (Международный союз конькобежцев - прим. Е.В.) пока не
придумал правил, ограничивающих возраст спортсменов. Я не говорю,
что мы выступим. Но мы готовимся. Максимальная цель всегда дисциплинирует,
помогает сохранить свежей психику. К тому же я всегда был склонен
считать, что лучше умереть на льду, нежели в клинике для престарелых.
Нам не важен результат. Все возможные медали у нас есть - двадцать
два килограмма. Лежат дома в коробке. Если нам захочется иметь еще
столько же золота, я могу позволить себе пойти в банк и купить его.
Но нам это не нужно.
Та встреча оставила у меня сложное впечатление.
На протяжении чемпионата Протопопов давал очень четкие оценки тому,
как катались участники, говоря о гипотетическом участии в Играх-98,
подчеркивал: «Мы слишком много знаем о том, как надо готовиться
к соревнованиям и как надо выступать» - и тут же говорил:
- Мы не можем позволить себе заниматься тренерством.
Слишком много сил уходит даже на консультации. А мы хотим кататься
сами и тратить свои силы только на себя.
Еще больше меня зацепило другое высказывание некогда
великого фигуриста:
- Пару лет назад мы получили предложение выступить
в американском шоу, куда приглашают исключительно олимпийских чемпионов
разных лет. Предложили десять тысяч долларов за выход. Когда я отказался,
сумму тут же увеличили вдвое, посетовав, что остальные русские катаются
за такие деньги с большим удовольствием. Я же ответил, что русские
согласились бы кататься и за 500 долларов. Но мы, увы, не русские.
- На мой вопрос: «Вы действительно так считаете?»
- Протопопов ответил: «Я просто знаю себе цену».
Еще одним воспоминанием о той встрече в моем
блокноте осталась выдержка из чужой статьи:
«Всю свою жизнь Людмила и Олег были сообщающимися
сосудами, где один черпает все необходимое у другого, дополняя его,
в свою очередь, чем-то своим. Поэтому делиться с посторонними, будь
то ученики или коллеги по работе, им попросту нечем: все уходит
на себя, для восстановления истраченного и создания нового. От этого
- конфликты с товарищами по сборной или балету на льду, в которых
они видели не более чем пришельцев в принадлежащем им, и только
им, микрокосмосе парного фигурного катания…»
* * *
В Софии, на чемпионате Европы-96, они появились
чуть ли не раньше официальных участников. С этого момента все без
исключения средства массовой информации начинали свои корреспонденции
из болгарской столицы с сообщений о том, что после двадцатипятилетнего
перерыва олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов
вновь выйдут на любительский лед.
На протяжении года фигуристы пару раз выступали
в благотворительных шоу, но в Софии, куда организаторы пригласили
Протопоповых (официально Людмила носит фамилию мужа) в качестве
почетных гостей, слово «любительский» подчеркивалось особо:
за год информация о намерениях пары выступить на Играх в Нагано
стала общеизвестной и успела вызвать переполох в ИСУ. Никогда не
забуду квадратные от запоздалого удивления глаза вице-президента
Союза Лоуренса Деми, когда ему изложили аргументы Протопопова: «А
ведь в правилах действительно нет пункта, ограничивающего возраст
фигуристов», - озадаченно пробормотал англичанин.
Тренировались Олег и Мила по ночам: дневной лед
был отдан участникам, а поздно вечером начинались репетиции открытия.
И именно к ночи трибуны активно заполнялись зрителями.
Первое впечатление было сильным. Ни прыжков, ни
поддержек, ни выбросов Белоусова и Протопопов не делали, да, наверное,
и не могли. Но со льда веяло какой-то особой магией абсолютного
единства движений, жестов, чувств. Коньки скользили по льду без
единого шороха. При этом меня не покидало чувство, что это катание
не предназначено для зрителей: оно было слишком личным. Видимо,
то же самое чувствовали трибуны, оцепеневшие в каком-то немом восхищении.
После тренировки я спустилась в раздевалку к Миле.
Подождала, пока та снимет коньки («Мы катаемся в этих коньках
уже 12 лет. Нам их шили еще в Москве, модель Олег разработал сам»),
накинет на трико все ту же черную (видимо, любимую) вязаную кофточку.
Потом мы шли к автобусу и Протопопов, как бы мимоходом подчеркнув,
что после смерти Сергея Гринькова они с Милой остались единственными
олимпийскими чемпионами в парном катании, кто продолжает кататься
вместе, рассказывал, почему считает невозможным для себя приехать
в когда-то родной Питер на празднование столетнего юбилея фигурного
катания.
- Мы получили факс, подписанный мэром города Анатолием
Собчаком, в котором сообщалось, что нас приглашают на юбилей. Соответственно,
отправили ответный, где написали, что если нас приглашают в качестве
участников показательных выступлений (из приглашения было не очень
понятно, в качестве кого нас хотели бы видеть в Питере), то просим
компенсировать тренировочные расходы. Для нас подобное выступление
слишком серьезно, чтобы приезжать неподготовленными. В Швейцарии
мы тренируемся на общественном катке в городском парке. Когда погода
солнечная и морозная, швейцарцы уезжают за город кататься на лыжах,
и каток пустеет. В такие дни мы тренируемся более интенсивно, но,
тем не менее, не можем кататься под свою музыку. А главное, должны
постоянно приспосабливаться к очень маленькому пространству. Чтобы
подготовить серьезную программу, надо арендовать лед. Это стоит
155 швейцарских франков в час.
- Ответ из Питера мы получили только через месяц,
- продолжал Протопопов. - Сначала нам позвонил какой-то человек,
а еще через неделю пришел факс, в котором говорилось: «Позвольте
пригласить вас в Санкт-Петербург для участия в показательных выступлениях.
Условия выступления - согласно предложенным по телефону нашим представителем».
Возможно, со своей стороны организаторы считали
такую форму отношений нормальной, но нам это показалось дикостью:
в конце концов мы понятия не имели, с кем разговаривали по телефону
и какие условия конкретно имелись в виду. Кстати, вся переписка
у нас с собой…
В Софию Белоусова и Протопопов приезжали бесплатно.
Их выступлению на церемонии открытия организаторы отвели полторы
минуты и чуть меньше половины катка (на остальной площади льда стояли
участники праздничной массовки).
После я не раз жалела, что видела это. Протопопов
вышел на лед в соломенного цвета парике (под софитами искусственные
волосы казались рыжими), лицо было покрыто толстым слоем грима с
нарисованным на нем румянцем, подведенными глазами и губами. Его
партнерша была в коротеньком красном платьишке («Мы до сих
пор влезаем в костюмы, в которых катались в 1968 году») с красным
бантиком в волосах.
Контраст с ночными тренировками был разителен:
там на льду были Мастера, для которых кататься было так же естественно,
как дышать. Здесь - двое немолодых людей, отчаянно, но тщетно пытающихся
скрыть свой возраст. Эти попытки - нелепые, а главное, абсолютно
ненужные - напрочь заслоняли катание пары и заставляли вспомнить
высказывание выдающегося русского хореографа Игоря Моисеева: «Танцевать
можно и в тридцать лет и в шестьдесят. Но в шестьдесят на это не
надо смотреть».
* * *
О разговоре на чемпионате мира в Лозанне в марте
97-го мы договаривались заранее, по телефону. Встреча получилась
натянутой. Протопопов достал из папки небольшую вырезку из «СЭ»,
в которой говорилось о том, что выдающаяся в прошлом пара по-прежнему
намерена выступить на Играх в Нагано, но что и в ИСУ, и в швейцарской
федерации фигурного катания к этому относятся довольно неодобрительно.
Информацию я получила от него самого, в телефонном разговоре (беседа
была записана на пленку редакционного автоответчика).
- Это вы писали? - сухо осведомился Протопопов.
- Я бы посоветовал вам проверять факты. Из вашего материала следует,
что нас не очень-то и любят, а это не так. Вы пишете, что нас «забыли»
пригласить на чемпионат. Это тоже не соответствует истине: мы приглашены
как почетные гости и во время соревнований по парному катанию будем
сидеть вон там, - Протопопов указал на противоположную журналистской
трибуну, где в три ряда располагались сиденья с высокими спинками.
На мою попытку возразить («Вы же сами мне
говорили…») Протопопов отрезал: «Значит вы просто меня
неправильно поняли».
Продолжать спор я не стала. Хотя уже знала, что
Протопоповы аккредитованы на чемпионате «по знакомству»,
в качестве помощников российского комментатора и живут в самой дешевой
из гостиниц, за которую платят сами.
Во время финала в парном катании они по-прежнему
сидели на трибуне прессы.
В разговоре у Протопопова появилась привычка расправлять
плечи и слегка вскидывать подбородок, перед тем, как ответить на
вопрос. А может быть, я просто не замечала этого раньше.
Через несколько дней после приезда в Лозанну в
интервью другой газете Протопопов повторил то же самое, что говорил
в телефонном разговоре мне: в швейцарской федерации действительно
не хотят, чтобы фигуристы представляли эту страну в Нагано.
- Насколько для вас принципиально, будете вы кататься
в Японии, или нет, - спросила я его. И услышала:
- Совершенно не принципиально. В творчестве главное
- процесс. Ведь, по сути, все соревнования одинаковы. Меняются только
вывески. Можно сколько угодно говорить о том, что современное фигурное
катание ушло далеко вперед, стало более профессиональным, но я не
так часто вижу настоящий профессионализм. И уверен, что мы с Милой
опередили всех лет на тридцать. Когда-нибудь это поймут все.
Ради того, чтобы подготовиться к возможному участию
в чемпионате Швейцарии, а затем (если удастся) к отборочному предолимпийскому
чемпионату Европы, Белоусова и Протопопов решили отменить ежегодный
отпуск на Гавайях - вместо этого уехали на двухмесячные тренировки
в Бостон. Как объяснили, в Швейцарии естественный городской каток
уже растаял, а аренда искусственного обходится намного дороже, нежели
в США.
Кроме этого, в Америке, по словам фигуристов, похоже, нашлась
фирма, которая берется по чертежам Протопопова сшить именно такие
ботинки, в которых пара катается сейчас.
Когда я спросила Протопопова, можно ли подъехать
к ним в гостиницу и сфотографировать ботинки с коньками - те самые,
легендарные, его собственной модели, - он отказал: «Чего их
фотографировать? Я считаю, что вам это не нужно».
Фотографу, подошедшему с той же просьбой, Протопопов
ответил: «Если вам так нужна эта съемка, могли бы и заплатить».
Потом - за 150 долларов - он дал разрешение сделать
два снимка. Потом снова передумал («Мила уже упаковала сумку
и не хочет ее распаковывать»).
В последней надежде уговорить фигуристов, я обратилась
за помощью к человеку, знающему Протопоповых давно и достаточно
близко. Ответ был, как ушат холодной воды: «Я тебя всегда предупреждал,
что Протопоповы на льду и вне его - это совершенно разные люди.
Я люблю тех, которые на льду. И только».
* * *
«Самое страшное - в 18 лет сознавать, что
все лучшее в жизни уже позади», - сказала как-то выдающаяся гимнастка
Наталья Кучинская, чья звезда, взошедшая, как всегда бывает в гимнастике,
крайне рано, столь же стремительно закатилась.
Сознавать, что жизнь позади, страшно в любом возрасте.
Может быть, поэтому расставание со спортом всегда трагедия. За свою
жизнь я не встречала человека, который бы не боялся ухода и не старался
бы максимально оттянуть этот момент.
В такой ситуации девять человек
из десяти теряют способность трезво ее оценить и сказать самому
себе: «Все! Хватит!» И начать жизнь сначала. Облегчить
этот переход мужчине может работа. Женщине - семья, дети.
Думаю, Белоусовой и Протопопову изначально было
гораздо сложнее, чем кому-либо. Им говорили, что они непростительно
стары для фигурного катания и тридцать лет назад, и сорок пять -
когда фигуристы только-только начинали выступать вместе. Похоже,
обида, тогда пережитая ими, засела занозой навсегда.
Уехав из России в 1979-м, Белоусова и Протопопов
обрубили себе дорогу назад. В единственную страну, где тысячи людей,
несмотря на опалу фигуристов, восхищались ими по-прежнему. В швейцарии
44-летняя Людмила и 47-летний Олег могли только продолжать кататься.
Ничем другим они просто не заработали бы на дальнейшую жизнь.
«В России мы всегда чувствовали себя одинокими
и беспомощными эмигрантами, - говорил Протопопов в одном из интервью.
- За что нам любить эту страну?»
«Я регулярно смотрю программы российского
телевидения. Увиденного вполне достаточно, чтобы не испытывать никакого
желания приехать в Россию, - говорил он в другой беседе. - Если
когда-нибудь и приеду, то лишь затем, чтобы сходить на могилку матери.
Она умерла после нашего отъезда, а приехать на похороны у меня не
было возможности».
В Швейцарии, гражданами которой Белоусова и Протопопов
стали несколько лет назад, у них до сих пор нет собственного дома.
Есть небольшая арендуемая квартирка в Гриндельвальде - небольшом
горном курорте. В 1982-м, когда фигуристы закончили кататься в Ice
Capades, вместо покупки собственного жилья по обоюдному решению
они решили сделать фильм. О себе.
Все деньги (по словам Протопопова,
около миллиона франков) были потрачены на покупку профессиональной
аппаратуры, аренду катка, съемки. Осветительные установки были заказаны
в Германии. Фильм снимал 17-летний фигурист, родители которого в
1968-м перебрались в Швейцарию из Чехословакии. Костюмы к каждому
из показательных номеров Людмила шила сама. На той самой, привезенной
из Питера, машинке.
Тысячи метров пленки (16 часов чистого катания
без единого дубля) существуют в единственном экземпляре: ни одна
компания не берется сделать из отснятого материала фильм.
- Я пробовал монтировать пленку сам, сделал кассету,
продолжительностью 1 час 20 минут, - говорил Протопопов. - Все,
кто видел, соглашаются, что работа в высшей степени профессиональная,
а сам фильм уникален. Мы пытались обращаться в компании, которые
занимаются производством кассет или телевизионных материалов такого
рода. Но все хотят получить фильм даром. Если найдутся состоятельные
люди, способные по-настоящему оценить то, что у нас есть, возможно
я соглашусь продать пленку. Пока таких предложений нет.
А может,
это к лучшему. Мне, например, было страшно печально смотреть, как
на аукционе распродавались личные вещи «Битлз». Не хотел
бы увидеть, как подобным образом продают нашу с Милой жизнь…
Книга, которую Протопопов начал писать в Швейцарии,
скорее всего тоже никогда не будет закончена. Сейчас в ней около
500 страниц. По мнению автора, не написано и половины того, о чем
надо написать. Когда Протопопов рассказывал, что сам, случается,
читает написанное часами и не может оторваться, я вдруг поняла,
что эту книгу он никогда не отдаст ни одному редактору в мире: для
него она (как, впрочем, и фильм) - выношенный и выстраданный ребенок.
А собственных детей не отдают в переделку.
- У вас есть какие-нибудь любимые женские дела,
- спросила я Милу, когда мы беседовали в Лозанне. Она пожала худенькими
плечами:
- Разве что кухня. Я много готовлю, все съедается,
как правило, в тот же день. Раньше шила, теперь в этом нет необходимости.
У нас есть небольшой огородик - три грядки. Одно время выращивали
огурцы, теперь зелень. Просто так, для удовольствия. Еще есть три
вишенки - сестра привезла из Москвы. Но ягоды постоянно склевывают
птички. 12 лет жила приблудная кошка. Когда мы уезжали на гастроли,
она даже плакала. А два года назад умерла. Похоронили мы ее прямо
у дома, под елочкой.
- Какую крупную покупку вы сделали себе за последние
годы?
- Никаких. Мне ничего не нужно.
- А какой подарок в последний раз дарили мужу?
- Мы не дарим друг другу подарки. Достаточно того,
что друг у друга есть мы сами. Мне никогда в жизни даже не хотелось
иметь детей. Если бы они у нас были, разве мы смогли бы кататься
так долго?
В один из дней чемпионата мира я ехала в автобусе
с репортером из французской газеты L'Equipe и в разговоре спросила,
пишут ли во Франции о Белоусовой и Протопопове, об их намерении
приехать в Нагано. Он безразлично удивился: «О чем здесь писать?
О двух выживших из ума стариках?» - и перевел разговор на другую
тему.
Ответ меня резанул. В этот момент я очень хорошо
поняла, почему не могу относиться к фигуристам, которых знаю лишь
шапочно, с таким же равнодушием: для меня они всегда останутся своими
- русскими. Их можно воспринимать по-разному, но нельзя - никак.
Потому что своим катанием на льду Белоусова и Протопопов много лет
создавали славу России. Стране, которую, увы, не очень любили. А
в сытой и уютной Швейцарии легендарные фигуристы не нужны никому.
Там они всегда будут чужими. И всегда - русскими.
Впрочем, об этом они знают сами. Иначе, как объяснить
слова Протопопова, сказанные в Лозанне:
- Когда мы умрем, в Швейцарии скажут: «Не
стало русских олимпийских чемпионов».
|