|
Фото © Александр Вильф
Пекин. Строительство главного стадиона Игр-2008 |
Первое, на что натыкается взгляд прибывающих в Пекин-2008 гостей, - это громадные, развешанные по стенам аэропорта плакаты: «Пекин - фабрика Олимпийских игр».
Первая реакция - внутренний протест. В голову автоматически приходят мысли о Древней Греции, основоположнике современных Олимпийских игр Пьере де Кубертене и даже о приснопамятном архиепископе Кентерберийском, провозгласившем, что «главное - не победа, а участие», но так же, как и Кубертен, не позволявшем себе столь собственнических - применительно к Олимпиадам - высказываний.
Впрочем, уже следующая волна впечатлений вызывает желание повнимательнее посмотреть по сторонам. И сделать выводы, первый из которых напрашивается сам собой: заполучив право провести у себя Игры-2008, Китай всерьез намерен переплюнуть весь остальной мир, поразив его организацией и размахом. Ну и выиграть у него, разумеется.
Репетиция состоялась не далее как на прошлой неделе: в Пекине с помпой был проведен Кубок мира по прыжкам в воду, где китайские спортсмены выиграли семь золотых медалей из восьми.
WATER CUBE
Соревнования прошли в олимпийском водном комплексе Water Cube и стали для этого грандиозного спорткомплекса тестовыми. Бассейн был сдан строителями чуть раньше, нежели прочие олимпийские объекты, и его немедленно начали обкатывать. Самым первым мероприятием стал турнир по плаванию, затем наступила очередь прыжков в воду, в середине марта здесь же планируется провести тест-турнир для ватерполистов, а в апреле комплекс будет отдан под синхронное плавание.
Несмотря на то, что сооружение еще не до конца было очищено и отмыто от последствий строительства, оно вполне позволяло оценить масштаб олимпийского замысла хозяев.
Представьте себе громадное, правильной прямоугольной формы пространство, ограниченное пузырчатыми стенами, внутренний объем которого не нарушается никакими потолочными конструкциями. Причем сам потолок настолько высок, что, даже если разделить зал воображаемой горизонтальной линией на две равные части, 10-метровая вышка останется в нижней его половине. Там же, внизу, - 50-метровая плавательная ванна, расположенная на более чем внушительном расстоянии от прыжковой.
Но оба бассейна выглядят крошечными лужицами, особенно если смотреть на них с верхнего ряда трибун, общая вместительность которых составляет 19 тысяч мест. Возможно ли будет что-то разглядеть с верхних рядов во время соревнований - другой вопрос. Но то, что зал будет полон, уже сейчас не вызывает никаких сомнений: даже в течение минувшей недели, половина которой пришлась на заключительные празднества в рамках китайского Нового года и - в связи с этим - отпуска государственных служащих, на трибунах во время финалов было не протолкнуться.
Редкий случай, кстати: ни в одной стране мира прыжки в воду не вызывают такого ажиотажа. Но Китай - отдельная история. Прыжки здесь - один из немногих олимпийских видов спорта, где хозяева намерены завоевать все золотые медали. Восемь из восьми.
НАРОДНАЯ СТРОЙКА
Взгляд с верхнего этажа ближайшего к главному стадиону отеля на центральное олимпийское ядро будущих Игр пока скорее удручает, нежели радует. Это некая громадная стройплощадка, на которой сплошняком натыканы подъемные краны и строительные заграждения. «Водный Куб» - пока единственное готовое изделие на этом конвейере. В ночи сооружение сияет ярко-голубым светом, но это тоже временно: в дни Игр олимпийский бассейн будет попеременно расцвечиваться пятью красками олимпийских колец.
Строительство идет без перерыва. Круглосуточно работают отбойные молотки, снуют машины, закладываются аллеи и фундаменты. В любой другой стране мира такое вряд ли было бы возможно, но Китай в этом отношении уникален: партия сказала «надо» - народ засучил рукава. Вокруг заборов в светлое время суток постоянно собираются толпы любопытных, которые по очереди, подсаживая друг друга на тумбы и парапеты, фотографируют происходящее через узкие щели ограждений.
Весь этот широкомасштабный строительный разгром уже сейчас окружен внушительным количеством грандиозных по масштабу и технологическому исполнению отелей, и те номера, что выходят окнами на олимпийскую стройку, успешно идут по двойной цене. Причастность к государственной идее стоит немало - от трехсот евро за ночь и выше.
Надо отдать должное китайцам: они не только стремительно работают, но и стремительно учатся. В 2006-м мне довелось побывать в Поднебесной дважды - на Кубке мира по прыжкам в воду в Чаньшу и месяц спустя - на мировом первенстве по борьбе в Гуанчжоу. Наиболее ярким впечатлением первого мероприятия стало почти полное отсутствие англоговорящего персонала в оргкомитете. Волонтеры искренне старались правильно произносить отдельно взятые английские слова, но составить из них мало-мальски вразумительную фразу не всегда получалось даже у приставленных к командам переводчиков.
Второй чемпионат убивал медлительностью любых организационных процессов. На стандартную для любых соревнований процедуру аккредитации китайцы запрашивали как минимум два часа. Еще больше времени уходило на то, чтобы в конце дня вытрясти из организаторов протоколы соревнований.
