Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Комментарии - 2019
ПЯТЬ ПРИЧИН, ЧТОБЫ УЙТИ, ОДНА - ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ
Максим Ковтун
фото © Александр Вильф
на снимке Максим Ковтун

26 апреля 2019 

На текущей неделе в один день в мире фигурного катания прозвучали две новости на тему спортивных карьер. Четырехкратный чемпион России Максим Ковтун объявил об уходе, а пятикратная чемпионка мира и победительница Олимпийских игр в Пхенчхане 35-летняя Алена Савченко, сообщив в социальных сетях, что ждет ребенка, когда мы связались с ней по телефону, добавила: «Мой новый статус – не повод, чтобы не вернуться на лед»

В фигурнокатательных кругах заявление Ковтуна восприняли неоднозначно. Основной тренер 23-летнего фигуриста Елена Буянова в своем комментарии дала четко понять: не для того в помощь Максиму, который пропустил больше года тренировок, а год назад задался целью вернуться на прежний уровень, привлекались лучшие специалисты, благодаря усилиям которых фигурист выиграл декабрьский чемпионат страны. Мол, все они рассчитывали на долговременное сотрудничество.

В большинстве комментариев других тренеров и спортсменов красной нитью прослеживалась мысль: «Жаль… Не реализовал свой талант».

Современный российский спорт устроен таким образом, что официально завершать карьеру (и речь здесь не только о фигурном катании) становится просто невыгодным: человек лишается стипендии, экипировки, медицинского обслуживания, и, вместо плавного перехода в «другую» реальность, оказывается резко выброшенным из привычной жизненной обстановки. Испытание непростое, чтобы не сказать – тяжелейшее. Даже двукратный олимпийский чемпион Максим Траньков – человек более взрослый, нежели Ковтун, и гораздо более титулованный, сказал по этому поводу:

«Возможности послеспортивной жизни даже при наличии большого количества титулов очень ограничены, как оказалось. Я, честно говоря, рассуждал совсем иначе, когда прикидывал, чем могу заняться, уйдя из спорта. Считал себя достаточно творческим и гибким человеком и был уверен, что без работы не останусь. На деле же выяснилось, что все совсем не так. Найти себе применение в России крайне сложно…»

И все-таки Ковтун решил уйти. Почему? Давайте попробуем рассмотреть возможные причины.

1. Закончилось терпение

В спорте так или иначе постоянно приходится терпеть. Нервное напряжение, нагрузки, боль в мышцах и суставах (иногда постоянную – от периодически обостряющихся травм), необходимость жестко себя во всем ограничивать… и множество других вещей, из которых складывается тренировочный процесс. Для профессионального спортсмена в этом, как правило, большой проблемы нет, просто иногда все сходится воедино, жизнь начинает восприниматься как одна беспросветная черная полоса, и для того, чтобы свалиться в уныние, бывает достаточно сущей ерунды. Могло такое произойти с Ковтуном? Запросто. Фигурист в последние годы боролся с травмой спины, был вынужден вогнать себя в жесточайший режим, признавшись, что весь этот год, включая чемпионат России и чемпионат Европы, он жил как монах в клетке. Пахал на тренировках, не делая себе вообще никаких поблажек. Все это было ради результата, и этот результат на чемпионате России принесло. Но цена вполне могла оказаться чересчур высокой, не правда ли?

Не стоит забывать и о том, что вся предыдущая взрослая карьера Максима была предельно концентрированной: тренеры, придумав для спортсмена невероятно сложные программы, готовили его прежде всего к Олимпиаде в Сочи, заставив преодолеть чертову прорву иногда несовместимой со здравым смыслом работы и, можно сказать, преуспели в этом, раз уж Ковтун сумел стать чемпионом России в 2013-м, опередив Евгения Плющенко. Просто потом в силу обстоятельств все пошло наперекосяк. Фигурист продолжал тренироваться столь же каторжно, стремясь доказать всему миру, что его срывы на главных стартах – всего лишь случайность, но здесь самое время вспомнить китайскую поговорку о том, что невозможно очень долго стоять на цыпочках. Со времени первого выигранного чемпионата прошло уже более пяти лет, и две Олимпиады, на которые Максим так и не сумел поехать, могли стать серьезным поводом усомниться в собственных силах или же постоянно терзать себя вопросом «Я же так многим жертвую и так тяжело работаю, почему же нет результата?»

2. Конфликт с тренером

Конфликт – слово громкое, хотя сплошь и рядом они бывают скрытыми и совершенно неочевидными. В 2016-м Ковтун ушел от Елены Буяновой к Инне Гончаренко по достаточно детской на первый взгляд причине.

«Я был слишком гордый и упрямый, на какие-то вещи Елена Германовна в моем понимании должна была обращать внимание, а, поскольку не обращала, мне начало казаться, что я совершенно ее не интересую. Сейчас же просто прошло время, и все эти вещи стали очевидными», - сказал Максим в начале прошлой осени, объясняя свое возвращение.

Когда в марте спортсмен полетел на Универсиаду в Красноярск, тренер осталась в Москве. Теоретически на фоне общей усталости это тоже могло всколыхнуть прежние обиды, чувство собственной ненужности. Особенно на фоне проигранного чемпионата Европы и связанного с этим разочарования. Если вспомнить, то и от Николая Морозова фигурист уходил в свое время, отчаявшись добиться тренерского внимания. А такие вещи для эмоциональных натур особенно важны. Даже когда сами спортсмены вслух в этом не признаются.

