8 марта 2011
С восьмым марта у меня странные отношения. Я совершенно не воспринимаю его как праздник и даже не очень люблю «лютики-цветочки» по этому поводу. Еще в этот день я неизбежно вспоминаю об Алексее Мишине, воспитавшем Алексея Урманова, Алексея Ягудина и Евгения Плющенко. Снимаю трубку, набираю номер, поздравляю с днем рождения, а потом, когда слова все сказаны и трубка повешена, продолжаю думать о тренере.
Он удивительный, конечно. Если речь идет о фигурном катании, он может говорить о нем бесконечно и увлекательно, как о науке, которой человек посвятил всю свою жизнь. Собственно, Мишин и превратил этот вид спорта в точную науку. «Выдающийся технарь» - признание именно этой составляющей его жизни. Профессор.
Он хороший психолог. Собственно, тренер, не обладающий этой способностью, вряд ли способен довести своих спортсменов до «верхнего», олимпийского уровня. А тут тебе и Леша Урманов, и Леша Ягудин вплоть до его первого мирового чемпионства, и Женя Плющенко. При этом Мишин - очень жесткий, порой даже безжалостный человек. Вся его группа на протяжении очень многих лет была, как мне кажется, подтверждением принципа: «Выживает сильнейший».
Но это, наверное, нормально, когда речь идет о мужской группе.
В последние годы мне казалось порой, что у Профессора начинают сдавать нервы. Тоже объяснимо - учитывая, как много лет он провел на высшем уровне спорта. Мишин жутко раздражался, стоило в его присутствии поставить под сомнение гениальность кого-либо из уже новых учеников, либо его собственную, тренерскую гениальность. Вписывание себя в рамки новой системы с ее многочисленными и не всегда понятными требованиями давалось ему с заметным трудом, а порой и вовсе казалось, что все профессорское нутро отчаянно протестует против этой необходимости.
Тоже понятно: человек более сорока лет ставил во главу угла сложнейшие прыжки, довел до совершенства их технику, придумал кучу обучающих методик, посвящал прыжкам львиную долю своего тренерского времени - и ради чего? Ради того, чтобы в один прекрасный день узнать, что отныне это не важно и не очень нужно?
Плюс возраст, конечно. Это не я так считаю. Это та самая фраза, которую говорят в кулуарах, когда у того или иного заслуженного мэтра что-нибудь не получается. «Ну, а что вы хотите? Возраст..»
А Мишину – 70, и под его руководством на соревновательный лед снова намерен вернуться олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко. И, знаете, я буду рада, если он вернется. Потому что Плющенко на соревновательном льду - это сверхзадача. Тем более Плющенко, проигравший Олимпиаду. А тренеру, способному работать на сверхзадачу в 70 лет, можно только позавидовать.
И пожелать, чтобы хватило сил и везения, фантазии и здоровья. Чтобы все получилось так, как хочется. Чтобы был повод снова чувствовать себя молодым и всемогущим. И счастливым, разумеется. Ведь что нужно тренеру для счастья? Только результат.
С Днем Рождения, Профессор!
|