Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Комментарии — 2023 — Фигурное катание

НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ВЫБОР: Премия ISU-2023

Анна Щербакова
фото © Алексей Филиппов
на снимке Анна Щербакова

6 февраля 2023

В Цюрихе состоялась церемония вручения премии ISU Skating Awards, на которой были названы лауреаты 2022 года в шести номинациях. Также своих хозяев обрели два специальных приза — за жизненные и особые достижения. Анна Щербакова уступила Нэйтану Чену в категории «Самый ценный фигурист», двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю остался без наград, хотя был номинирован дважды, а Рафаэлю Арутюняну предпочли Патриса Лозона. 

Любое подобное мероприятие всегда в определённой степени имеет политический подтекст, поскольку позволяет предельно грамотно и дальновидно раздать «всем сёстрам по серьгам», не оставив никого обиженным. Нынешний ледовый «Оскар», как неофициально стали называть премию ISU с подачи её идеолога Ари Закаряна, не стал исключением, но вызвал целый ряд вопросов.

Началась церемония фактически с конца — с объявления номинантов в категориях, которые по степени важности воспринимались более второстепенными, чем «Самый ценный фигурист» или «Тренер года». Новичком 2022-го признали американку Изабо Левито.

Не очень понятно, почему в число номинантов не был включён Илья Малинин. Все объяснения ISU на этот счёт не выдерживают никакой критики: в олимпийском сезоне парень честно отобрался в сборную США, став вторым на чемпионате страны (то, что его там не оказалось, пусть останется на совести американской Федерации фигурного катания и НОК США), первым в мире выполнил, и при этом блестяще, четверной аксель. Ну и о каком преимуществе Левито в этом сравнении вообще говорить? Единственным логичным объяснением можно было бы назвать жгучее желание ISU увековечить четверной аксель Малинина каким-то более крутым способом, например вручив Илье приз «За особые достижения», что и было сделано.

Справедливо ли это? Возможно, да. Но абсолютно точно имело смысл допускать до итогового голосования в этой категории такое же количество претендентов, как в прочих номинациях. Скажем, добавить в компанию к первопроходцу Александру Трусову с пятью четверными, выполненными в олимпийском финале, и завершившего карьеру двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю, чьи достижения и заслуги в фигурном катании (тот же четверной аксель, пусть и не слишком удачно приземлённый на ОИ) трудно переоценить.

Если бы в этом трио победу всё равно одержал Малинин, она бы выглядела куда более почётной. Сейчас же номинирование юного американца не кажется совсем уж бесспорным, потому что со спортивной точки зрения четверной аксель — всего лишь инструмент для достижения цели, как и любой другой прыжок. Пока с этим инструментарием Илья не выиграл ровным счётом ничего серьёзного, если не считать достижением победу на чемпионате США над Джейсоном Брауном.

К тому же было бы правильным вывести за рамки голосования лишь одну номинацию — «За жизненные достижения». В мире фигурного катания достаточно людей, чьи заслуги бесспорны. Хотя лично я начала бы не со спортсменов, а с тренеров. По банальной причине: жизненные достижения — это жизнь, принесённая в жертву своему делу, а не несколько лет пусть даже невероятно успешной карьеры, как у лауреата нынешней премии Катарины Витт или Курта Браунинга в 2020-м.

Ханю был номинирован в двух категориях («Лучший костюм» и «Лучшая программа»), но в обоих случаях уступил, и это не слишком укладывается в голове. Дело даже не в реверансе перед японскими спонсорами, реакцию которых в ISU должны были просчитать заранее. Просто фигура подобного масштаба, равно как и столь уникальная карьера, должна была получить публичное признание, с какой стороны на ситуацию ни взгляни.

В какой-то степени отсутствие Юдзуру среди лауреатов можно было бы объяснить тем, что три года назад, на первой церемонии ISU Skating Awards в Монреале, он уже получил один из главных призов, но эта версия легко бьётся вдребезги. И в Монреале, и в Цюрихе лучшим хореографом назвали Шэ-Линн Бурн, статуэтку за лучшую программу получили Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон, а в категории «Лучший костюм» победили Мэдисон Чок и Эван Бейтс.

Достаточно неоднозначен и выбор Патриса Лозона лучшим тренером года по версии ISU. Дело даже не в том, что победу в большей степени заслуживал Рафаэль Арутюнян, имеющий, к слову, самое прямое отношение и к олимпийскому золоту Чена, и к четверному акселю Малинина. Все результаты монреальской танцевальной школы — следствие сотрудничества минимум трёх специалистов, много лет работающих вместе: самого Лозона, его экс-партнёрши и супруги Мари-Франс Дюбрей и Ромэна Агенауэра. Выделить в этой связке кого-то одного — примерно как признать спортсменкой года Пападакис, оставив ни с чем Сизерона.

Последних, как и Нэйтана Чена в номинации «Самый ценный фигурист», я бы назвала бесспорными лауреатами в категории лучших программ. Ритм-танец в стиле Waacking (или в более поздней интерпретации — Vogue) — это, пожалуй, наиболее яркое и значимое из всего, что происходило в мировых танцах на льду на протяжении последнего олимпийского четырёхлетия. Не увековечить его специальным призом было бы столь же нелепо, как оставить без наград Ханю. Но, согласитесь, такое количество нелепостей в рамках одного вечера выглядело бы не слишком прилично.

Что до уровня шоу в целом, оно, несмотря на очень профессиональный и хорошо отлаженный менеджмент Art On Ice, оставило ощущение некой непродуманности, сценария, набросанного на коленке. Это удивительно, ведь ISU Skating Awards впервые состоялся в 2020-м. Прошёл достаточно большой срок, чтобы довести телевизионный формат до идеала. Однако организаторы не озаботились даже тем, чтобы собрать в рамках мероприятия всех номинантов, и этим сами опустили грандиозную задумку до уровня рядового шоу. Одного из многих, пусть даже при полном зале.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru