Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Комментарии - 2018
МЕДВЕДЕВА ПРОТИВ ЗАГИТОВОЙ. НОВЫЙ СЕЗОН
Евгения Медведева
фото © RIA Novosti
Евгения Медведева

9 сентября 2018 

В воскресенье 9 сентября фигуристы сборной России впервые показали на публике свои новые произвольные программы. Показ состоялся в московском «Мегаспорте» при нескольких тысячах зрителей. Посмотрев все выступления фигурнокатательного бомонда, специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская объясняет в блоге редакции, почему Алина Загитова и Евгения Медведева круче всего остального мира  и почему за этот остальной мир пока еще совершенно не стоит волноваться.

Закрытый праздник

Самая большая странность состоявшегося мероприятия заключалась в том, что российская федерация фигурного катания приняла решение сделать прокаты коротких программ закрытыми. В Новогорске в субботу было строжайше велено не допускать на объект журналистов и фотографов, но эта фильтрация оказалась крайне некачественной, чтобы не сказать – смешной: уже через полчаса после окончания бала интернет был набит снятыми из-под полы видеороликами выступлений всех без исключения фигуристов и пар.

Изоляция, впрочем, в воскресенье была спортсменам компенсирована: столько публики на трибунах «Мегаспорта» не собиралось порой даже на этап Гран-при. У касс торговали с рук «лишними билетиками», и несложно было догадаться, откуда растут ноги всеобщего ажиотажа: впервые после Олимпийских игр в Пхенчхане на одном льду анонсировался выход двух главных звезд российского (а по сути – мирового) женского одиночного катания. Олимпийской чемпионки Алины Загитовой и обладательницы олимпийского серебра, двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой.

Остальной мир

Суть прокатов всегда неизменна: показать судьям и публике новые программы, выслушать замечания и пожелания технических специалистов, внести в программы коррективы до первого выхода на соревновательный лед, ну и заодно понять самим, над чем стоит в первую очередь поработать. Другими словами, это рабочее мероприятие совершенно не предназначено для того, чтобы его оценивать. Ни в плане качества, ни в плане постановок: по мере того, как программа вкатывается, она порой претерпевает достаточно заметные изменения. И все-таки некоторые моменты заслуживали того, чтобы сказать о них особо.  

Начало осени – не слишком благодатное для фигуристов время. Новые костюмы бывают готовы не у всех, но это точно не повод выходить на лед в затрапезном виде. Даже не потому, что в этом можно усмотреть неуважение к аудитории. В любом артистическом виде спорта каждое появление на публике – это штрих спортсмена к собственному портрету. Вышли, допустим, Наталья Забияко и Александр Энберт с безупречным макияжем и в элегантных черных одеяниях, и как-то автоматически отложилось, что пара – официально не являясь первой – смотрится на льду ничуть не хуже лидеров, а внешне так и превосходит их. И можно быть уверенным: отложилось это не только в головах зрителей, но и судей тоже. А значит, свои первые «плюсики»  Забияко и Энберт получили уже в Мегаспорте.

Первые прокаты – это еще и предвкушение неожиданных впечатлений. Удивить – это ведь тоже способ привлечь к себе внимание. Правда удалось это единицам. Например, Сергею Воронову – показавшему в короткой программе четверной риттбергер и доказавший тем самым, что становиться на льду лучше и интереснее можно даже в тридцать лет. В субботу сорвала свою часть комплиментов и Мария Сотскова: благодаря легкой и внезапной в латиноамериканских ритмах короткой программы, фигуристка заставила увидеть себя совершенно иначе, чем год назад . Сама Маша незадолго до прокатов заметила в интервью, что выбор «латины» стал ее собственной инициативой, желанием предстать перед публикой в новом стиле, показать новую хореографию, а заодно доказать собственному тренеру, что она способна справиться с задачей. Опыт удался.

Интересную «короткую» постановку «от Стефана Ламбьеля» привез в Москву Михаил Коляда, но сделал в ней двойную «бабочку» вместо четверного прыжка. С точки зрения прокатов ошибка в прыжке – это сущая ерунда. Но именно эта ерунда напомнила о том, что слабое место сильнейшего российского фигуриста не в катании, и не в прыжках. «Бабочка» – это ведь не ошибка, а нервы. Если спортсмен с ними не справляется, то не имеет никакого значения, насколько хороши и круты его постановки.

Еще одна неожиданная вспышка – тройной аксель Елизаветы Туктамышевой. Лиза не собиралась включать прыжок в программу – в субботу исполняла его только в тренировках и на разминке, но решение рискнуть, выполнив аксель на публике в воскресенье, выглядело абсолютно правильным. И стало тем же самым штрихом к портрету, завуалированно гласящим: «Я готова драться и никого не боюсь!»

Алина и Женя

«Алина, мы верим в тебя!» - гласил растянутый вдоль трибуны «Мегаспорта» баннер. Аналогичный по смыслу баннер, на котором значилось другое имя, висел чуть поодаль: противоположная часть трибун верила в Медведеву.  В такие моменты начинаешь понимать, какое счастье для страны, когда в ней есть две таких спортсменки – способные не только собрать полный зал, но заставить восхищаться собой даже тех, кто за тебя не болеет. Не исключено, что Загитовой и Медведевой предстоит стоять особняком от остальных еще не год, и не два, и безусловно, им обеим уже сейчас намного сложнее чем остальным: ведь каждый раз, появляясь в одном пространстве даже на таком мероприятии, как ничего не значащие прокаты,  они оказываются вынужденными соревноваться между собой и тем самым вести непрекращающийся спор за мировое господство. Мало того, что это нелегко физически (ведь при виде соперника любой нормальный спортсмен начинает пытаться прыгнуть выше головы), так и психологически далеко не каждый выдержит ежесекундное пристальное внимание: «Оступилась на приземлении? Наверное, слишком волнуется!» И как-то сразу на второй план уходит то, что начало сезона – не время быть на пике формы, что прокаты по своей сути – та самая тренировка, где допустимы и ошибки, и падения, и что «оступилась» - не значит ровным счетом ничего.

Главным же, применительно к Алине и Евгении было то, что они продолжают выступать. За несколько летних месяцев Загитова заметно выросла. Возможно, тренеры фигуристки пошли самым разумным путем, выбрав для произвольной композиции балетно-классическую «Кармен»: приспосабливаться к изменившемуся телу и сместившемуся центру тяжести Алине, скорее всего, придется на протяжении всего сезона, а делать это всегда лучше в знакомом стилевом обрамлении.

Медведева, напротив, бросила все силы на то, чтобы в новом сезоне предстать перед болельщиками незнакомкой: с новыми тренерами, неожиданными постановками, новой расстановкой прыжков, новым стилем катания, новой прической и макияжем. Произвести фурор ей вполне  удалось. В катании двукратной чемпионки мира появилась совершенно иная осмысленность, улучшилось скольжение, прыжки, появилась внутренняя свобода. Было заметно, что физически справляться с задачами произвольной программы Женя не совсем готова, но на этот счет ее нынешний тренер Брайан Орсер философски заметил, что начало сентября – не самое подходящее для фигуриста время, чтобы быть в форме.

Теперь же применительно к двум этим фигуристкам следует ожидать стремительного прогресса. Ни у Загитовой, ни у Медведевой просто нет другого выхода:  хоть на прокатах они и купались в лучах зрительского обожания намного больше, нежели остальные участницы женской категории, легкой дороги на главные старты не  будет ни у одной, ни у другой.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru