Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Комментарии - 2011
ДОПЛЫВЕТ ЛИ ТОРП ДО ЛОНДОНА?

20 марта 2011 

Повод в очередной раз вспомнить выдающегося австралийского пловца Иена Торпа, вернувшегося в спорт, чтобы выиграть Олимпийские игры в Лондоне, и выбравшего в связи с этим в наставники лучшего тренера мира по спринту Геннадия Турецкого, возник неожиданно: в субботу во время «Мировой серии» по прыжкам в воду я оказалась на трибуне рядом с четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Поповым и, естественно, спросила его, как он относится к инициативе Торпа.

- Прежде всего, Иен сделал хороший выбор, обратившись к Турецкому, - сказал титулованный пловец. – Мне кажется, что все вполне реально. Вероятно, Турецкий предложит разбить подготовку на два этапа. С тем, чтобы сначала успешно пройти отбор в национальную команду, а затем уже спокойно готовиться к выступлению на Играх. Времени для решения этих задач должно хватить.

Желание Торпа вернуться в плавание вызвало энтузиазм у очень немногих людей - больше искренне не понимающих, что может привлекать пятикратного олимпийского чемпиона настолько, чтобы ради этого вновь обречь себя на тяжелую работу и отказ от многих радостей жизни. Мне представляется, что объяснение лежит на поверхности: Торп банально недоплавал. Из спорта он ушел в 22 года, что для пловца - вообще не возраст. Так что с физической точки зрения (учитывая богатейшие природные данные австралийца) никаких лимитов в тренировочных нагрузках для него по-прежнему не должно существовать.

У Торпа свежая психика – об этом говорит даже тот факт, что все шесть лет своего плавательного безделья он зачастую ежедневно приходил в бассейн, причем делал это с неизменным удовольствием. Об этом Иен сам сообщил мне, когда мы встретились на Играх в Пекине на каком-то из мероприятий. К рюкзаку австралийца даже тогда весьма красноречиво были привязаны мокрые плавки.

Не думаю, что Геннадий Турецкий взялся бы тренировать Торпа, если бы не почувствовал более чем серьезных намерений. С тех самых пор, как закончил свою карьеру наиболее известный ученик Турецкого - Александр Попов, тренер остался жить в Швейцарии, возглавил центр олимпийской подготовки этой страны и не скрывал, что серьезно вернуть его на бортик способна только сверхзадача.

В этом отношении очень показательным было интервью, которое тренер дал вскоре после Игр в Афинах. На вопрос, хотел бы он возглавить сборную России, тренер тогда сказал, что работать с командой ради того, чтобы завоевать 2 - 3 золотые олимпийские медали, ему неинтересно. Совсем другое дело, когда перед тренером ставится задача выиграть 7 - 8 высших наград. Ради этого имеет смысл менять благоустроенную Швейцарию на достаточно проблемную Россию, подбирать единомышленников, увлекать их работой, самому уйти в работу с головой... А делать это ради двух-трех побед – какой смысл? Один только Попов завоевывал больше.

Можно, конечно, расценить такую позицию Турецкого как пижонство. Но лишь в том случае, если воспринимать его как тренера лишь одного пловца. Пусть даже такого талантливого, как Попов.
На мой взгляд, основное величие тренера заключается вовсе не в этом. Еще до Попова Турецкий подготовил спортсмена, способного преодолевать стометровку быстрее, чем длина собственного тела в секунду. А ведь это до появления скоростных комбинезонов не удавалось никому.

Тем спортсменом был Геннадий Пригода. Он первым из российских пловцов проплыл стометровку вольным стилем быстрее 50 секунд при том, что его собственный рост составлял 179 см.

Во время своей работы в Австралии Турецкому удалось сделать чемпиона мира и олимпийского чемпиона из Майкла Клима, придумав для совершенно неплавательного по сложению спортсмена уникальную, лишь ему присущую технику.

Клим первым в мире проплыл стометровку баттерфляем быстрее 52 секунд, а на Играх в Сиднее стал тем самым человеком, кто в финале кролевой эстафеты 4х100 м побил мировой рекорд Александра Попова.

Еще Турецкий – это трехкратная олимпийская чемпионка Петрия Томас, шестикратный чемпион мира в комплексном плавании в 25-метровом бассейне Мэтью Данн (от рождения этот спортсмен страдал целым рядом серьезных проблем со здоровьем), а также полсотни мировых рекордов, установленых австралийскими мужскими эстафетами, персональную ответственность за выступление которых нес во время своей работы в Австралии именно российский тренер.

Другими словами, главное тренерское качество Турецкого заключается в умении вытащить, максимально раскрыть весь потенциал спортсмена. В этом отношении интересный результат мог бы получиться из сотрудничества выдающегося тренера со Станиславой Комаровой, но не сложилось: после пары-тройки приездов в Швейцарию спортсменка сказала, что не может постоянно находиться в отрыве от близких в достаточно аскетичных условиях.

Торп же готов на все. В Швейцарию он уже переехал, более того, готов оставаться там, сколько понадобится. Что касается Турецкого, его интерес понятен: история мирового плавания не знает прецедентов успешных возвращений после столь длительных перерывов.