Во время нынешнего Кубка мира в Пекине все было совсем иначе. Китайский персонал бойко щебетал по-английски, любой организационный вопрос решался в течение считаных минут, транспортная и протокольная службы работали как часы.
Кстати, рассказы об ужасающих многочасовых транспортных заторах, коими охотно делятся туристы, побывавшие в Пекине в не столь давние годы, тоже оказались далекими от истины: сеть свежеотстроенных дорог и развязок, накрывшая весь город, уже сейчас такова, что москвичам ее лучше не демонстрировать, чтобы не спровоцировать жгучее чувство зависти.
В целом же очень тяжело отделаться от ощущения, что под великую олимпийскую идею власти Пекина просто-напросто взяли и спроектировали совершенно новый, очень просторный и удобный для жизни город. С потрясающей красоты небоскребами, мостами, отелями, банками, жилыми кварталами... Осталось только все это достроить, вымыть и заполонить свободное пространство цветами и зеленью. Почему-то нет никаких сомнений: сделают.
О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Предстоящие Игры в Пекине уже сейчас сопровождаются рассуждениями сродни тем, что долго тянулись за Олимпиадой-80. Что на время соревнований город непременно будет зачищен от любых непрезентабельных явлений в виде «лишних» людей и нежелательного транспорта. Скорее всего, действительно так и будет. Парадокс в том, что у всех, кто приедет в Пекин работать или выступать, это вызовет, подозреваю, куда больше положительных эмоций, нежели негативных. Многим до сих пор помнится чудовищная по организации Олимпиада в Атланте, где во главу угла изначально были поставлены интересы американских зрителей. При этом хозяевам было откровенно безразлично, что все те, кто приехал на Игры из других стран, вынуждены чувствовать себя незваными и никому не нужными визитерами.
С другой стороны, демократия здесь, подозреваю, ни при чем. О какой бы нации ни шла речь, хозяева всегда определяют сами, как принимать гостей, чтобы у последних остались наиболее благоприятные впечатления.
Показательный, кстати, момент: в четверг, в самый разгар Кубка мира Пекин вовсю праздновал заключительный день новогоднего праздника. Фейерверки начались с наступлением темноты и продолжались до глубокой ночи, распространяя над огромным городом неимоверный грохот петард и удушливую волну вонючей гари. Волонтеры сбивались с ног, предупреждая постояльцев отелей: на улицу лучше не выходить. Опасно.
Но уже рано утром в пятницу все улицы были вычищены, вылизаны и, словно по заказу проветрены и залиты солнцем. И было совершенно наплевать, получилось ли это само собой, или же каждый из полутора десятков миллионов жителей Пекина вкупе с народно-освободительной армией страны всю ночь по приказу партии драил свой отдельно взятый кусочек столичного мегаполиса.
ГЛАВНОЕ - ПОБЕДА!!!
Разговоры о том, сумеет ли Китай одержать в августе общекомандную олимпийскую победу меньше всего беспокоят самих китайцев. Аналитические раскладки специалистов, сделанные на основании результатов мировых первенств прошлых лет, сводятся к тому, что не выиграет. Уступит американцам. И тем не менее в Китае цель поставлена однозначно: победить.
Гегемония китайских спортсменов в прыжках в воду, где, напомню, будет разыграно сразу восемь комплектов наград, на самом деле весьма показательна. Прыжки в воду испокон веку считались наиболее чистым и классическим из акробатических видов спорта. Однако китайцы первыми вычислили, что чистота движений - это отнюдь не самое важное для достижения цели. Гораздо важнее исполнить ультрасложный прыжок, завершив его безукоризненным входом в воду. Ведь все, что происходит во вращении, слишком стремительно: не всякий судья заметит погрешность. Сложность же прописана в протоколе и представляет собой постоянную величину. А вход в воду - наиболее запоминающаяся фаза любой комбинации.
В этих правилах игры «остальной мир» однозначно оказался в проигрыше. Понятно ведь, что выполнять вращения с подсогнутыми коленями и скрещенными в винтовых прыжках ногами всегда проще. Во время соревнований в Пекине не было, пожалуй, ни одного специалиста, в том числе и бывших звезд этого вида спорта, кто вне бассейна не осуждал бы тенденцию общей неряшливости, привнесенную в прыжки в воду спортсменами Поднебесной. Но те же самые люди, оказавшись в числе арбитров на судейских вышках, выставляли представителям Китая максимальные оценки. На вопрос, почему, лишь пожимали плечами. Мол, когда спортсмен касается воды и беззвучно исчезает в ней без малейшего намека на брызги, рука сама тянется дать высокий балл.
Вывод прост: понять правила игры, тщательнейшим образом их проанализировать и просчитать кратчайший путь к победе китайцы способны как никакая другая нация.
Распространяется ли это умение на другие виды спорта, нам всем предстоит понять только через полгода. Лично я не очень удивлюсь, если итоговый результат пекинских Игр в пух и прах разобьет прогнозы специалистов. Для этого, собственно, китайцам и нужна Олимпиада...
2008 год
|