КАК КЛАССНО БОЛЕТЬ ЗА ГОЛЛАНДИЮ! |
9 июля 2010
Я никогда не была футбольным болельщиком. Поэтому просто не знаю, каково это - жить интересами исключительно своей команды, отслеживать мельчайшие подробности ее жизни, ждать матчей, ликовать до самозабвения при победах и изнемогать от горя, когда случаются поражения.
Не припомню и такого, чтобы я болела за одну и ту же страну на нескольких футбольных чемпионатах подряд. В 2002-м была страшно заинтригована Германией. Чемпионат мира проходил как раз в те сроки, что я находилась на отдыхе в Хорватии, но транслировали все матчи исправно. В одном из первых, еще групповом, Германия поразила какой-то абсолютной беспомощностью. Но по мере того, как шло продвижение команды к финалу, она на глазах преображалась.
Самое удивительное заключалось в том, что схема игры оставалась прежней. Просто передачи на глазах становились все более точными, передвижения игроков - более быстрыми, а комбинации - автоматическими. Я подчеркивала в программке чемпионата матчи с участием немцев и ждала их с нетерпением: чем еще они меня удивят?
На чемпионате Европы-2004 я болела за греков. Хотя на самом деле не за них, а за их главного тренера Отто Рехагеля. Ужасно нравилось наблюдать, как он лепит весьма незаурядную команду из зауряднейшего «товара». В меру разболтанного и к тому же ленивого.
Слепил. Выиграл. И никогда больше ни один матч с участием Греции почему-то не вызывал у меня и малой доли прежнего интереса. Наверное, потому, что в 2004-м игра греков постоянно порождала в сознании аналогии с российской сборной. Соответственно, наблюдая за подопечными Рехагеля, я невольно размышляла: на что может быть способна сборная России, достанься ей незаурядный тренер?
Точно так же, как за Рехагеля, в 2008-м я болела за Арагонеса. Сначала он чисто по-человечески вызывал у меня сочувствие: понятно ведь, что для тренера в таком возрасте любая мало-мальски напряженная игра может закончиться инфарктом, больничной койкой, а то и более мрачными последствиями. Но вскоре стало очевидно, что дедушка не так уж прост: команду он держал поистине железной рукой, что применительно к такой стране, как Испания, сложно в принципе. Собственно, и до сих пор, наблюдая за испанцами, я вижу эту руку, несмотря на то что на тренерской лавке сидит уже совсем другой дед.
Нынешний чемпионат в ЮАР побил все рекорды по переменчивости моих личных симпатий. Сначала я болела за Аргентину и ее буйного предводителя (слово «тренер», согласитесь, подходит Диего Марадоне все-таки меньше). Как человеку, который застал Марадону-футболиста и много раз восхищался его игрой, мне безумно нравилось видеть черты Диего в игре сборной, которую он выводит на поле.
Феерическая концовка поединка Уругвая и Ганы бесповоротно влюбила меня в уругвайцев. Настолько, что в матче за третье место я, пожалуй, буду болеть именно за эту страну. Но за немцев я буду болеть тоже: во-первых, старая любовь не ржавеет, а во-вторых, несмотря на поражение в полуфинале, эта команда мальчишек на протяжении всего чемпионата скорее восхищала, нежели разочаровывала.
Они точно так же, как многие их предшественники, прибавляли от матча к матчу, на глазах превращаясь из неплохих по отдельности игроков в мощную и слаженную машину. Другое дело, что мощи и зубастости им все-таки не хватило: прежние, подозреваю, легли бы костьми, но затолкали бы мяч в ворота соперников. Если надо - вместе со всей испанской командой. И горько пожалел бы тот, кто оказался бы ненароком на их пути. Теперь же главным моим «немецким» воспоминанием южноафриканского чемпионата так и останется, наверное, осьминог-предсказатель Пауль, решивший за всю сборную Германии, что в финале ей делать нечего.
А вот в этом самом финале, знаю точно, мои симпатии будут на стороне голландцев. Команды, за которой по южноафриканским городам и весям, глуша клаксонами вувузелы, ездит колонна из полутора сотен разномастных оранжевых транспортных средств - от грузовиков до крошечных седанов и мотоциклов. Команды, во имя которой пенсионного возраста люди самозабвенно красят лица, волосы, голые животы в оранжевый цвет и натягивают на солидного размера задницы плюшевые шкуры тигровой масти. Команды, которая выцарапала все свои футбольные достижения прежде всего пахотой, а не везением.
Ей-богу, такая сборная заслуживает победы. Я даже немного завидую голландским болельщикам. Хотя что уж тут лукавить: сильно завидую. Это так классно - быть болельщиком страны, чья сборная играет в финале чемпионата мира!
|