Ориентиром для себя Турецкий и Торп считают результат на стометровке вольным стилем порядка 47,5 – 47,3. Интересно, что на близкий к этому уровень австралийцу придется выходить уже к национальному чемпионату, ибо соперничать ему придется с серебряным призером Игр в Пекине Имоном Салливаном, которому одно время даже принадлежал мировой рекорд на стометровке. А проигрывать Иен не привык. В этом отношении шесть проведенных вне большого спорта лет вряд ли изменили его привычки.

Сразу после того, как о сотрудничестве Торпа и Турецкого было объявлено официально, я связалась с тренером по телефону.

- Как образовалось ваше столь внезапное сотрудничество с Торпом?

- Он тренируется у меня уже несколько дней - мы просто решили не очень афишировать это до официальной пресс-конференции. Почти сразу после того, как в начале февраля Иен принял решение вернуться в плавание, он на первой же пресс-конференции сказал, что хотел бы тренироваться не в Австралии, а за границей. Проводить вне Зеленого континента 8 - 9 месяцев. Во-первых, он хочет сменить обстановку, а во-вторых, не испытывал желания возвращаться в прежнюю систему тренировок. С чем именно это желание связано, я не интересовался. Но считаю, что это очень грамотное решение - позволяющее морально избавиться от старого морального багажа очень быстро. Плюс, когда человек находится дома, у него постоянно возникает масса всевозможных проблем, начиная от бытовых. Соответственно, сложнее сконцентрироваться на серьезной работе.

- Вы ожидали, что Торп выберет в наставники именно вас?

- У нас всегда были очень теплые и хорошие отношения пока я работал в Австралии. Такие же хорошие отношения у него всегда были с Сашей Поповым. Они даже плавали по соседним дорожкам на многих австралийских соревнованиях. Саша, кстати, звонил мне. Сказал, что, на его взгляд, Торп сделал правильный выбор.

Иена я знаю с того времени, когда ему было 12 лет. Помню, как он начинал серьезно тренироваться, как эта работа складывалась, много общался с его тренером.

Кстати, сам Торп со мной предварительно даже не разговаривал на тему совместных тренировок. Мне позвонил главный тренер австралийской сборной Лей Нуджент - он был у австралийцев главным тренером олимпийской сборной в 2004 году. Он спросил, не соглашусь ли я поработать с Торпом. Я ответил, что готов, тем более что Иен всегда был мне очень симпатичен и своим поведением, и отношением к тренеру, и тем, как он плавал.

После того как мы все детально обсудили, федерация плавания Австралии связалась с федерацией плавания Швейцарии, затем в Швейцарию приехал исполнительный директор австралийской федерации, и взаимное соглашение было достигнуто уже на этом уровне. Я даже на пресс-конференции сегодня сказал, что наше сотрудничество - замечательный пример современной спортивной кооперации между странами. Я бы сказал, высшего международного уровня.

- Торп сказал, чего хочет добиться, обращаясь к вам за помощью?

- Когда спортсмены такого масштаба возвращаются в большой спорт, их намерения понятны и без слов. Естественно, ради успеха на Олимпийских играх.

- На каких дистанциях?

- На сегодняшний день речь идет о спринте. И прежде всего о стометровке вольным стилем. Потребует ли это работы на каких-то дополнительных дистанциях, пока предсказать невозможно. Это будет зависеть от того, как пойдет работа и насколько велик внутренний потенциал.

Стометровка - очень специфическая дистанция в плане требований к технике. Нельзя, скажем, делать упор на 200 метров и надеяться при этом, что «сотня» как-нибудь проплывется сама собой. Тот опыт плавания, который есть у Торпа, для стометровки недостаточен, так что работы потребуется очень много.

- Вас удивил сам факт того, что Торп рвется вернуться в плавание?

- Нет. Думаю, на его решение сильно повлияло прошлогоднее возвращение Джеффа Хьюджилла, который плавал у меня 10 лет назад вместе с Майклом Климом. Хьюджилл вернулся и с точки зрения физического состояния, стал выглядеть даже лучше, чем в прежние годы. Был признан в прошлом году лучшим пловцом Австралии.

- То, что Торп в последние годы своей карьеры плавал исключительно в скоростных комбинезонах, может осложнить работу сейчас?

- Все основные свои достижения он сделал, выступая в капроновом костюме еще первого поколения. Почему комбинезоны запретили? Только потому, что спортсмены начали надевать на себя по два-три костюма, чем сильно повышали собственную плавучесть. Если костюм один, то большого преимущества не создавала даже последняя модель. Другое дело, что эти костюмы принудительно меняли осанку пловца в воде - подобно тому, как это делает корсетное белье. На то, чтобы выработать правильную осанку, иногда уходит несколько лет очень кропотливого труда. Костюм же позволил резко этот процесс ускорить.

- Торп сейчас такой же упитанный, каким был, когда не тренировался?

- Толстым я бы его не назвал, хотя на текущий момент Иен весит 107 кг. Безусловно, нужно похудеть. Но я не вижу в этом проблемы. Напротив, вижу преимущество, поскольку жировая ткань - это резерв организма, когда в процессе работы включится механизм окисления жиров.

- Торп уже обзавелся жильем в Локарно?

- Собирается снять апартаменты с видом на озеро. Вроде даже уже подыскал подходящий вариант.

- Ну и заключительный вопрос: на какой результат вы будете ориентироваться? Другими словами, какой нужен результат, чтобы бороться в Лондоне за золотую медаль?

- Думаю, что эта борьба пойдет на уровне 47,5 - 47,3. Но для того чтобы гарантированно выиграть, надо быть готовым еще сильнее.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru