ТО ЛИ ОН УКРАЛ, ТО ЛИ У НЕГО УКРАЛИ... |
|
фото © Александр Вильф |
23 июня 2019
Хореографа Алины Загитовой обвинили в плагиате. Специальный корреспондент РИА Новости разбирается в том, насколько обоснованно это обвинение, и приходит к выводу, что олимпийская чемпионка просто переросла своего учителя.
Известный хореограф из Лос-Анджелеса Джоджо Гомез обвинила в плагиате Даниила Глейхенгауза, который поставил новое показательное выступление для олимпийской чемпионки 2018 года Алины Загитовой. Новую композицию под песню американской певицы Билли Айлиш Bad Guy российская фигуристка показала на японском ледовом шоу Fantasy on Iсe, после чего, собственно, Гомез и высказалась в инстаграм, причем довольно язвительно:
«Даниил Глейхенгауз, я очень ценю, что вы вдохновились моей работой. Но, пожалуйста, в следующий раз возьмите меня на работу и купите мне билет в Японию вместо того, чтобы воровать».
Межсезонье – благодатное время для околофигурных скандалов, зачастую надуманных, но не от всех можно отмахнуться. Стоит ли воспринимать всерьез нынешнюю хореографическую междоусобицу?
Она, безусловно, не нова. Заимствования творческих идей в спорте, как и в искусстве, были всегда. В середине 90-х годов прошлого века в том же фигурном катании в заимствовании целых кусков из чужих «звездных» программ нередко обвиняли известного в те времена российского танцевального тренера Наталью Линичук, в руках которой было сосредоточено полтора десятка дуэтов, представляющих самые разные страны.
Досаду по поводу заимствования своих технических идей нередко выражал известный российский тренер Алексей Мишин, справедливо утверждающий, что весь мир фигурного катания уже много лет использует в тренировках его технические находки. Тема заимствования в синхронном плавании тоже звучит не первый десяток лет, причем в одном и том же варианте: российские тренеры из года в год придумывают чемпионские композиции для своих подопечных, благодаря чему Россия не проигрывает в этом виде спорта с 1998 года, но после первого показа программ на публике элементы и постановочные идеи начинают стремительно распространяться по миру. Наиболее злостными плагиаторами всегда считались Испания и Китай, но, думаю, дело здесь в том, что эти две страны просто наиболее на виду – в силу того, что много лет соперничают с россиянками.
Можно ли с этим бороться и уж тем более привлекать плагиаторов к ответственности? Увы, нет. Как только та или иная творческая находка становится достоянием общественности, она, простите за пафос, принадлежит не автору, а миру. Если, разумеется, автор не озаботился тем, чтобы оформить на работу авторские права. Об этом, кстати, Джоджо Гомес тоже написала у себя в инстаграме, посетовав, что не запатентовала хореографию нашумевшего номера.
Получается, что история не стоит выеденного яйца? Наверное, не стоила бы, если бы речь не шла об одном из ведущих хореографов мира Данииле Глейхенгаузе и об одной из наиболее ярких фигуристок мира Алине Загитовой. Именно они оказались в центре скандала и теперь вынуждены отмахиваться от обвинений и насмешек. Спортсменка здесь в общем-то не причем. Она вообще, если разобраться, не обязана быть в курсе чужих постановок, костюмов и музыки – для этого существуют специально обученные люди. Но получается, что под удар Алина все же попала, пусть не по своей вине. Так уж устроен мир: хорошее забывается быстро, а вот скандалам свойственно обрастать деталями, порой не слишком достоверными, и надолго застревать в памяти, как в известном анекдоте: «То ли он сам украл, то ли у него украли…» Не удивлюсь, если история с украденным номером будет теперь сопровождать Загитову, всплывая в самый неподходящий момент, хотя речь идет всего лишь о показательном выступлении.
Для Глейхенгауза случившееся - куда более серьезный удар по репутации.
Нет никакого смысла пересматривать постановки, дискутируя о том, насколько они совпадают и какая в итоге получилась круче – та, что ставила Джоджо Гомез, или та, что с подачи Глейхенгауза воспроизвела на льду Загитова. Величие любого постановщика определяется не техникой, а идеей. Идея однозначно была позаимствована, и теперь мир получил моральное право говорить о том, что своих находок для столь уникальной фигуристки, как Загитова, у ее хореографа больше не осталось. А значит, фигуристка просто переросла своего учителя.
Ничего криминального в этом тоже нет: любой творческий человек время от времени упирается в тупик и понимает, что нужно искать новые впечатления и идеи, которые позволили бы развиваться дальше. Просто Глейхенгаузу, как мне кажется, намного сложнее, чем его коллегам: Даниил уже достаточно много времени работает в «закрытом пространстве» - с фигуристками одной-единственной группы, где сразу несколько спортсменок претендуют на то, чтобы быть сильнейшими в мире и в силу этого постоянно находятся на виду. Соответственно все их постановки автоматически становятся объектом повышенного внимания. А это очень непросто – работать, зная, что ты бесперебойно должен выдавать некий «чемпионский» продукт, а права на ошибку у тебя нет в принципе.
Случившийся скандал на самом деле просто напомнил хорошо известное: человеку, который сумел взойти на вершину профессии, не прощается ни одного неверного шага. И может быть даже хорошо, что все это произошло сейчас. Есть время все пережить, успокоиться и идти дальше.
|