Кубок Первого канала:
РОСКОШЬ И СТИЛЬ
|
|
фото © Александр Вильф
на снимке Софья Муравьёва |
23 января 2023
Кубок Первого канала стал вторым стартом в сезоне, позволившем увидеть на одном льду всех лучших представителей российского фигурного катания. Уже только этот факт был залогом успеха мероприятия, а сам турнир стал очередным шагом к созданию идеальной структуры телевизионного симбиоза спорта и шоу.
Было ли правильным решение исключить из программы состязания танцоров? Оно стало, как минимум, объяснимым. Когда кубок Первого канала только задумывался, в нем подразумевалось представительство всех четырех дисциплин. Однако реальность такова, что четырёх реально сильных танцевальных дуэтов в России сейчас просто не набирается. Ограничиться двумя не позволял регламент, хотя, возможно, сделать это стоило хотя бы для того, чтобы свести между собой Василису Кагановскую/Валерия Ангелопола, пропустивших декабрьский чемпионат России из-за болезни партнёрши, и чемпионов страны Елизавету Худайбердиеву/Егора Базина.
Интересный штрих: Кагановская/Ангелопол откатали в показательном сегменте мероприятия полную версию своей произвольной программы, на что не решились более опытные Лиза и Егор — ограничились показательным номером и от этого сразу проиграли в сравнении. Хотя стратегически, наверное, имело смысл воспользоваться возможностью публичного проката, чтобы показать, кто на самом деле является сильнейшей парой страны.
Важен ли соревновательный аспект в рамках шоу, каким стал турнир с почти по-братски поделенными призовыми? Откреститься от спортивной сути мероприятия было бы неправильно не только потому, что в своих разрядах участники команд соревновались максимально жёстко и драматично. Соревнования прошли в самый важный для фигуристов месяц — январь, и как бы подсознательно подразумевалось, что выступление сильнейших российских фигуристов в Москве — это некая «внутренняя» альтернатива стартующему на этой неделе в Финляндии чемпионату Европы, а заодно и чемпионату США, который в те же дни пройдёт в Калифорнии. Возможность показать себя миру, пусть даже удалённо
В этой связи возможно стоило вести в рамках шоу-турнира не только командный, но и личный зачёт, заранее прописав его в регламенте. Хотя на самом деле это не принципиально: персональные баллы каждого из участников вполне позволяли увидеть, что потеряло российское фигурное катание за год, прошедший после Игр в Пекине, а что приобрело.
Главное приобретение в разряде спортивных пар — это прежде всего Бойкова/Козловский. Рискну сказать, что таких целеустремлённых, взрослых, готовых рисковать и в целом совершенно роскошных Сашу и Диму мы не видели ещё никогда, и выиграли от этого не только сами спортсмены, но и чемпионы мира-2021 Анастасия Мишина/Александр Галлямов. Когда речь идёт о сверхзадачах, о подобном спарринге можно только мечтать.
В числе потерь на одиночном льду, безусловно, стоит назвать отсутствие среди участников турнира Александры Трусовой и Марка Кондратюка. Но свято место пусто не бывает: отсутствие двух наиболее ярких звёзд олимпийского сезона ничуть не сказалось на уровне общей конкуренции. Правда в мужском разряде она получилась слишком рваной, а местами так просто штормовой.
Личный зачёт по произвольной программе у мужчин выиграл чемпион Европы-2020 Дмитрий Алиев, незначительно опередивший вице-чемпиона страны Петра Гуменника, но оба провалили свои короткие программы. Если добавить к этому два сорванных вдрызг произвольных проката Евгения Семененко и Александра Самарина, придётся признать: участвуй российские парни в чемпионате Европы, украшением турнира при подобном качестве катания они бы точно не стали.
Традиционно иная картина — у девушек. Наиболее сильным впечатлением обычно становится последнее, и его оставила в воскресенье Софья Акатьева, но в абсолютные чемпионки следовало бы записать другую Софью — Муравьёву. Ученица Евгения Плющенко всё более уверенно примеряет на себя роль главной примы сезона, причём, помимо лучшего на женском льду тройного акселя и прыжков в целом, у фигуристки имеется целый ряд преимуществ. Она в свои 16 лет выглядит на льду взрослой, а мы уже успели понять, насколько более выигрышно смотрятся в женском катании ультра-си, когда их исполняют взрослые фигуристки (здесь, безусловно, следует встать и почтительно снять шляпу перед Елизаветой Туктамышевой).
Есть и второй момент. Так случилось, что на протяжении двух последних олимпийских циклов, а это — восемь лет, каждая очередная звёздочка «Хрустального» была сильнее и ярче предыдущей: Евгения Медведева превосходила Юлию Липницкую, Алина Загитова — Медведеву, Алёна Косторная прыгала и каталась заметно лучше и сложнее Алины, а Камила Валиева, триумфально появившись в юниорах со своей «Девочкой на шаре», презентацией и качеством четверных прыжков укладывала на лопатки всё трио: Алёну Косторную, Анну Щербакову и Александру Трусову.
Сравнения с Валиевой олимпийского образца пока ещё не выдерживают ни Акатьева, ни Аделия Петросян. И от этого впечатление остаётся несколько вторичным.
Муравьёва же совершенно другая: с собственным и очень узнаваемым стилем катания, иной техникой, предельно осмысленной передачей образа. При этом она выглядит гораздо более нацеленной на результат, нежели Туктамышева. Возможно, причина в том, что Лиза давно всем всё доказала, заработав себе привилегию кататься исключительно для собственного удовольствия. Что и делает совершенно роскошным образом.
Для полноты вкуса нынешнему женскому катанию конечно же не хватает стручка огнедышаще острого перца в виде Трусовой с её невероятными прыжками. Но вернётся ли Саша на лёд в прежнем качестве?
На Играх в Пекине Трусовой уже доводилось переключать внимание всего мира на себя. Но там был умопомрачительный прокат с пятью засчитанными четверными прыжками, чего, полагаю, в женском одиночном катании может не повториться вообще никогда. Неудивительно, что на этом фоне померкло даже чемпионское выступление Анны Щербаковой.
Попытка Трусовой увлечь зрителей кубка Первого канала на анонсированную автограф-сессию выглядела не слишком уместной и даже какой-то нелепой. Потому что никакой мерч, собаки, рекламная популярность или полёты под куполом в рамках ледовых шоу не заменят прежней Саши, готовой биться с кем угодно и заряженной на максимальный результат.
Вопрос здесь совершенно не в том, восстановит ли фигуристка свои прыжки и если да, то как быстро. А в том, что в спортивном плане Саша не сделала за прошедший год ни одного, даже крошечного шага вперед. По меркам современного одиночного катания — слишком большой срок, чтобы продолжать верить в триумфальное возвращение.
|