3. Особенности характера

Максим однажды сказал о себе, что большинство решений он принимает интуитивно. Возвращение в группу Буяновой год назад, например, он объяснил так:

«Это был именно щелчок. Хоп – и картинка четко сложилась. Я отчетливо осознал, что нахожусь не на своем месте, а в подобных случаях не в моем характере тратить лишнее время на дальнейшие размышления. Так что спустя десять минут я уже действовал…»

Импульсивность, к слову, была той причиной, по которой в финале Гран-при в декабре 2013-го тренеры еле сумели удержать Ковтуна от того, чтобы не улететь из Фукуоки в Москву сразу после проваленной короткой программы. Эмоции - не самое большое подспорье, чтобы принимать жизненно важные решения, но такое, увы, случается. Причем не так уж и редко.

Возможно, и в этот раз схема оказалась стандартной: хоп – и решение принято. Кстати, наверное, совсем не случайно президент ФФККР и олимпийский чемпион Александр Горшков, комментируя действия Ковтуна, заявил, что хочет лично встретиться и переговорить со спортсменом, прежде чем объявлять о завершении им карьеры как о решенном деле.

4. Слишком много интересов

Опытные тренеры склонны считать большим минусом слишком большую разносторонность своих подопечных: с точки зрения серьезных задач она, безусловно, отвлекает. Ковтун же – человек в высшей степени творческий. Чего стоит одно лишь увлечение музыкой и запись рэп-альбомов. Когда мы встречались с фигуристом, записывая прощальное интервью, Максим сказал, что очень хотел бы попробовать себя в качестве не только тренера, но и постановщика. В том числе постановщика своих собственных программ, что особенно сложно. И попросил не писать о планах как об окончательно решенном деле, потому что пока и сам не может сказать, какое именно занятие в большей степени увлечет его в послеспортивной жизни. Тогда же он добавил, что не хочет ни от чего зарекаться по принципу «Никогда не говори: «Никогда!» Вдруг что-то в жизни сложится так, как сейчас никто даже не подозревает?

5. А может быть, он прав?

В фигурном катании немало примеров, когда спортсмен уходил на тренерскую работу в более чем юном возрасте. Обычно такое происходит по причине несовместимой со спортом травмы: так в свое время стала тренером Татьяна Тарасова, встав за бортик, когда ей не исполнилось и 20. Иногда человек просто четко осознает, что продолжая кататься, он лишь впустую тратит время и лишает себя возможности заниматься тем, к чему по-настоящему лежит душа. Именно этим, и тоже в юном возрасте мотивировала себя на смену деятельности нынешний тренер Михаила Коляды Валентина Чеботарева.

Если Ковтун действительно поставил во главу угла подобный мотив, о чем сказал в своем интервью, значит, он прав, а нам остается пожелать ему удачи. Но не захочет ли он решиться на возвращение в прежнюю жизнь, если в тренерской работе что-то пойдет совсем не так, как он это сейчас себе рисует, и это станет поводом в очередной раз опустить руки?

И почему бы, собственно, не вернуться? Возвращались же до него великие профессионалы Брайан Бойтано, Екатерина Гордеева с Сергеем Гриньковым, Артур Дмитриев (с двумя разными партнершами), Катарина Витт, Алена Савченко, наконец? Почему сделать это способны одни и не способны другие?

Ответ, как мне кажется, существует, и он отнюдь не риторический. Его исчерпывающе сформулировал восьмикратный олимпийский чемпион Уле Эйнар Бьерндален, с которым мы встречались уже после того, как легендарный 44-летний норвежец объявил о завершении карьеры. Я тогда спросила его, что является главным залогом успеха, в уверенности, что сейчас вот традиционно услышу слова о преодолении себя и тяжелой, каторжной работе. А Уле вдруг сказал:

«Страсть. Страсть, ради которой ты готов пожертвовать почти всем, что составляет твою жизнь. Если человек обладает этой страстью к своему делу, никакая работа не воспринимается им как изматывающий труд. Это просто становится жизнью. Спортсмен, который не испытывает радости от работы, безусловно, тоже способен добиться цели. Просто на это уходит гораздо больше усилий и быстрее наступает выгорание. Я знаю многих выдающихся атлетов, которые стали олимпийскими чемпионами и завершили карьеру, ненавидя свой вид спорта за то, что довелось в нем пережить. А я до сих пор очень люблю биатлон...»

Наверное, Савченко, чья страсть к спорту порой кажется необъяснимой, могла бы повторить те же самые слова. Страсть - это и есть, по сути, единственная причина, ради которой имеет смысл сделать шаг обратно – в ту жизнь, где ты был молод, азартен и счастлив. Можно, конечно, сказать, что иностранным фигуристам проще: нет жесткой и выматывающей конкуренции, можно позволить себе спокойно тренироваться, набирая форму к главному старту, и не опасаться, что этого старта не окажется. С другой стороны, мне кажется, что Алена с ее невероятным характером сумела бы добиться своего при любой конкуренции в любой стране. Именно поэтому подавляющее большинство болельщиков теперь, наверное, будет изнывать от нетерпения: когда же она вернется?

А вот вернется ли Ковтун? Не знаю. Но точно знаю, что не стоит его уговаривать.

 

 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru